Формирование нейтральности в коллективном сознании.



Нейтральность как характеристика сознания важна не только для психической организации отдельной личности, но и для коллективной психики нации и народа планеты в целом. Формирование нейтральности коллективного сознания планеты – это необходимое условие перехода человечества в Новую эпоху своего развития.

«Великая во всем нейтральность!

Мир – это Великий ноль!

Кажется, какая банальность!

Несоблюдение приносит боль!»

(Катрен «Пассионарность». 30.04.17)

Швейцарский ученый К.Г. Юнг, основоположник аналитической психологии, в своей автобиографической работе «Воспоминания. Сновидения. Размышления», писал: «Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной и все происходящее в Космосе, повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве человеческой души».

Так же, как для развития сознания и психики в целом отдельного индивида огромное значение имеет процесс познания окружающей действительности, так и в процессе эволюции общечеловеческой психики, коллективного сознания, определяющим фактором является развитие научной мысли на планете.

Нейтральность науки в смысле непредвзятости, беспристрастности ученого в поисках истины определяет эволюционный, поступательный характер ее развития. Эта ценностная нейтральность в познавательном плане обусловлена свойством коллективного сознания ставить в приоритет общественные интересы перед личными. Объективность в науке – это интеллектуальная честность и высшая ценность одновременно. Нейтральность обуславливает научную объективность и в то же время выступает ее гарантом.

С другой стороны, среди важных методологических проблем истории науки на современном этапе – политизация науки. На наш взгляд, в основе этого процесса лежит факт отрыва науки от человеческих ценностей и в целом от других сфер человеческой культуры. А также искусственное разделение единой науки по направлениям, что в основе своей является противоестественным. Разрыв научной мысли с ценностями человеческого духа таит в себе опасность как для самой науки, так и для человечества в целом.

И в данном случае мы также имеем дело с феноменом дуальности, пронизывающим все стороны человеческого бытия. Рассмотрим возможность преодоления дуальности ценностной нейтральности науки.

Тезис ценностной нейтральности науки относится к известному принципу Д. Юма, согласно которому утверждения о том, что существует и утверждения о том, что должно быть – логически разноплановы. Другими словами, из суждений о фактах не следуют суждения о должном. Продолжением мысли Д. Юма о ценностной нейтральности науки является размышление о том, что наука имеет только инструментальный смысл, то есть занимается только средствами, а вопросами цели и смысла человеческого существования должны заниматься другие сферы человеческой культуры – этика, религия, философия.

В эпоху развития цифровых технологий и создания искусственного интеллекта эти утверждения становятся не просто опасными. Они подталкивают человечество к самоуничтожению.

Таким образом, налицо противоречие в понимании ценностной нейтральности науки с точки зрения двух разных подходов. Здесь происходит смешение двух взглядов на природу ценностей в науке: ценности нейтральности науки в смысле непредвзятости ученого в процессе исследования, и ценностная нейтральность в смысле отказа от ответственности за социальные последствия научных открытий. Описание этого процесса можно представить как конфликт двух видов ценностей в науке: между ценностной нейтральностью в познавательном (когнитивном) плане и ценностной нейтральностью в морально-нравственном (этическом) плане.

Вывод: для обеспечения непрерывности эволюционного процесса человечества как вида научная деятельность должна быть ценностно нейтральной в когнитивном плане и ценностно адаптивной в этическом плане. Для обоснования этого вывода достаточно вспомнить, что история науки не прощает любую предвзятость по отношению к истине с одной стороны (пример – теория видов Ч. Дарвина). И с другой стороны, перед наукой как видом человеческой деятельности, остро стоит вопрос ее ориентации на этические нормы человеческих отношений и духовности в процессе сохранения человечества.

Таким образом, можно утверждать, что нейтральность в науке должна быть ценностно ориентированной: так как высшими ценностями в научном познании являются объективность и этическая релевантность одновременно. Такой подход требует пересмотра тезиса Д. Юма о соответствии сущего и должного. Ценностная ориентация нейтральности в науке подводит нас к проблеме превращения идеального в реальное.

Этот факт, а также необходимость и возможность преодоления ценностной дуальности нейтральности научной деятельности свидетельствует об острой необходимости перед современной научной мыслью объединения двух главных сфер человеческого бытия – науки и веры. Объединение этих двух сфер человеческой деятельности обеспечит преодоление дуальности ценностной нейтральности науки и будет представлять собой главный инструмент в процессе формирования Нейтральности коллективного сознания человечества.

Идея объединения науки и веры сама по себе не нова, предпосылки этого процесса возникали на протяжении развития человечества неоднократно. В истории науки известны имена наиболее ярких сторонников этой идеи – К. В. Лейбниц, А. Шопенгауэр, К.Г. Юнг, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. Учение К.В. Лейбница о монадах можно считать предвестником идеи коллективного бессознательного К.Г. Юнга, и оно также перекликается с идеей о мировой воле А. Шопенгауэра, как и с космической философией К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского.

Современная наука ознаменована новым явлением, объединяющим научное знание и веру – посланиями Создателя, которые записаны д.т.н., профессором Л.И. Масловым.

«Есть наука от самого Бога,

Есть наука и от людей!

От Бога – всегда подмога,

От людей – даже Свет темней!»

(Катрен «Перспектива» от 06.09.16)

Труды профессора Л.И. Маслова и его единомышленников являются результатом исследований материи, энергии и информации как основы концепции энергоинформационной медицины будущего. Они направлены на создание новой парадигмы и методологии науки, основанных на Знаниях Создателя и являющихся требованием современности. Можно утверждать, что симбиоз науки и веры, основанный на записанных д.т.н., профессором Л.И. Масловым знаниях Творца формирует ту Божественную Нейтральность коллективного сознания общества, которая должна стать основой рождения нового человека Новой России и всего человечества – человека-Бога!

 

Автор статьи:

Денисова Анна Ивановна, клинический психолог, кандидат психологических наук,

г. Анапа.

 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!