Годы установления Советской власти и Гражданской войны.



Давлятханова В.Л.

                                                                (историк Ишимовской средней школы)

История возникновения населённого пункта Ишимово

Легенда об Исмагиле и его сыновьях

       Из поколения в поколение бережно передают наши односельчане легенды об основателях нашей деревни. Насколько они соответствуют истине, никто и не знает, но всё же, в душе возникают образы наших пращуров - находчивых, трудолюбивых, мудрых. О чем же гласят эти легенды?

       Во второй половине XVII века на свободной черноземной долине реки Арий у современного Богородска поселились татары Уразмет с братом Янабирде и Исмагил. Исмагил построил дом в деревне Арий, но долго там не прожил, вскоре под давлением русских поселенцев был вынужден переселиться к Уразмету и Янабирде, на озеро Кургашкуль. Легенда утверждает, что Исмагил поселился на горе, которую позже назвали Исмагиловой и где сохранились следы его построек. По всей видимости, это созвучная по названию возвышенность и есть гора Смоилова, расположенная в 3 км к западу от современного села Богородск. Братья проложили дорогу на реку Ирень, прорубив топором просеку. Когда выросли сыновья Исмагила, Самар и Ишим, они поселились на берегу Ирени.

Ишим – основатель нашего села

В нашем селе есть место под названием «Иске йорт». Жители считают, что именно там первоначально обосновался Ишим. Потом его сыновья, внуки, правнуки стали строиться, занимая новые участки. Один сын Ишима переселился в местечко, которое и сейчас именуется «Искечук». Местность была покрыта дремучими лесами. После смерти отца дети назвали деревню Ишим авыл, теперь по-русски Ишимово.

Во время Крестьянской войны под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева (1773-1775) Ишим и его брат Самар с семьями скрывались в глухих лесах. Здесь беженцев случайно обнаружил проходивший отряд правительственных войск. Заподозрив  в сочувствии к пугачевцам, каратели убили их там же, в лесу. В двух километрах от деревни Малый Тарт,  на левом берегу Ирени,  находится могила. Местное предание гласит, что там похоронен основатель села Ишимово.

 Когда-то на могиле росли березы и ель, и место было заметное, но со временем оно стало забываться. Могилу Ишима с помощью жителя деревни Самаровой Минтаира Гайнуллина нашли учащиеся Ишимовской школы вместе с руководителем музея Светланой Васильевной Гайнутдиновой. Поставили металлическую ограду, сделали надпись «Дедушке Ишиму от потомков».

Жизнь ишимовских крестьян до Октябрьской революции.

Крестьяне нашей деревни были государственными. В XVIII-XIX веках в Осинском уезде государственные крестьяне составляли примерно половину его жителей. Они обязаны были уплачивать денежный оброк и отбывать государству натуральные повинности: подвозную, дорожную и строительную, а также повинность по приёму и содержанию военных частей и проезжающих чиновников, сопровождению арестованных и пересылаемых каторжников. Вместе с тем они имели право избирать себе род деятельности и переходить в другие податные сословия, приобретать личное имущество. Государственные крестьяне облагались специальной натуральной податью ясаком. Ясак платили куницами или взамен их деньгами «по полтине за куницу». В начале 60-х годов 19-го века натуральные повинности были отменены.

В 1869 году окрестные селения входили в Воскресенскую волость Осинского уезда Пермской губернии. В деревне Ишимовской было 97 дворов, 531 житель, мечеть и 1828 десятин земли.

Ишимовцы были хозяйственными людьми. Разводили много скота: гусей, овец, кур, коров и т.д. На Арий-базаре они продавали гусиный пух, овечью шкуру и шерсть, молоко, мёд, творог. Занимались земледелием, разными ремёслами. Но не всегда ладили с законом. Так, в апреле 1906 года Богородский волостной старшина Пастухов жаловался красноуфимскому исправнику Крашенинникову за незаконные порубки леса крестьянами в Ишимовой. Когда 8 апреля последний лично выехал в село, возле дома старосты Гильметдинова собралась толпа в 100 человек. Пришлось исправнику для её разгона применить оружие. 

Грамотных людей в деревне было очень мало. В 1864 году при мечети был организован 1-й класс школы. Сначала там учились 15 мальчиков и 15 девочек. Их учителями были мулла и женщины. Одна из них – Хадича абыстай (жена Фатих муллы) – обучала девочек на дому, а платой за один день обучения было одно…полено дров. У неё обучились грамоте Сафура и Халима (тоже будущие абыстаи-учителя).                                                                                                                      

 

Годы установления Советской власти и Гражданской войны.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!