IY. Расцвет и крушение Византии.

Средневековье: основные этапы и закономерности       развития

 

                                    ПЛАН:

    1. Средневековье: основные черты и этапы развития.

2. Развитие государства в период Средневековья. Роль городов. Ремесло и торговля

3. Роль и место мировых религий в средневековом мире.

4. Расцвет и крушение Византии.

 

Средневековье является одной из основных частей аграрной культуры. Оно охватывает период с V в. н.э. до 1-ой половины XVIII в. В основном, средневековье совпадает с периодом зарождения, становления и развития феодализма как общественно-экономической формации. Хотя это совпадение не является полным, из-за неравномерности развития отдельных стран и регионов. Феодализм существовал во многих европейских странах вплоть до середины XIX и начала XX в.

Общепринятая периодизация средневековья включает 3 основных этапа:

1. Раннее средневековье с V по X вв., – период генезиса феодализма и его утверждения .

2. Расцвет средневековья (а точнее феодальной системы в Западной и Центральной Европе) относят к XI - XV векам.

3. С XVI в. наблюдаются процессы разложения феодализма  

и зарождения капиталистических отношений. Нередко XVI век относят уже к новому времени, Впрочем, процессы разложения феодализма и зарождения внутри него капиталистических отношений закономерно накладываются друг на друга, разделить их практически невозможно.

   Общая характеристика средневековья:

Средневековая Европа складывалась из двух разных систем или миров, культурный разрыв между которыми был огромен и казался непреодолимым:

 Во-первых, это Античный мир, - мир уже христианский, хотя и рабовладельческий. Мир высокоразвитый (и не только для своего времени), оставивший в наследство человечеству классические образцы не только высочайшей художественной культуры во всех ее жанрах, но и образцы политического устройства от широкой демократии до военной диктатуры. Мир, в орбиту которого, так или иначе, было втянуто не только население Средиземноморья, Малой и Средней Азии, Северного Причерноморья, Севера Африки, но и многие европейские этносы помимо греков и римлян. Это жители Пиринейского полуострова, племена Северных Балкан и Британии.

Другим миром еще более обширным был мир варваров: родоплеменной, языческий, со своим неповторимым обликом, еще не знавший классового строя, переходивший от кочевого образа жизни к оседлому; от собирательсва, охоты, скотоводства к земледелию и животноводству. В течении средних веков эти различия постепенно стирались и в XV - XVI в. античное наследие было в целом усвоено и предопределило во многом развитие культуры по крайней мере вплоть до конца XVIII в.

Одной из важнейших черт истории европейского средневековья являлась интенсификация связей с соседними континентами: арабами с Ближнего Востока и Северной Африки, народами Закавказья, странами Азии до Индии и Китая. Европа впитала через них и богатейший опыт Востока. Средневековое европейское общество развивалось более динамично, по сравнению не только с древними цивилизациями, но и современными ему обществами в других частях света. Поэтому не только этап промышленной цивилизации до конца ХIХ в., но и средневековье в истории мировой цивилизации называют “эпохой европейской гегемонии”.

В тоже время по сравнению с последующими эпохами общественное развитие средневековой Европы было замедленным. Ручное производство, прямая передача производственных и бытовых навыков, низкий уровень техники и знаний ставили человека в зависимость от природных условий. Голод и эпидемии нередко приводили к демографическим катастрофам, которые усугублялись непрекращающимися войнами. Так, если в 200 г. население Европы составляло 44 млн. человек то в 500 только 30 и продолжало сокращаться вплоть до 8 века, затем оно крайне медленно растет и только в 1200 достигает 49 млн. Медленный подъем продолжается до 1340 г. достигнув 74 млн. Эпидемия чумы (черной смерти) в середине XIV в. уносит 3-ю часть населения, а в некоторых регионах более половины. Население восстанавливается только к середине XVI века и с этого отмечается его устойчивый рост. К началу промышленной революции оно составит уже немногим более 110 млн.

Сравните с общемировыми показателями: 200 г. - 257 млн., 500 г. – 207, 700 - 206, 1200 - 400, 1340 - 442, 1500 - 461, 1750 - 771. Какие можно сделать выводы?

Поборы землевладельцев, государства и церкви усугубляли трудности для большинства населения. Сила традиций, господство религиозного мировоззрения приводящие к догматическому мышлению затрудняли нововведения во всех сферах жизни Неудивительно, что многие ученые эпохи Возрождения считали Средневековье - “темными веками”, периодом упадка и деградации человеческой личности и общества в целом. Такая оценка в то время, когда шла борьба с пережитками средневековья и феодализма, были естественны. Мы не должны забывать, что в средние века были изобретены ножницы, часы, оконное стекло, огнестрельное оружие и множество других новшеств. Появились первые университеты, парламенты, суды присяжных. Наконец сложились основные народы, давшие базу для образования современных наций и их языков. Возникли проекты общества благоденствия и всеобщего равенства людей. В конце концов, Великие географические открытия выросли на базе средневековой экономики и открыли европейцам совершенно новые горизонты.

Внеэкономическое принуждение общее для рабовладельческого и феодального обществ значительно изменило свой характер. Основой нового способа производства стала крупная земельная собственность, эксплуатирующая мелкие самостоятельно хозяйствующие крестьянские хозяйства. Крестьянин из собственника земли превращался в ее держателя, попадая в поземельную, а затем в правовую и личную зависимость от феодалов-землевладельцев. Крестьяне имели в пользовании пахотные наделы и были собственниками основных орудий труда, имели свой скот и усадьбу. Внеэкономическое принуждение основывалось на политической в т.ч. военной силе. Политически крестьянин был ограничен в своих правах, он не признавался дееспособным, не мог сам распоряжаться ни своей судьбой, ни порой и жизнью.

В западной и юго-западной Европе феодальная собственность выступала в виде частного землевладения - поместья, вотчины, манора, сеньории. Зависимость крестьян в пользу дворян, монастырей была наиболее тяжелой.

В Центральной, Северной Европе, в Византии основная часть земли долго оставалось в руках государства. Крестьяне долго оставались лично свободными, но неполноправными людьми. Феодальное общество было сильно расслоено, имело классово-сословную иерархию. Основой этой структуры были ленно-вассальные отношения.

 

II вопрос. Развитие государства в период средневековья. Роль городов. Ремесло и торговля.

 

 После крушения Западной Римской империи в 476 г. Восточная Римская империя (Византия) осталась единственным прямым наследником Античности; просуществовавшая вплоть до середины XV в. В то же время в Византии как и во всей Европе произошел переход от рабовладения к феодализму, который завершился по всей видимости на рубеже Х - ХI веков. Рождение новой Европы происходило в обстановке постоянных войн переселений, продолжающихся варварских вторжений на территорию Западной Европы и Византии. В VI - VII в. на территории Европы возникли так называемые варварские королевства, большинство из которых просуществовало по несколько десятку лет. Сами эти королевства постоянно воевали друг с другом. До VIII - IX веков по Европе передвигались многочисленные племенные союзы не сумевшие основать своих государств, германские, тюркские, иранские, славянские. В VII в. в Европу пришли арабы из азиатских владений Византии. В VIII в. они захватили большую часть Пиренейского полуострова, а в VIII в. Южную часть Италии и средиземноморские острова. В X в. в Центральной Европе появились венгры. С конца VIII в. и до середины XI в. Западную и Южную Европу опустошили набеги варягов-норманов.

Варварские государства вырастали с одной стороны из военной демократии племенных союзов, с другой стороны Королевская власть стремилась на территории бывшей Римской империи использовать опыт античности. Королевская власть становится наследственной и начинается формирование ленно-вассальных отношений.

Появляются первые законодательские акты - Варварские правды. Первый и наиболее известным из них стал франкский судебник начала VI в.“ Салическая правда”, где наряду с привилегиями франкских вождей были узаконены привилегии Римской знати.

Франкское государство достигло наивысшего расцвета при Карле Великом, в VIII - IX веках. Карл Великий был провозглашен императором, его империя простиралась от Эльбы и Дуная до Каталонии. Карл обязал каждого свободного мужчину найти себе сеньора, под началом которого он должен был воевать и от которого попадал в личную зависимость. При Карле регулярно собирались “генеральные” собрания знати. Реально в обсуждении дел участвовали только верхушка знати. Так было положено начало сословно-представительной монархии.

После смерти Карла знать настолько усилилась, что несколько раз отстранила его сына от власти. Внуки Карла поделили в 843 г. его империю на 3 части. В IX -X в. начался этап феодальной раздробленности в Западно - Франкском государстве, впрочем, также как и в Восточно-Франском государстве, на территории которого в XI в. была провозглашена Священная Римская империя, как наследница Римской империи Карла Великого, но королевская власть в ней была выборно-наследственной.

 В период этих империй закончилось формирование ленно вассальных феодальных отношений. В Западно-Франкской еще в начале IХ в., в Священной Римской империи в XI -XII веках.

В XI–XII веках в Европе преобладало феодальная раздробленность часто под внешним покровом слабых монархий. В XIII - XV в. мы наблюдаем усиление государственной централизации в форме складывания монархий и княжеств с сословным представительством.

Этому способствовали в первую очередь экономические причины: переход от натурального и домениального хозяйства к более развитым товарно-денежным отношениям. Включения феодала не только в местный рынок, но и в участие в специализации отдельных регионов в рамках государства или и даже включения в международную торговлю.

Огромную роль в создании новой экономической ситуации играло не только повышение производительности и товарности в сельском хозяйстве, благодаря совершенствованию орудий труда и методов производства (переход к трехполью, стойловое содержание скота и т.д.), но и роль городов.

Города в средневековой Европе превратились в третью силу между королем и феодалами, между феодалами и крестьянами. Они уже с X - XI веков становятся как экономическим, так и политическим фактором. После крушения римской империи многие города пришли в упадок. Их возрождение и рост был связан с процессом отделения ремесла от сельского хозяйства

 Первые столетия средних веков характеризовались господством натурального хозяйства. Крестьяне обеспечивали себя и господ не только сельхозпродуктами, но и ремесленными изделиями. В деревне, правда, выделялись немногочисленные крестьяне-ремесленники (кузнецы-универсалы, гончары, кожевенники). Были ремесленники и среди дворни в королевских и крупных феодальных владениях, появились и бродячие ремесленники. В основном ремесленники производили изделия на заказ, но товарные отношения в ремесло проникали гораздо быстрее.

 Также обстояло дело и с торговлей. Обмен продуктами был незначителен. Монетные средства платежа, регулярные рынки сохранились лишь в южных регионах (особенно Италии). В других

районах господствовали натуральные средства платежа: прямой обмен, сезонные торжища. В товарном обороте преобладали привозные товары предметы роскоши - шелка, тонкое сукно, ювелирные изделия.

 Уже к концу раннего средневековья в VIII - XI веках складываются наряду с южным торговым путем (Средиземноморье)

вначале западный (Рейн, Маас, Луара) северный от Ла Манша до Балтики и восточный (из варяг в греки), включавший и русский. Появились купцы - профессионалы, купеческие компании, затем гильдии.

 Процесс градообразования шел 2-мя путями: Возрождение античных городов и появление варварских из ремесленных поселений, в портах, на месте ярмарок, торжищ, вокруг королевских резиденций. Раньше всего средневековые города (IX век) сложились в Италии и Византии, в X веке на юге Франции и по Рейну, в X - XI веках на Севере Европы. К XIII веку вся Европа покрыта сетью городов.

Массовый характер градообразования был связан в X - XI веках с бегством крестьян от укрепляющейся феодальной зависимости. Тогда появилась пословица “городской воздух делает свободным”.Средневековый город достиг своего расцвета в XII - XIV веках и все-таки первоначально города находились в сеньоральной зависимости от владельца земли на которой стоял город. Города платили им все феодальные повинности. Но в X - XIII веках по всей Европе развернулось “коммунальное движение” городов. Города освобождались от власти сеньоров и создавали свои органы управления: имели выборных советников, бургомистров, мэров, свой суд, финансы, свои системы налогообложения, воинское ополчение, т.е. образовывались города - коммуны. Там где королевская власть была сильна, власть сюзерена оставалась. И все-таки жители всех городов считались лично свободными.

 Поэтому здесь и сформировалось “третье сословие”.

Городской ремесленник уже в основном был товаропроизводителем, реже работал на заказ. Тем не менее, жизнь ремесленника была строго регламентирована сеньором, государством, городскими властями, внутригородскими объединениями, товариществами, братствами, ремесленными цехами.

Что такое цех? В XIV - XV веках цеха стали закрытыми. Мастерами могли стать только близкие родственники членов цеха. Важнейшим видом городской деятельности была торговля. Сам город с его портом, крупными сооружениями, рынком, оборонительными службами, чиновниками выступал в качестве заказчика для ремесленников и торговцев, а также для домениальных продуктов сельского хозяйства. О международных торговых путях мы уже говорили, но торговля была делом крайне опасным не только благодаря несовершенству средств и путей сообщения, монетарной системы, но и благодаря беззаконию царившему на дорогах. Не только отдельные феодалы, но и короли не брезговали грабежом торговых караванов. Часто этот разбой прикрывался введением всё новых и новых пошлин. Особую проблему создавали пираты и постоянные войны. Для защиты своих интересов купцы вначале в рамках одного города, а затем и нескольких городов объединялись в гильдии.

Таким союзом была знаменитая Ганза (1358), в которую входили купцы северных городов, в том числе и Новгород. Ганзейский союз имел свой флот, объявлял войну и мир, вмешивался в дела Балтийских государств и боролся за гегемонию на Северном и Балтийском морях.

Города боролись за расширение своих вольностей, за своё представительство в рамках сословно-представительной монархии добивались этого, так как всегда выступали на стороне монарха против феодальной раздробленности, за централизацию и порядок.

 

III. Роль мировых религий в период средневековья.

Аграрный период в истории человечества неотделим от преобладания тех или иных форм религии в жизни общества. В период дикости различные формы языческой религии носили родоплеменной характер, верой в помощь умерших предков. Рядом с предками затем возникает звериный культ. В ранний период древнейших цивилизаций обожествляются как звери, так и силы природы, что бесспорно связано с переходом людей к земледелию и скотоводству. Во времена античности “культ человека” меняет и религию – боги уподобляются людям, их много и они отнюдь не безгрешны.

Уже во времена античности возникают первые религии, основанные на единобожии и не связанные с конкретными родовыми или национально-государственными признаками: буддизм (около 5 века до н.э.), христианство(1 век н.э.). Ислам, который возник в период античности по мере своего развития и распространения к YII веку приобрел функции и признаки мировой религии. 

Для всех мировых религий характерно противопоставление мира духовного личностного и мира общественного материального, общественного. Взгляд на земную жизнь как временную, как период испытаний и лишений (искупление греха) во имя спасения души в вечном загробном мире.

Несмотря на провозглашение индивидуального пути человека к богу, все мировые религии создали разветвленную теологическую сеть, которая не просто претендовала на посредничество между богом и человеком, но и вмешивалась самым активным образом не только в частные мирские дела, но и дела государственные. В средние века церковь не просто стала частью государственного аппарата, но и нередко пыталась подменить его собой.

Церкви, монастыри по мере развития феодализма стали не только крупнейшими собственниками земли, но и зависимых крестьян. Более того, именно под знаменем мировых религий в средневековье велись все кровопролитные войны, их целью являлось не только расширение государственных границ, но и распространение той или иной религии, а значит подчинение церкви новых народов.

Рассмотрим функции мировых религий на примере христианства, так как речь в нашей лекции идет о европейском средневековье, где христианство в его различных формах является и сегодня преобладающей формой религии.

Христианство выросло из иудаизма и заявило о себе во второй половине 1 века нашей эры. Первые христианские общины возникли в Малой Азии. Их членами были представители “униженных и оскорбленных” нижних слоев общества: бедняки, представители рассеянных Римом народов, рабы и вольноотпущенники. У них не было церковнослужителей (клира), как и церквей. Единые догматы и обряды также не существовали. Единственное, что их объединяло, была вера во Христа – бога-спасителя и ненависть к Риму.

Первые христиане подвергались жестоким гонениям в Римской империи, поэтому им нередко приходилось собираться на проповеди и молитвы в катакомбах, поэтому этот период христианства называют катакомбным. 

 По мере нарастания кризиса в Римской империи менялся социальный состав общин, в них стали входить и состоятельные люди. Из них формировался клир, представители которого должны были “наставлять” мирян, появились первые монахи, люди ушедшие из мирской жизни и посвятившие себя Богу.

Христианское учение становилось все более популярным, Римские императоры решили использовать христиан к борьбе за Римский престол. Римские императоры Константин и Лициний объявили в 313 году свободу христианского вероисповедания. В 325 г. император Константин собрал Никейский собор, который принял “символ веры”, был оформлен союз между императорской властью и церковью. Главой церкви стал император, а христианство стало государственной религией. Константин перенес столицу в Константинополь (современный Стамбул). Началась борьба между Римскими епископами (с конца YI века – папами) и Константинопольскими патриархами. Окончательный разрыв между западной, католической и восточной, православной церквями произошел в 1054 г.

После крушения западной римской империи роль пап несколько изменилась. Короли новых варварских государств в своей постоянной борьбе друг с другом обращались за покровительством к папам, при этом часть принимая христианство в форме различных ересей. Папы благословляют их. В ходе этой борьбы король франков Пипин Короткий передает папе ряд районов на территории современной Италии. Так возникло теократическое государство Папская область.

Католическая церковь в период средневековья подчинила себе не только мировоззрение людей, науку, образование, она в определенные периоды становилась над светской властью и активно вмешивалась в ее дела. Даже Карл Великий получил титул императора из рук Папы Римского. В последующем вместе с укреплением монархических форм правления и принятия законов о престолонаследии эта функция стала менее значимой, но никогда не исчезала. Она служила причиной ухудшения отношений королей и пап, которое закончилось Авиньонским пленением папы (1309 г) и расколом католической церкви, что привело и свою очередь к укреплению кардиналов, опирающихся на поддержку светской власти своих национальных государств.

Церковь в тоже время превратилась в крупную военную силу. Монашеские ордена превратились в вооруженные отряды, призванные огнем и мечом крестить языческие народы Европы.

В 1095 г папа Урбан II объявляет крестовый поход против “неверных”. Официальной причиной “крестовых походов” стало турецкое завоевание Сирии и Палестины. Крестовые походы, продолжавшиеся до середины тринадцатого века хотя и приводили к временному взятию Иерусалима в гораздо большей степени разрушали города и, в первую очередь христианские. В 1204 году был взят и разграблен Константинополь, что, конечно, ослабляло противоборство Византии с турками.

 Церковь узурпировала значительную часть судебной власти. Вместе с возникновением инквизиции (1204) она взяла на себя карательные функции.

Таким образом, теологический характер средневекового общества бесспорен, хотя он совсем не отрицает параллельного сосуществования внутри него сильно развитых элементов рыцарской и народной культур, теологический характер которых не так ярко выражен.

IY. Расцвет и крушение Византии.

Реформы Константина в IY веке практически означали разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную – Византию. В течении IY века обе империи иногда соединялись под властью одного императора. Окончательный разрыв произошел в конце IY века. Крушение Западной Римской империи превратило Византию в единственную наследницу эллинистического мира, хранительницу античного наследия.

Византия в меньшей степени пострадала от нашествия варварских племен. Этому способствовала и компромиссная политика императоров, которые нередко принимали на военную службу целые варварские племена, а также умело использовали противоречия между ними.

В Византии кризис рабовладения протекал не так остро, как на Западе. Здесь труд рабов использовался вплоть до YII в. так как соседние с Византией варварские племена, воюя друг с другом, продавали рабов Византии. В тоже время в Y-YII веках и в Византии идет зарождение феодальных отношений.

Наивысшего расцвета Византия достигает в YI в при императоре Юстиниане (527–565). Юстиниан издает свод законов –Кодекс Юстиниана, который охватывал все стороны жизни Византийского общества. Главной его идеей было укрепление централизованного государства: “Одно государство, одна религия”. Император был официально объявлен главой церкви.

Кодекс объявил равенство граждан перед законом. Кодекс давал достаточно большие возможности рабу стать свободным (стать епископом, монахом, солдатом); к рабам перестали относиться как к вещи, его нельзя было убить. Тем не менее законы предусматривали смертную казнь (распятие, четвертование, сожжение и т.д.) за множество преступлений.

Правление Юстиниана не было безоблачным. Здесь и народные восстания и недовольство реформами многих чиновников и крупных землевладельцев. Тем не менее Юстиниану удалось на какое то время победить ряд “варварских королевств” и объединить часть Западной Римской империи вокруг Константинополя.

Византию времени Юстиниана называли страной тысячи городов. Правда, города в Византии носили разный характер. Наиболее крупные и, в первую очередь, Константинополь стали центрами ремесла и торговли. Большинство провинциальных городов носило полисный характер, то есть являлись местом проживания земельных собственников.

За свою тысячелетнюю историю Византия пережила как периоды кризисов и катастроф (YII–IX, XIII, середина XY века), которые привели к ее крушению, так и период величайшего расцвета (X–XII), когда Византия являлась самым сильным и богатым государством мира, “золотым мостом” между Западом и Востоком.

Первый кризис был связан с арабским нашествием и нашествием варварских, в основном, славянских племен. Внешняя угроза сопровождалась внутренним конфликтом между государством и церковью, так называемое “иконоборчество”. Под идеей о непознаваемости и невидимости Бога и божественного императорская власть выступила против усиления церкви и ее богатства. Формально победили в этой борьбе иконопочитатели. По существу конфликт закончился компромиссом. Было ограничено монастырское землевладение и отчасти церковные привилегии, а император становился хранителем религиозных традиций. В этот период был нанесен серьезный ущерб развитию Византии: разрушены многие церкви, опустели города.

Со второй половины IX века начинается период восстановления городов, интенсивного развития феодальных отношений. До этого времени преобладающей формой собственности на землю была государственная собственность, земельный надел можно было получить за службу в армии. Теперь начинается раздача государственных и пустующих земель знати, государственным чиновникам, военным командирам. Второй особенностью феодализма в Византии было длительное существование крестьянской общины, связанной круговой порукой. В Византии складывается строго централизованная система управления, когда местные чиновники подчиняются целиком центру и подчас превращаются в сборщиков налогов. В это же время устанавливается необычайно пышный, торжественный и красочный придворный и церковный церемониал, потрясающий современников.

Развивается торговля. Изделия Византийских ремесленников, в первую очередь, ткачей и ювелиров пользуются колоссальным спросом в Европе. Развивается миссионерская деятельность по христианизации варваров. Повышается вновь уровень грамотности населения империи. Монахи Кирилл и Мефодий несут грамотность в Восточную Европу, создавая славянский алфавит.

В конце ХII – начале ХIII веков новый кризис Византийского государства, вызванный нашествием турок сельджуков и первым крестовым походом. На территории Византии создается Латинская империя крестоносцев и ряд мелких государственных образований.

Несмотря на то, что последней династии Византийских императоров – династии Палеологов – удалось еще на два столетия продлить существование Византии (1261–1453) былого величия ей не суждено было достигнуть. Перед лицом опасности турецкого завоевания император и патриарх обратились за помощью к католической церкви, и даже была подписана Уния (1439), по которой православная церковь должна была подчиниться папе римскому, встреченная враждебно церковнослужителями и населением Византии. Крестовые походы (1396 и 1440) европейцев против турок не дали результатов. В 1453 году Константинополь пал. Пал “Второй Рим”, центр православия и античного наследия. Его эстафету суждено было подхватить “Третьему Риму” – Москве. 

 

 

        


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!