Лекция №11. Композиционные понятия массивности и пространственности архитектурной объемной формы. Статичность и динамичность объемной формы.
Массивность и пространственность формы – это двапротивоположных состояния формы, образующих пределы, между которыми возможны бесчисленные промежуточные состоянияпо массивности и пространственности. Один предел – форма максимально заполнена массой; другой предел – форма выражена минимальным количеством массы.
Особенности статичной композиции:
Формы, имеющие хорошо выделенный центр, организованные посредствам оси симметрии, массивность объекта, визуальная тяжесть и незыблемость формы, более темный фон.
Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие. Для придания композиции статичности используются только вертикали и горизонтали.
Статичность или статика в архитектурной композиции - это свойство композиции, выражающее покой, неподвижное состояние, устойчивость во всем строе формы.
Особенности статичной композиции:
- Статичные предметы имеют хорошо выделенный центр или ось, являющуюся осью симметрии;
- Статичность требует ровных спокойных линий формы и распределения масс, четких членений по вертикалям и горизонталям; визуальной массивности объекта.
- Равенство и нюанс отношений размеров по трем координатам пространства характеризует статичность формы.
Динамичность в архитектурной композиции – это свойство композиции, вызывающее зрительное восприятие движения, стремительности формы.
|
|
Особенности динамической композиции:
- Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя её среди других.
- Чтобы динамичность проявилась явно, необходимо, как - то обозначить начало, придать направленность форме.
- Динамика формы создается контрастной композицией, при которой ярко выражено различие, неравенство и противопоставление элементов объемной формы.
Например, если сравнить куб и параллелепипед, то куб – это концентрация массы при равенстве размеров, определяющих форму, он создает впечатление устойчивого постоянства, то параллелепипед уже имеет определенную динамичность, у него реакция на изменение формы определяется движением глаза вдоль длинной стороны объема.
Динамичность возникает не только при неравных отношениях в размерах формы, но в зависимости от отношений и других свойств, например, цветовых. Если форма имеет цвета одного тона, но разной насыщенности, то движение будет ощущаться в сторону более насыщенного цвета. Важно правильно выбрать ведущее динамичное начало и завершение динамики, иначе может быть утрачена целостность и логика построения формы.
Лекция №12. Создание глубинно – пространственной композиции. Центричный и линейные виды глубинно-пространственной композиции.
|
|
Доминирующим признаком глубинно-пространственной композиции является пространство, которое организуется расстановкой объемных форм. Композиция предполагает движение зрителя в глубину и восприятие ее последовательно и в целом. Для создания глубинно - пространственной композиции нужно учитывать тип и форму пространства.
Типы пространства:
1. Экстерьерное (площадь, улицы) и интерьерное (закрытое со всех сторон и сверху);
2. Замкнутое (ограниченным со всех сторон формами), частично замкнутое или открытое (организуемом отдельно стоящими объемами);
Формы пространства:
1. Простая или сложная геометрическая форма;
2. Симметричная или ассиметричная;
3. Единая (пространство воспринимается целостным) или расчлененная;
4. Развивающаяся по горизонтальной или по вертикальной координате;
5. Сужающаяся от зрителя или расширяющаяся;
6. С поверхностью основания, наклоненной на зрителя или от зрителя;
7. С вертикальной, наклоненной от зрителя или наклоненной на зрителя поверхностью, ограничивающей данное пространство.
Принципы построения глубинно-пространственной композиции на основе композиционного центра (центричный вид).
|
|
Центром глубинно-пространственной композиции является – пространство, в котором пересекаются главные и второстепенные композиционные оси (связи или коммуникации).
Композиционная ось в глубинно-пространственной композиции - это линейное пространство, связывающее другие архитектурные пространства или объемы.
Композиционным центром может являться как атриумное пространство или пространство амфитеатра, в центре которых пересекаются главная и дополнительная оси. Композиционный центр способствует формированию композиции как единого целого, удерживает внимание зрителя.
Практическая работа: «Организация глубинно-пространственной композиции с центром в виде атриума или амфитеатра».
Описание работы: выявить заданное пространство, сделать его выразительным, подчеркнуть его характер и особенности, придать масштабность, сделать понятным и легко воспринимаемым зрителем; использовать представленные принципы организации архитектурного пространства центричного вида (с помощью атриума и амфитеатра).
Выявляя пространство, необходимо помнить, что в конечном итоге должна получиться целостная, законченная композиция. Количество средств при решении должно быть минимальным, так как введение многих средств может приводить к зрительному разрушению пространства. Выбранные средства должны быть точные и подчеркивать характерную особенность именно заданного пространства.
|
|
Выполнение макета:
Требования к выполнению задания:
При создании эскиза макета дать характеристику пространству:
- экстерьерное, интерьерное (интерьерное пространство рассматривается в макете, как открытое сверху)
- замкнутое, полузамкнутое, открытое;
- простая или сложная геометрическая форма;
- симметричное или асимметричное;
- единое или расчлененное;
Дополнительные характеристики пространства:
- пространство, сужающее от зрителя или расширяющееся;
- пространство с поверхностью основания, наклоненной на зрителя или от зрителя;
- поверхность, ограничивающая данное пространство, наклонена от зрителя или наклонена на зрителя.
Лекция №13. Линейный вид глубинно-пространственной композиции. Создание композиции с использованием линейного пространства, развивающегося по вертикали и горизонтали (линейный вид)
Основой формирования глубинно-пространственной композиции также может служить главная композиционная ось. На ней располагаются главные элементы композиции, отличающиеся размером, формой, расположением. Если главная ось расположена по горизонтали, организуется линейное пространство (пассаж; галерея).
Если ось расположена по вертикали формируется пространство, которое развивается по вертикали.
Сложная глубинно-пространственная композиция формируется с использованием главного и подчиненных центров, которые образуются на пересечении главных и дополнительных осей. В формировании сложной глубинно-пространственной композиции большую роль играет соподчинение дополнительных центров и осей основному центру и главной оси композиции.
Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!