Влияние наглядных средств на учебную деятельность в процессе изучения истории.



Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым. Так, с помощью различных приёмов конкретизации, методом картинного описания можно без всяких наглядных пособий создать у обучаемых, незнакомых с изображениями древнего Кремля, некоторое представление, образ Кремлёвских стен при Иване Калите, так как элементы этого представления («толстые дубовые брёвна», «высокие стены», «крепкие ворота», «высокие башни») ранее усвоены школьниками из жизненных наблюдений.

При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.

Иначе обстоит дело в обучении истории. Здесь предметом изучения являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвести и предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся мы не можем. Что касается общественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядность может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

За этим исключением метод предметной наглядности в обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности - оружие и доспехи; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжёлой ратной службы и их подвигов - полуистлевшие знамёна, ключи капитулировавшего в 1760 году Берлина, потёртые мундиры и кивера.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность,  изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели.

Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных, сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого.

Наконец, особый вид наглядности представляет условная наглядность, то есть выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики [11].

Классификацию по внешним признакам учёные и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.

Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель демонстрирует историческую карту -единичная, потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлением рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте полушарий - общее. Ученики убеждаются, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверхности. Её очертания мелом учитель наносит на физическую карту, и ученики ещё раз сравнивают положения рек, морей с контурами исторической карты [7].

Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменить картой другого исторического периода. В противном случае у учеников будут формироваться ошибочные исторические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятия по атласу или карту учебника. При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила. Перед показам учитель даёт словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные учениками ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

Среди картин, используемых в преподавании истории, независимо от характера сюжета различаются учебные картины, созданные как учебные пособия, художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определённого жанра. Правда, репродукции многих произведений крупных художников на историческую тему используются в качестве наглядных пособий на уроках истории. С другой стороны, хорошая высокохудожественная учебная картина, несомненно представляет собою произведение искусства. И всё же учебная картина качественно своеобразна, имеет ряд существенных особенностей, к ней предъявляются особые требования.

Прежде всего, учебная картина по истории создаётся художником или иллюстратором специально как школьное наглядное пособие. Но в отличии от учебных таблиц, в которых изображение вещественных памятников прошлого представлено изолированно, учебная картина - пособие синтезированное, дающее целостное изображение исторического явления, где все алименты отобраны и объединены. По содержанию и сюжету учебная картина должна полностью соответствовать школьной программе и возрасту учащихся. Она отражает не случайные эпизоды, а узловые, существенные события и явления, изучаемые на уроках истории и доступные пониманию учащихся. Её композиция проста, контуры чётки. Она легко обозрима. А главное - всё содержание учебной картины нарочито отобрано в соответствии с учебно-познавательными и воспитательными задачами данной темы. В ней нет ничего лишнего, но есть всё достаточное для создания конкретного представления об изучаемом явлении и для необходимых выводов о нём [9].

Что касается произведений живописи на историческую тему, то многие из них вошли в серию картин по истории, изданную для школы, другие используются учителями на уроках истории в виде отдельных репродукций большого формата. На уроке нецелесообразно использовать картину, сюжет которой далеко выходит за рамки школьной программы. Её использование, без нужды перегружая урок, потребовало бы длительных и сложных объяснений.

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!