Русская культура конца XV - XVI вв.

Культура Средневековой Руси

В истории славянского народа IX век открывает новую стра­ницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы и рождается в Гардарике молодое сильное государ­ство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завер­шают период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.), иногда, правда, доводят до времени Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IХ - начало Х II вв.

Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случай­ным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, пере крестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако неоднократно создавало и·критические моменты в ее истории. Несмотря на географи­ческую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него - княгини Ольги, а еще ранее ­киевских князей Аскольда и Дира. Тесные экономические, политичес­кие и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

Не менее важным был и другой фактор, связанный с религиозной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального  восприятия мира. Весьма примечательно, что именно на этом  акцентирует внимание "Повесть временных лет". В ней приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Рассказы­вается о прибытии миссионеров из Византии, мусульман - из Дунайской Болгарии, иудаистов - из Хазарии, о том, что князь был неудов­летворен проповедями всех, кроме византийца, о том, как он послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры, а затем принял решение остановиться на христианстве византийского обряда. Византийское богослужение произвело на русских, впервые знакомившихся с христи­анством, сильное впечатление. По мнению игумена Иоанна Экономцева, столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву'.

Около 988 г. Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде Добрыня, который прежде учреждал культ Перуна, теперь крестил новгородцев.

По описанию "Повести временных лет", Владимир крестился в Новгороде, в церкви Святого Василия. После крещения он избавился от болезни глаз (слепоты), что еще больше укрепило его веру в Бога. Вернувшись в Киев, Владимир приказал принять крещение всему населению города.

Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные ко­стры, огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились огню-Сварожичу, справляли буйные праздники ста­рины. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Служители древней религии - волхвы упоминаются летописями еще в ХН в. как организаторы киевского восстания 1113 г.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Это так. Но вряд ли христианизация Руси может рассматриваться как единственная отправная точка окультуривания русского народа. Даже несмотря на то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите именно христиан­ской мысли, внимательный взгляд на шедевры древнерусского искусства все же обнаружит глубокое их родство с наследием архаики: будь то заставки-инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптур­ные орнаменты соборов, мелодический строй церковных песнопений.

Жители Киевской Руси постепенно усваивают христианское миро­воззрение, согласно которому чувственно воспринимаемый мир не обладает истинной реальностью. Он есть лишь отражение имеющего приснобытие (то есть вечное существование) мира высших истин, приблизиться к смыслу которых можно через божественное откровение с верой, посредством умного созерцания, мистического прозрения. Эти истины воспринимаются человеком как знаки, символы. Символ, таким образом, выступал способом познания, освоения мира и был по существу единственной сохраненной связкой сакрального и мирского.

Важным было также и то, что христианство придает особое значение полярным категориям Добра и Зла и проводит линию раздела между ними через самого человека. Телесный мир человека, оскверненный грехопадением, должен быть преображен индивидуальными уси­лиями личности. Учение о грехе и о спасении (греч. - хамартиология) становится центром христианского богословия.

Фактором, подготовившем принятие христианства Русью, стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Они прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г.

Договор 911 г. между Олегом и Византией уже был написан на двух языках - греческом и славянском. О довольно широком распро­странении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют летописи и археологические находки, относящиеся к ХI в., многочисленные новгородские берестяные грамоты.

Русская литература родилась в первой половине ХI в. в среде господствующего класса. Русская культура Средневековья была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины ХVIII в. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в ХУ - ХУI вв. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в., используя гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без словораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под титлами. Почерк ХI - ХШ вв. В науке называется уставом в силу своего четкого, торжественного характера. Древнерусская книга - это объ­емистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В ХI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниа­тюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово евангелие (ХI в.) и Мстиславово Eвангелие (ХII в.).

В основе литературного языка - живой разговорный язык Древней Руси, точнее - областные его диалекты (южные и северные) - Под­непровья  и Новгорода Великого. Вместе с тем в процессе его формиро­вания большую роль сыграл близкородственный ему, хотя и иноземный 110 происхождению, язык старославянский, или церковнославянский. Именно на этот язык Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась

на Руси церковная письменность и велось богослужение. Будучи одним из диалектов староболгарского языка, церковнославянский обладал большим набором отвлеченных понятий, которые стали неотъемлемым достоянием русского языка: "пространство", "вечность", "разум", "ис­тина".

Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Перевод рассматривался как часть собственной наци­ональной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлен выбор переводных сочинений, бытовавших в рукописной тра­диции. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви IV - УI вв.: Иоанна Златоуста (350 ­470), Василия Великого (ок. 330 - 379), Григория Нисского (ок. 335 - ок. 394), Кирилла Иерусалимского. Переводились также про­изведения массовой литературы: Хроника Ионна Малалы, "Христиан­ская топография" Косьмы Индикоплова, апокрифы, патерики. Наиболь­шей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толко­вая.

Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянски­ми авторами, относятся к концу ХI - началу ХН вв. Среди них такие выдающиеся памятники, как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского", "Слово о законе и благодати". Жанровое разнообразие древнерусской литературы ХI ­ХН вв. невелико: летописание, житие и слово. Деление произведений древнерусской литературы на жанры достаточно условно. Это происхо­дит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Одним и тем же, наиболее общим термином "слово", писатели называли и торжественную речь митрополита Илариона, и воинскую повесть.

Среди жанров древнерусской литературы летопись, развивавшая­ся в течение восьми веков (ХI - ХVIII вв.), занимает центральное место. Ни одна европейская традиция не обладала таким количеством анналов, как русская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописани­ем на Руси занимались монахи, прошедшие специальную выучку. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отражая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летопис­цы проявляли независимость мысли, отражая точку зрения широких масс на то или иное событие, нередко подвергали критике действия князей.

Древнейшая русская летопись "Повесть временных лет" в ориги­нале имеет более пространное название: "Се повести времянных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть". Дошла до нас эта летопись в рукописных копиях не старше XIV в. Из них наиболее замечательны две: сборник 1377 г., условно называемый Лаврентьевской летописью (1377) по имени писца-монаха - Лаврентия, переписавшего ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича (1323/24 ­1383) (в состав его вошли "Повесть", доведенная до 1110 г., и Суздаль­ская летопись, заканчивающаяся описанием 1305 г.), и сборник начала ХУ в., получивший название Ипатьевской летописи по месту хране­ния - Ипатьевскому монастырю в Костроме (в состав этого сборника, кроме "Повести", входят Киевская летопись до 1201 г. и Галицко-Во­лынская, 1201 - 1292 гг.). Главное различие между этими двумя списками "Повести" - в ее конце. Лаврентьевская летопись заканчи­вается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля 1110 г. - огненном столпе над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним следует еще несколько сказаний, относящихся к 1111, 1112 и 1113 гг. Авторство "Повести" приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г. Основная идея произведения глубоко патриотична k единство русской земли. Княжеские усобицы и кровавые распри, начавшие сотрясать тогда русскую землю, осуждаются летопис­цем. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерус­ского летописного свода, повествующего об истории Русской земли в целом.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы ­житие - буквально соответствует греческому "жизнь" и латинскому "vita". Он представляет жизнеописания знаменитых епископов, патри­архов, монахов - основателей тех или иных монастырей, реже ­биографии светских лиц, но только тех, которые считались церковью святыми. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином "агиография" (от agios - святой и grafo - пишу). Составление житий требовало соблюдения определенных правил и стиля изложения: нето­ропливого повествования в третьем лице, композиционного соблюдения трех частей - вступления, собственно жития и заключения. Во вступ­лении автор просит прощения у читателя за свое неумение писать, а заключение обязательно должно было содержать похвалу герою, поэто­му было наиболее ответственной частью, требовавшей от автора хоро­шего знания риторики. Главное действующее лицо изображалось непре­ложно святым, а отрицательный герой вводился для контраста и действовал на заднем плане. Жанр жития неподвижен, он исключает описание становления характера и сводится обычно к подбору материа­ла для иллюстрации святости героя. Агиография, таким образом, ­искусство дореалистическое, ближайшей параллелью которому может быть древнерусская иконопись. В человеке устранялись все черты его индивидуальности, "временности", он становился обобщенным вопло­щением либо добра, либо зла. По преданию, Нестору-летописцу принад­лежит авторство всех трех первых дошедших до нас житий - двух житий первых христианских мучеников князей - братьев Бориса (? ­1015) и Глеба (? - 1015) - "Сказание о Борисе и Глебе" и житие игумена Феодосия (? - 1074) - основателя Киевской лавры ("Житие Феодосия Печерского").

Речи, называвшиеся в старину "поучениями" и "словами", отно­сятся к жанру красноречия. "Золотой век" их развития на Руси приходится на ХН в., но уже в ХШ в. этот жанр приходит в упадок и совершенно исчезает из литературного обихода в XIV в. Все дошедшие до нас памятники церковного и светского красноречия Киевской Руси по содержанию и форме делятся на дидактические и эпидактические, то есть торжественные. Дидактическое красноречие - это область, доступная всем, кто владел пером или минимальным даром речи, Оно преследовало практические цели назидания, информации, полемики. Его ярким образцом является "Поучение Владимира Мономаха", дошедшее до нас в Лаврентьевском списке "Повести временных лет" под 1096 г. В начале "Поучения" один из выдающихся князей своего времени Владимир Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализующая тема, заданная цер­ковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кончается "Поучение" автобиографией князя.

Торжественное красноречие - область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим дошедшим до нас памятником этого жанра является "Слово о законе и благодати", авторство которого предпо­ложительно приписывают первому киевскому митрополиту Илариону и датируют между 1037 и 1050 гг.'

Под большим воздействием церкви находился другой вид древне­русского искусства - архитектура. С приходом на Русь христиан­ства широко начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Пе­черский, основанный в середине XI. Антонием (983 - 1073) и Феодосием Печерскими (? - 1074). Печеры, или пещеры - это места, где первоначально се лились христианские подвижники, и вокруг кото­рых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Наряду с Киевским известен также Ильинский подземный монастырь в Чернигове - уникальный историко-архитектурный памят­ник в толще Болдинской горы, по преданию основанный Антонием около 1069 г. Также знаменит Печерский монастырь под Изборском Псков­ской области.

Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством и связано с именем его а п о л о г е т а - преподобного Антония. Неординарнейшее явление христианской духовной культуры, называемое еще исихией (молчальничество, умное делание), - это путь преображения человеческого духа через а с к е т и з м , уход от мира.

Подземные монастыри были очагами исихии на Руси, ибо здесь ни звуки мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Традиционная жизнь в общежительных монастырях не была такой строгой. Люди, отрекавшиеся от обычной жизни и уходившие в монасты­ри, могли продолжать выполнять многие мирские обязанности. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. Монастыри становились центрами распространения духов­ных знаний. Рядовой монах мог стать летописцем, зодчим, иконописцем. Несомненно, что именно монастыри сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были постро­ены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Деся­тинная церковь Успения богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время нашествия Батыя в 1240 г. она была разрушена. Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего храма Руси позволили установить, что эта постройка площадью около 900 кв.м, увенчанная, по словам летописи, 25 "верха­ми", Т.е. главами, была грандиозной по замыслу и исполнению. Также многоглавным был 13-верхий собор Киевской Софии, возведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константи­нополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией. Археоло­гические раскопки обнаружили, что храм был окружен крепостной стеной митрополичьего замка. Софийский собор - памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Многие фрески написаны на русские сюжеты. Изображены семья Ярослава Мудроrо, бытовые сцены: скоморошьи пляски, борьба ряженых, охота на медведя.

В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом же веке были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монасты­рях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых - князей Бориса и Глеба - возводится грандиозный храм площадью около 5ОО кв.м. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софий­ский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.), в архитектурном облике которого уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в символическом порядке, гораздо мощнее и суровее сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные, как в Киеве, и избыток орнаментальных украшений языческой древности с ясно проглядываю­щимся рисунком узелкового письма.

В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, метал­лообработка, ювелирное и др. В Х в. появляется гончарный круг, и до сих пор археологи на территории бывшего Киевского государства находят великолепные шиферные пряслицы, грузики для веретен. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью: "Людота ковал". С этого времени русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени. Многие украшения выполнены в характерной технике з е р н и : на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков. Применялась также с к а н ь - рисунок наноси­ли тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной э м а лью. Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполнен­ные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XI в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Под скипетром князей Рюриковичей в единую державу были объединены (на площади около 7000 км2 восточнославянские, летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена. Начинает складываться об­щность древнерусского народа, которая выражалась в выработке лите­ратурного языка, покрывавшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа, в формировании общей культуры. Высокий по тем временам уровень развития общест­венной мысли, национального самообразования демонстрируют русские летописи. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-историчес­кого развития русского народа, в котором тесно переплеталось христи­анство и язычество.

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите об основных духовных составляющих мировоззрения восточных славян по Велесовой книге.

2. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси?

3. Какие стороны древнейшего языческого сознания претерпели ко­ренное изменение под влиянием христианства, а какие - в меньшей степени и почему?

4.Расскажите, как развивалась культура Киевской Руси.

5.Назовите основные составляющие культуры эпохи Киевской Руси.

6.Расскажите об основных памятниках культуры славянской древ­ности.

 

  

Русская культура XIV - ­первой половины XV вв.

Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного разви­тия и первой крупной победой над иноземными завоевателя­ми в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-вос­точной Руси и наличием удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси.

Борьба русских людей с иноземными захватчиками - основная тема литературных произведений того времени. Это летописная "Повесть о взятии Батыем города Владимира", "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем". В них рассказывается о гибели русских городов, смелости и мужестве русских воинов.

Литературным памятником того времени стало "Житие Александ­ра Невского". В поэтической форме в нем рассказывается о Невской битве (1240), Ледовом побоище (1242), об отношениях Александра Невского (ок. 1220-1263) с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспе­ваются его подвиги во славу Земли Русской.

В "Сказании о граде Кuтеже" повествуется о том, как после гибели защитников град Китеж стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Лишь изредка город возникает как отражение в озере Светлояре, при этом слышится звон городских колоколов.

Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произ­ведение этого времени "Задонщина" (от места битвы - за Доном). Оно написано в жанре исторической повести рязанцем С а Ф о н и е м в 80-е гг. ХУI в. Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в "Слове о полку Игореве". Победа на Кулико­вом поле - это как бы отмщение за поражение войск Игоря Святосла­вовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской Земли.

 


Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новго­роде и Пскове - городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV - ХУ вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства, экономической и политической жизни.

Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создава­ла впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства так отметил академик И. Э. г р а б ар ь (1871 - 1960): "Идеал новгород­ца - сила, и его красота - красота силы".

Результат новых исканий и традиций старого зодчества - церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). Образцы нового стиля - церковь Федора Стратилата (1360 - 1361) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а ниш - фресками. Церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой стороне Нов­города, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым в Новгороде велось и крупное граждан­ское строительство. Новгородские мастера совместно с немецкими по­строили Грановитую палату (1433) для торжественных приемов и заседа­ний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий - суровая и лако­ничная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого каменного кремля составляла почти девять километров.

Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий сo взаимно перекрещивающимися  арками, что впоследствии дало возмож­ность освободить храм от столбов. Псковские мастера завоевали на Руси  всеобщую известность и оказали большое влияние на московское строительство.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. К этому времени относится сооружение белокаменной крепости      Московского Кремля.     .

Московский Кремль - древнейшая центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 1366 - 1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время на территории Московского Кремля были построены новые храмовые и гражданские строения.

Велось строительство и в других городах - Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне - шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей.

Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества ­Успенский собор в Звенигороде (ок. 1400), Собор Саввина Сторожевско­го монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергис­вого монастыря (1422).

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению "кубичности" и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIV - ХУ вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением истории живописи домонгольского периода. Иконопись развивается также в Новгороде и Пскове. Новгород­ская иконопись в XIV в. в отличие от фресок развивалась медленно. На иконах писалось, как правило, единоличное изображение святого. Если же на одной иконе писалось несколько святых, их не связывало какое­-либо действие, они изображались фронтально. Этим достигалась сила воздействия. Новгородские иконы этого периода характеризует лаконич­ная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к "золотому веку". Широкое распространение наряду с иконописью получила фрес­ка - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространст­венно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особен­но проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата (1360) и церкви Успения на Волотовом поле (1352; разрушен во время Великой Отечественной войны).

Особое место среди художников XIV - ХУ вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405). Родом из Византии, он обошел в скитаниях Византию, Крым, а затем и Русь. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека - фрески, иконы - отличаются монументальностью, силой и драматической выра­зительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения. В москов­ский период творчество Феофана Грека характеризует его уже как художника, обретшего спокойствие и уравновешенность.

В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Эти росписи сохранились фрагментарно. Характе­ристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каждая фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением. Феофан Грек воплотил в своих персонажах одухотворен­ность человека, его внутреннюю силу.

В Москве Феофан Грек совместно с Cимеоном  Черным расписывает церковь Рождества Богородицы (1395 - 1396) с приделом Лазаря. Расписывает также Архангельский собор в Кремле (1399), вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым - Благовещенский собор в Кремле (1405). Для иконостаса этого собора он использовал доски высотой более двух метров. Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской живописи.

Другим известным мастером этого времени был великий русский художник Адрей Рублев (ок. 1360/70 - ок. 1430) - монах Андронико­ва монастыря (тогда под Москвой), в котором он умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Произведе­ния Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле (1405), Успенском соборе во Владимире (1408), Троицком соборе в Троице-Сергиевой лавре (1425 - 1427), Спасском соборе Андроникова монастыря (1420-е гг.).

В отличие от творчества Феофана Грека искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлым настроением, состоянием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля - лирическая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.

Наиболее известное его произведение, совершенное по исполне­нию, - икона "Троица" (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Она была написана для иконостаса Троицкого собора в Серги­евском Посаде. На иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нpaвственного совершенства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Душевная чистота, ясность, вырази­тельность, золотистый колорит, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии.

Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева фрески на тему «Страшный суд" в Успенском соборе во Владимире (1408). В отличие от традиционного изображения образы Рублева полны человечности, нет излишней суровости.

Сохранился также иконостас в Троице-Сергиевом монастыре (1424 - 1426), который Андрей Рублев расписывал со своими учени­ками. Его кисти принадлежат изображение Павла и Михаила. В конце жизни Андрей Рублев расписал собор в Андрониковом монастыре.

 

Русская культура конца XV - XVI вв.

Для историко-культурного развития русских земель конец  ХV - ХVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершалось формирование русской народности. Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов.

В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы. В литературе появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику. Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в "Сказании о князьях Владимирских". В нем утверждалось, что русские государи ведут свое происхож­дение от римского императора Августа и, следовательно, имеют право на все русские земли. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее с идеей о Москве как о "третьем Риме". Игумен псковского Елизарова монастыря Фиофей в своих посланиях великому князю Василию III писал, что прежде существовали два мировых центра христианства - Рим и Византия, которые пали из-за отхода от "истин­ного христианства". Правители Византии изменили истинному христи­анству, заключив у н и ю (объединение православной и католической церквей с признанием главенства римского папы при сохранении своих обрядов и богослужений.) (1439) с католической церковью, следствием чего было падение Византии и завоевание ее турками (1453). Москва же, не признав Флорентийскую унию, стала мировым центром христи­анства, Т.е. "третьим Римом". А "четвертому Риму не бывать", так как, по мнению церкви, может быть только "три мировых царства", после чего наступит "конец света". Тезис "Москва - третий Рим" был призван служить обоснованием мирового значения Русского государст­ва, а также исключительного значения церкви.

Хозяйственные и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности u просвещения, которые распространялись прежде всего среди феодалов и купечества. Встречались грамотные и среди крестьян. Грамоте обуча­ли в частных школах в основном священники и дьячки. В школах изучали часослов и псалтырь, (Часослов - церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты богослужения.

 Псалтырь- сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет.) а в некоторых - начальную грамматику и арифметику.

Большую роль в истории культуры России сыграло появление кнuгоnечатанuя. Первые попытки его относятся к концу ХV в., но началось оно в 1553 г. Первые издания не имели авторов и не датирова­лись, до настоящего времени известно семь первых печатных памятни­ков. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Книгопечатание

тало государственной монополией. Во главе типографии стояли дьяк Иван Федоров (1510 - 1583) и Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. была напечатана первая русская датированная печатная книга - "Апос­тол" ("Апостол" _ богослужебная книга, содержащая почти весь Новый Завет, за исключе­нием Евангелий.), а в 1565 - "Часослов". Позже Иван Федоров и Петр Мстиславец переехали на Украину, затем в Литву, где продолжили свою деятель­ность. В Москве книгопечатание продолжили их ученики - Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. Всего до конца XVI в. было издано около 20 книг церковно-религиозно  содержания.

Среди литературных памятников того времени - огромный 10-томный свод церковной литературы "Четьи-Минеи" ("Чтения Ежемесяч­ные"). Это написанные митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествова­ния каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например. Лице­вой Летописный свод ("лицевой" - т.е. украшенный миниатюрами) - своеобразная всемирная история от сотворе­ния мира до середины XVI в. Памятником русской исторической литера­туры является также "Степенная книга", составленная в 1550 - 1563 гг. духовником царя Ивана IV (Грозного) Андреем. В ней излагается русская история от Владимира 1 (Святославича) до Ивана IV. Книга составлена по материалам летописей, родословных книг и др.

Свод житейских правил и наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержит "Домострой". Он защищал патриархальный уклад в семье и деспотическую власть главы семьи над ее членами. В книге давались советы, как быть бережливым, приберегать запасы и др.

 

Архитектура конца XV - XVI вв. отразила возрастание между­народной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии, которая в то время была передовой страной Европы.

Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV – начале  XVI вв. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту (неглазурованные керамические изделия, в основном красно-коричневого или кремового цветов) . Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485 - 1495 гг. белокаменные стены Московского Кремля были заменены кирпичными.

В 1475 - 1479 п. был сооружен новый Успенский собор - по образцу Успенского собора во Владимире. Храм поражает красотой

пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он "чуден величеством и высотою и светлостью и звонностью и пространством". Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества ХVI в.

В 1484 - 1489 гг. псковскими мастерами был построен Благовещенский собор - домовая церковь Великих князей.

Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505 - 1508 гг. !IoI11 построен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция - традиционный крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса. Архангельский собор был xpaмом-усыпальницей, куда перенесли гробницы всех Великих князей, начиная с Ивана Калиты, здесь хоронили всех Великих московских князей, а затем - царей до Петра I.

В Московском Кремле возводились также и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1487 - 1491), построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо.

Грановитая палата, названная так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями, предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столом посредине, на который опираются четыре крестовых свода.

Архитектурным центром Московского Кремля стала столпообразная церковь-колокольня Ивана Лествичника ("Иван Великий", 1505 1508, надстроена в 1600).

Позже были построены Теремный дворец (1635 - 1636), Патриарший дворец (1653 - 1655) и ряд небольших храмов; в 1776 - 1787 г. здание Сената, в 1839 - 1849 - Большой Кремлевский дворец, 11 1844 - 1851 - Оружейная палата. В ХVII в. башни Московского Кремля получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения.  Среди башен наиболее значительная - Спасская, на ней часы Кремлевские куранты (часы с боем). На территории Кремля хранятся памятники русского литейного искусства "Царь-пушка" (ХУI в.) и "Царь-колокол" (ХУIII в.).

В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величия и силы единого русского государства.

Продолжилось храмовое строительство и в других городах. Монументальные соборы воздвигнуты в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове и в больших монастырях - Кирилло-Белозерском и др.

Развивалось также и другое направление в зодчестве, связанное со строительством небольших посадских и вотчинных храмов. К этому времени была изобретена новая система кирпичных перекрытий кресчатого свода, что позволило строить небольшие бесстолпные xpaмы. В архитектуре этих храмов более отчетливо выделялись светские эле­менты.

Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало стро­ительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532) стала первым на Руси новым типом строения и по форме, и по высоте. Храм был построен в честь рождения наследника престола Василия III ­будущего царя Ивана Грозного. По типу шатрового был построен и собор паса-Андроникова монастыря, динамично устремленный вверх.

Вариантом шатрового храма стал Покровский (собор Покров а "на рву"), получивший название собора Василия Блаженного - по имени известного московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Собор был построен в 1555 - 1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани Иваном Грозным. Собор представляет собой группу из девяти столпообразных (столпных) хра­мов, размещенных на общем постаменте - высоком подклете и объединенных внутренними переходами и наружной галереей - гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого располо­жились купола восьми приделов. Все они имеют форму "восьмерика", идущего от традиций русского деревянного зодчества. Архитектурно-декоративное убранство собора богато и разнообразно. Живописность композиции и пышность наружного убранства, а также малая площадь отдельных приделов, где одновременно могут находиться пять-шесть  человек, свидетельствуют о том, что собор замышлялся как храм-памят­ник. Он рассчитан в основном на внешнее восприятие.

В XVI в. огромный размах получило строительство крепостей, так называемое "крепостное строительство". Были построены кремли в Нижнем Новгороде (1508 - 151), Туле (1514), Коломне (1525 - 1531), Зарайске (1534), Серпухове (1566) и других русских городах.

В Москве в 1535 - 1538 гг. была возведена вторая линия укрепления, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы - Китай­город. В 1585 - 1593 гг. была воздвигнута третья линия каменных укреплений Москвы - Белый город. Работами этими руководил извест­ный мастер Федор Конь. В 1595 - 1596 гг. он построил Смоленский Кремль, в архитектуре которого сочеталось техническое совершенство и изящество оформления.

Мощные стены и башни были выстроены и во многих монастырях, бывших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монасты­ри: Новодевичий, Пафнутьево-Боровский, Троице-Сергиев, Иосифо-Во­локоламский, на Севере - Кирилло-Белозерский, Соловецкий и др.

Живописьконца XV - XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия (ок. 1440 - 1502/03). Он обладал огромной силой художника и неистощимой творческой фанта­зией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле. Эти росписи сохранились фрагментарно. Их сюжеты - образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. Позже Дионисий работал в Иосифо-Волоколамском монастыре, в последние годы жизни вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае (1500 ­1503). Его работы - иконы и фрески отмечены утонченным рисунком, изысканным колоритом, пышной декоративностью, отличаются празд­ничностью и нарядностью, светлой радостью.

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился жанр исто­рического портрета, хотя изображение реальных лиц носит все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись галереи Благове­щенского собора (1563 - 1564). Наряду с традиционными изображе­ниями святых и московских князей появляются портреты византийских императоров и "античных мудрецов": Гомера в русском платье, Верги­лия - в мантии и широкополой шляпе, Плутарха, Аристотеля и др.

Живопись конца ХV - XVI в. характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Эти же мотивы начинают проникать и в другие виды культуры.


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!