В германском эпосе «Беовульф»- богатырь, который , спасая людей, убивает чудовище –Гренделя. Добрый король Беовульф правит 50 лет, затем погибает, защищая свой народ от дракона.



Мидгард – мир человеческий, вокруг – огромный змей. асгард – мир богов ( соединен мостом, образуемым радугой) и утгард- населен чудовищами –карликами и великанами..

В Исландии героический эпос получил особое развитие. Мифология здесь отразила жизнь Скандинавии «эпохи викингов» (9-11 вв).Наиболее древний памятник – сборник «Эдда», возникший в 13 столетии из народных эпических песен, создававшихся ранее - в 9-12 веках. В героических песнях «Эдды» содержатся элементы, восходящие к преданиям древних германцев, но они переработаны в соответствии со скандинавским бытом и легендами. Это сказания о подвигах Зигфрида (сканд. Сигурда), добывающего клад  нибелунгов.

Сигурд – муж Гудрун, побратим ее братьев Гуннара и Хегни. Гуннар  по наущению Брунхильды убивает Сигурда. Брунхильда берет обвинения назад, обвиняя Атли ( она любила Сигурда, а Атли вынудил выйти замуж за Гуннара. Мстит Атли за смерть братьев ( вариант- братьям за смерть Сигурда)

    У исландцев сохранялся аллитерационный стих (в отличие от континентальных народов, у которых стих сменился рифмой). Древнеисландская литература включает в себя более позднюю поэзию скальдов ( дружинных певцов). Древнейшие из дошедших до нас скальдических стихов были сочинены в первой половине 9 в., т.е. за 4 столетия до того, как они могли быть записаны. Выдающимся скальдом был Эгиль Скаллагримсон. Наряду с поэзий скальдов было много прозаических саг – родовых, исторических, фантастических и героических. (Например, «Сага о Волсунгах» середины 13 в., саги, разрабатывающие сюжеты, восходящие к Эдде, к преданиям о Сигурде

Сага о Волсунгах. Волсунг- добрый король, севший на царство в гуннской земле. Погубил зять – Сиггейр-конунг. Отомстил  сын Сизмунд . Дочь Сигню , помогавшая брату, все равно вошла в огонь как жена врага.

 Расцвет героического эпоса в Западной Европе относится к 11-12 вв, произведения создавались в период феодальной раздробленности. Пафосом эпоса являлось стремление к национальному единству, прославлялся подвиг во им родины и короля, символизирующего родину, выражался протест против феодального эгоизма, анархии и национального предательства. Короли – куртуазные, щедрые, но власти у них не очень много.                                                                                                                                                        Французский героический эпос – один из самых значительных в Европе. Сохранилось до 100 поэм 11-14 столетий, получивших названия «Песен о деяниях». Эти поэмы принято делить на три цикла: цикл короля Франции, цикл верного вассала, баронский цикл. К первому циклу относится памятник «Песня о Роланде». Его сюжет восходит к действительным событиям 8 в. – битве в Ронсенвальском  ущелье между франками и басками. В «Жизнеописании Карла Великого» упоминается в числе погибших имя знатного франка Хроуланда, ставшего прототипом Роланда в героической поэме. Этот эпизод был переосмыслен – вместо басков – арабы-мусульмане.

 Роланд- главный герой, погибает в открытом бою. Предатель – отчим Гангеллон советовал поставить Роланда на страже в ущелье и донес неприятелям.

Последние мысли Роланда – «о родине, о Франции-красе, о Карле-властелине». Образ короля имеет объединяющее значение. Его отличают моральное и физическое превосходство, любовь к родине, к ближним. Он мстит за погибшего Роланда, и его победы одержаны не без помощи Бога. Произведение выражает идею единства родины, возмущения моральнымпадением предателя. Поэма имела значение и как воплощение символической идеи борьбы христиан с мусульманским миром, что было связано с идеологической подготовкой к крестовым походам.         

Испанский героический эпос отразил историческую обстановку в этой стране, c 7 занятой арабами. Борьба за возвращение (реконкисту) велась вплоть до середины 15 в. На основе песен и преданий, созданных ранее, с   10 в. формируется испанский эпос. Центральный герой – Родриго Диас (Рой Диас де Бивар), прозванный за доблесть Сидом (араб. sidi –господин).Самая крупная из эпических поэм – «Песнь о моем Сиде». Герой  - воплощение  нравственно-героического идеала, рыцарь, который всем обязан своей доблести и храбрости. Он щедр и заботлив по отношению к дружине, любим простыми людьми. Образ противопоставлен высокомерной и коварной феодальной знати

Родриго  Диас был оклеветан врагами и  и изгнан королем Альфонсо. Но он продолжает служить королю, собирает войско и отвоевывает одну область за другой. В итоге король встретил его с почетом, простил. Женил на дочерях Диаса своих племянников. Но те показали себя как трусы (во время нападения сарацин, из-за льва, убежавшего из клетки). По дороге в Кастилию бросили жен в лесу. Но король созвал кортесы,  виновные были наказаны.

В 14-начале 15 столетия в Испании рождается жанр романса, разрабатывающего отдельные эпизоды древних эпических поэм. Таков цикл романсов о Бернардо  дель Карпио. Исторические романсы называют испанской «Илиадой» в то время как новеллистические и лирические - испанской «Одиссеей».  

 Немецкий исторический эпос формируется в 12-13 вв., в то время, когда идея национального единства обретает особое значение. Крупнейшая поэма – «Песнь о нибелунгах». Первая часть повествует о подвигах и смерти богатыря Зигфрида, 2 – о мести его жены Кримхильды и трагическом финале кровавой распри                                     (это отражение исторических преданий об уничтожении гуннами Бургундского королевства).

Кримхильда – бургундская принцесса, вышедшая замуж за короля Нидерландов Зигфрида ( который до этого завоевал волшебный меч, плащ-невидимку, клад Нибелунгов , убил дракона и искупался в драконьей крови) .Для шурина –Гунтера Зигфрид сосватал деву-воительницу Брунгильду. Вернулись в Вормс. Считала, что Зифрид – простой вассал, и сестру Гунтер  унизил.  Зигрид в  волшебном плаще забрал у Брунгильды  пояс и волшебное кольцо, и воительница  стала слабой. как обычная женщина. Через 10 лет результатом ссоры женщин является предательское убийство  Зигфрида. Кримхильда мстит  братьям

  «Песнь» стала источником множества драматических и музыкальных произведений немецкой художественной культуры (Вагнер - «Золото Рейна, «Зигфрид», «Гибель богов»).

Более поздним образцом средневековой народной поэзии являются песни и баллады Англии и Шотландии. Наиболее популярны баллады о Робин Гуде – благородном разбойнике.                              

Рыцарская (куртуазная) литература 12-13 в. отразила формирование института  рыцарства – христова воинства», такие его ценностные ориентации, как защита гроба господня, религии, бедных, угнетенных, служение союзерну, рыцарскому ордену, культ прекрасной дамы. Рыцарская литература развивалась в двух направлениях - лирическом и эпическом. Своего классического развития она достигла во Франции.                                                                                              Рыцарская куртуазная  лирика возникла в Провансе, где появляется поэзия трубадуров ( trobor – прованс.- изобретать, находить, courtois- учтивый) – поэтов и композиторов, исполнителей собственных произведений. Известные поэты – Бертран де Борн, прославляющий героев -воинов, Джуафре Рюдель ( тема «любим издалека»), Бертран д, Аламано ( жанр «альба»- чувство индивидуальной любви, которое восстало против подавляющих его феодальных законов и обычаев).В Германии рыцарская лирика была представлена поэзией миннезингеров ( австрийский рыцарь Рейнмар из рода Хагенау, Вальтер фон дер Фогельвейде и др.) .    

Рыцарский роман – центральное явление средневековой светской литературы, в котором ставились и разрешались важнейшие проблемы человеческой личности и ее отношений с миром. В рыцарском романе на первом месте не общенациональные события, а личная судьба героя, его любовь, во имя которой совершаются подвиги. Классический образец – куртуазный роман на французском языке. Характерно наличие сказочных, фантастических элементов, обилие авантюр, исключительных ситуаций. Герой проходит трудные испытания, доказывая свою доблесть .К рыцарскому роману относятся различные легенды о короле Артуре и рыцарях «Круглого стола». Крупнейший мастер – Кретьен де Труа, создатель романов «Ланселот или рыцарь Телеги», «Персеваль или повесть о Граале» ( тема религиозного служения, служения людям, отказа от личного счастья).У Вагнера – оперы «Парцифаль» и «Лоэнгрин».Культура рыцарства была прогрессивным явлением – принципы гуманизма, защиты справедливости, уважения к женщине. Произведения рыцарской литературы отличают глубокий психологический анализ, богатство фантазии, совершенство поэтической формы. 

 

 

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!