Орнаменты русских набивных тканей.



КАРТА УРОКА

по учебному предмету «Прикладное творчество»

3 «Б» класс

Тема урока:   " Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора

Печать на ткани геометрического

орнамента "

Дата: 27 января 2022 года.

 

Инструменты и материалы:

Ткань, гуашь, штампы из природного материала.

 

Задачи урока:

1. Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки);

2. Провести беседу о способах нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись;

3. красители и инструменты, применяемые при росписи тканей.

Задача обучающегося:

1. Выполнить оформление ткани, используя различные штампы из природных форм – простые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на картофеле и моркови.

2. Продумать эскиз оформления ткани, по предложенным преподавателем схемам (круг или квадрат), создать свои раппорты, потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению.

Последовательность работы (с включением письменного описания): Классификация видов росписи ткани

Парамонова Е.Н., преподаватель специальности «Дизайн»
ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»

Ручная художественная роспись тканей – своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корня в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском. Последние впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, в Азербайджане, в Индонезии он существует до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.

Все эти способы получили название «батик» – многоцветная ткань, рисунок на которую наносится ручным способом.

Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На острове Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «писать», «рисовать».

Исследуя искусствоведческую литературу, нами было установлено, что существуют разные способы выполнения росписи по ткани.

Общим термином «батик» обозначают все виды росписи ткани.

Существует много разновидностей росписи по ткани, рассмотрим основные из них.

Холодный батик или батик в технике гута (Рисунок 1). Технология холодного батика появилась не так давно – с развитием химических знаний, это произошло в начале 20 века. Главной отличительной чертой и особенностью данной техники является то, что резервирующий состав, не требует нагревания. Это делает холодный батик очень доступным и приемлемым для широкого круга художников и любителей рисования по ткани. Этот вид росписи по ткани сегодня наиболее популярен, поскольку он не сложен в изготовлении, доступен и эффектен.

Рисунок 1 – Холодный батик

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку резервирующим составом, что придает своеобразный характер рисунку. Работа в целом, смотрится более графично. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикуляр­но к плоскости ткани. При этом напор резервирующего со­става усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку).

В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Заливка рисунка (Рисунок 2) краской производится кистями. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

а

б

Рисунок 2 – Разновидности заливок

а – заливка однородная; б – градиентная заливка или растяжка.

 

Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5-2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.

По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.

В холодном батике возможно использовать дополнительные разнообразные эффекты и техники. Рассмотрим некоторые из них.

Солевая (соленая) техника (Рисунок 3). Декоративный эффект можно получить, используя поваренную соль, помещая кристаллы на влажные окрашенные участки ткани. Соль притягивает к себе краску, при этом получается рисунок, похожий на каплю. Результат зависит, в частности, от

Рисунок 3 – Соленая техника

величины кристаллов соли. Мелкозернистая соль создает изящную структуру рисунка, т.е. многочисленные близко располо-женные друг к другу относительно темные участки пигментных скоплений. Крупная соль дает узоры с четкими цветовыми смещениями. На переходных участках хорошо прослеживаются составные цвета и основные краски.

Декоративное набрызгивание (Рисунок 4). Набрызг делается густой краской с помощью щетки и расчески. Щетка обмакивается в краску, средне гутой консистенции, и в результате трения щетки о расческу осуществляется набрызг. Плотность набрызга увеличивается при более близком поднесении инструментов к ткани. Краска не должна быть слишком жидкой, иначе капли получатся крупными и неаккуратными.

б

Рисунок 4 – Декоративное набрызгивание

а – процесс набрызгивания при помощи щетки и расчески; б – декоративное набрызгивание краской металлик.

Техника декорирования контурами (Рисунок 5) проста в исполнении, но требует достаточно много времени. Объемные узоры придают работе неповторимость и оригинальность. При помощи декоративных контуров можно создавать разнообразные линии и точки разного размера. Цветовой спектр контуров практически не ограничен.

Рисунок 5 – Холодный батик с применением декоративных контуров

 

Свободная роспись. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.

Свободная роспись в свою очередь подразделяется на несколько разновидностей:

1 акварельная техника (свободная роспись с прорисовкой по сухому или свободная роспись с применением солевого раствора);

2 свободная роспись с графической прорисовкой (разорванная линия или незамкнутая графика).

Акварельная техника (Рисунок 6). Контурный состав, удерживающий краску в нужных границах, здесь не понадобится - эта техника основана на плавных переходах одних красок в другие. А жесткие контуры и четкий рисунок, которые акварельная техника отнюдь не исключает, лишь усилят художественную выразительность росписи.

Рисунок 6 - акварельная техника (свободная роспись с прорисовкой по сухому или свободная роспись с применением солевого раствора)

Ткань натягивают на подрамник, равномерно пропитывают водой. Лучше работать по заранее приготовленному эскизу в цвете. Работу начинают широкой и мягкой кистью сверху вниз. Краска на влажном полотне будем плавно расплываться. Работа по сырой поверхности является первым этапом, так называемым подмалевком.

Далее работе дают полностью высохнуть, за тем покрывают солевым раствором для грунтовки, и вновь тщательно просушивают работу. После высыхания грунтовки краска будет впитываться в ткань, а не растекаясь. Можно сделать тонкие мазки, проработать детали работы.

Рисунок 7 – Свободная роспись с графической прорисовкой (разорванная линия или незамкнутая графика)

Свободная роспись с графической прорисовкой (Рисунок 7). В данной технике используется резервирующий состав, однако контуры рисунка не замыкаются, что позволит затем краске из одной части рисунка свободно перетекать в цвет другой.

Узелковый батик (Рисунок 8). Узелковый батик, пожалуй, самый простой способ росписи ткани. Для создания необычных и красочных эффектов на ткани требуется лишь умелое завязывание различных узелков, ткань и, конечно, краски. При умении по-разному завязывать узлы можно создать разнообразные орнаментальные решения на ткани.

Техника узелковой росписи по некоторым источникам была известна в Китае еще до VII века. Чуть позднее в Индии она также получила достаточно широкое распространение. Такие названия, как бандхей, бандха’на, бандхни, говорили прежде всего об этой замечательной технике и в переводе означали фактически сам прием росписи «обвяжи – окрась». В Индии до сих пор эта техника росписи используется при создании как дополнений к одежде, так и самой одежды.

Рисунок 8 – Узелковый батик

Горячий батик (Рисунок 9). Данный вид росписи является наиболее сложным в исполнении, но и наиболее интересным, живописным в конечном результате. Роспись названа «горячим батиком», т.к. в качестве резервирующего состава используется расплавленный воск или парафин. Ткань натягивается на подрамник. Работа ведется в соответствии с эскизом, выполненном в цвете. Резервирующим составом закрываются те места, которые, в соответствии с эскизом, должны остаться белыми. Резерв наносится при помощи синтетической кисти или специального инструмента – чантинга. Затем наносят на ткань расплывчатыми пятнами светлые краски. Снова закрывают составом необходимые фрагменты светлого оттенка и так повторяют до тех пор, пока рисунок изделия не будет полностью соответствовать эскизу. Последний этап – удаление воска.

Рисунок 9 – Горячий батик

 

В технике горячего батика можно использовать прием кракле (Рисунок 10), в результате которого получаются утонченные, изысканные узоры, на ткани образуется сетка трещин. Для этого на ткань, натянутую на подрамник, капают расплавленным парафином, что бы получились бугорки, за тем широкой кистью покрывают поверхность ровным слоем расплавленного парафина. Ткань аккуратно снимается с подрамника, осторожно сминается, и вновь натягивается на подрамник. В получившиеся трещины на парафине, втирается краска необходимого цвета. После высыхания краски парафин удаляется. Для полного удаления парафина с ткани ее проглаживают, положив между листами белой рыхлой бумаги.

Рисунок 10 – Кракле

 

Выполнить оформление ткани, используя различные штампы из природных форм – простые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на картофеле и моркови. Продумать эскиз оформления ткани, по предложенным преподавателем схемам (круг или квадрат), создать свои раппорты, потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению.

История возникновения печатания на ткани (набойки).

Примитивные способы печатания на ткани существовали уже в доисторическую эпоху. Широко распространена набойка была во времена античности. Древнейшим сохранившимся изделием из набивной ткани считают тунику IV века после Р.Х., найденную в 1894 году в гробнице Панаполиса в Верхнем Египте.
На европейском континенте набойка существовала уже в VI веке. Об этом свидетельствуют узорные ткани, обнаруженные в гробнице св. Цезария (502-543 г.г.), епископа Арля.
Широко распространена набойка была набойка в Европейском Средневековье. Постепенно менялся её характер. Наряду с орнаментальными узорами на ткань стали наносить фигурные изображения. В конце XIV – начале XV века в Германии одним из центров набойки становится монастырь св. Екатерины.
Старейшие отечественные примеры относят к X-XI векам. Так датируют шерстяную ткань с геометрическим узором, найденную в курганах не Черниговщине. В XII веке набойка на Руси была довольно распространена. Вероятнее всего, первыми мастерами, работавшими по окрашиванию ткани, были иконописцы. Узор наносили на ткань резными деревянными досками. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, по форме били тяжёлым молотком. Так и возник термин «набойка».
Для изготовления набойных досок использовали твёрдые породы деревьев: грушу, орех, бук. Узор на досках вырезали либо рельефно, либо углублённо. В первом случае печатался узор, во втором – фон. Тонкий узор наносят на ткань набойной доской – «манерой». «Манера» – металлический штамп, набитый на деревянный щит.
Крестьянская ручная набойка со временем заменилась фабричным производством. Первая фабрика была открыта в 1745 году ивановским крестьянином Иваном Ишинским.
В 1847 году в Шуе Владимирской области появляется первая машина для печатания на ткани.
С конца XVIII века в России успешно развивается производство платков и шалей. Часть из них выполнена в технике «ручная набойка». Русские шали, как и в прежние века, славятся по всему миру.

Орнаменты русских набивных тканей.

Привозимые на Русь западные и восточные ткани оказывали большое влияние на характер орнамента русских набивных тканей, но переосмысливались мастерами и под влиянием местных традиций становились самобытными, поражали многообразием и богатством фантазий. Большим разнообразием отличаются орнаменты русских платков и шалей.

Рассматривание иллюстраций, фотографий набивных тканей, шалей и платков, фотографий набивных досок.


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!