Критика идеалистических и метафизических теорий



Этиологии болезни

Несмотря на то, что с глубокой древности и до наших дней вопрос о том, почему заболел человек или животное, был в медицине и ветеринарии одним из главных, к сожалению, и в настоящее время этиология остается, по выражению И.П. Павлова, «самым слабым отделом медицины». Между тем очевидно, что без выявления причины болезни невозможно определить правильный путь ее профилактики и лечения.

Серьезная научная разработка этиологии началась лишь в конце XIX в., благодаря бурному развитию биологии и медицины вообще и микробиологии в частности. Отправным стимулом к этому явилась «целлюлярная патология» Р. Вирхова, обосновавшая материальную природу возникающих при болезнях функциональных нарушений и побудившая исследователей к поиску конкретных материальных причин этих нарушений.

Революционный прорыв в микробиологии, связанный с открытием целого ряда микроорганизмов-возбудителей инфекционных болезней (П. Эрлих, Р.Кох, Л. Пастер и др.), нанес сокрушающий удар по вековым идеалистическим представлениям о причинах и сущности болезней, утвердив материалистические принципы детерминизма. В дальнейшем стали выявляться все новые и новые причины болезней. При этом долгое время считалось, что наличие причины (болезнетворного фактора) равнозначно наличию болезни, в то время как организму отводилась роль пассивного объекта при действии этого фактора. Этот период в развитии учения об этиологии обозначен как период механического детерминизма. Вскоре, однако, стало очевидным, что далеко не всегда наличие патогенного фактора приводит к возникновению болезни. Было доказано, что не менее важную роль в возникновении болезни играют состояние организма (реактивность, пол, возраст, конституция, индивидуальные анатомо-физиологические особенности, наследственность) и многие другие факторы, которые либо способствуют, либо, напротив, препятствуют возникновению болезни.

Так возникли два диаметрально противоположных взгляда в трактовке проблем этиологии: монокаузализм и кондиционализм.

Монокаузализм (греч. mono – один, causa – причина) – механистическое учение, определяющее значение в возникновении болезни только ее основной (т.е. одной) причины; все остальные факторы существенной роли не играют. Его возникновение связано с бурным развитием микробиологии и разработкой представлений об инфекционном процессе. Однако ученые ΧΙΧ века не смогли правильно оценить открытие микробов, достаточно полно объяснить взаимосвязь микроба и организма. Сторонники этого направления утверждали, что для возникновения инфекционных болезней вполне достаточно проникновения возбудителя в организм, а реактивность организма, его восприимчивость, условия жизни никакого значения не имеют. Впоследствии оказалось, что в организме могут находиться микробы без развития заболевания (например, бациллоносительство при туберкулезе). Таким образом, это учение материалистическое, но механистическое по сути, так как слишком упрощенно толкуется роль этиологического фактора. Но для своего времени это учение было прогрессивным, хотя и не было обращено внимание на сам организм, его защитные силы и условия, в которых действовала причина. Кроме того, сторонники этого направления в понимании этиологии сводят на нет роль врача и возможность влиять на возникновение заболевания и его развитие

Кондиционализм (греч.condicio – условие) – субъективно-идеалистическое учение, игнорирующее роль причинного фактора в возникновении болезни и заменяющее его суммой нередко случайных и вполне равноценных условий. Учение отрицает объективность причины. Утверждения сторонников кондиционализма базировались на тех наблюдениях, когда проникновение патогенных микробов в организм не всегда сопровождалось развитием заболевания: нужны были определенные условия, которые, по их мнению, играли решающую роль (все то же бациллоносительство при туберкулезе). Таких условий очень много, их нельзя учесть и предотвратить, т.е. практически подошли к непознаваемости болезни. Однако, несмотря на агностицизм этого направления, оно смогло дать в дальнейшем толчок именно детальному рассмотрению условий, где проявляется болезнь, их влиянию на уровень защитных свойств организма.

Родоначальником кондиционализма был немецкий физиолог и философ М. Ферворн, утверждавший, что «понятие причины есть мистическое понятие», подлежащее изгнанию из точных наук. Концепция кондиционализма в этиологии оказалась очень стойкой, в той или иной степени ее придерживались крупнейшие отечественные патологи (С.С. Халатов, Н.Н. Аничков, И.В. Давыдовский и др).

В настоящее время монокаузализм и кондиционализм в их первоначальном виде уже не встречается, однако современные варианты кондиционализма в виде полиэтиологизма, «теории факторов», «факторов риска», «болезней цивилизации» широко распространены не только за рубежом, но и в отечественной науке. Эти вопросы достаточно дискуссионны, поэтому предоставим решать их времени и науке, тем более что в животноводстве они имеют меньшее значение.

С современных позиций обе точки зрения не могут рассматриваться как правильные: монокаузализм, совершенно справедливо выделяя главную причину болезни, напрочь отрицает роль условий, в которых она возникает; кондиционализм же, напротив, отрицает ведущую роль основной (главной) причины болезни, полностью приравнивая ее к прочим условиям, делая тем самым невозможным изучение специфических факторов болезней и проведение этиотропной терапии. Правильная позиция в этом вопросе заключается в рассмотрении причин и условий возникновения болезней в их диалектическом единстве, т.е. в постоянном и тесном взаимодействии тех и других при сохранении специфической роли каждого из них.

Конституционализм (constitution – устройство) – учение, согласно которому решающее значение для возникновения и течения болезни имеют определенные особенности конституции организма, обусловленные неполноценностью его генотипа, передающиеся из поколения в поколение. Сторонник этого учения утверждали, что ни микробы, ни условия, ни факторы внешней среды не имеют важного значения, а решающим является конституция, обусловленная наследственностью. Такое учение базируется на формальной генетике: если есть дефект в генах, то болезнь проявится обязательно. Конституционализм обезоруживал врача, поскольку заболевание неизбежно и врачебная помощь малорезультативна. Конституционалисты считали, что медицина сохраняет жизнь неполноценных людей и увеличивает банк патологических генов. Это учение антинаучно, реакционно, на нем базируется фашизм, расизм, и оно оправдывает многие неэтические действия врачей (стерилизация неполноценных людей). Однако необходимо отметить, что в ветеринарной практике это оправдано.


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!