Или ВКонтакте: Татьяна Гонтаренко

Тема урока: Людвиг ван Бетховен. Жизненный и творческий путь.

Задания:

- Ознакомиться с конспектом:

Л. БЕТХОВЕН (1770-1827). БИОГРАФИЯ И ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА

 

Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор, пианист конца XVIII – начала ХІХ века. Завершая эпоху музыкального классицизма, он одновременно открыл дорогу грядущему веку. «Его музыка возвышается над всем, что было создано его современниками и следующим за ними поколением», являя поразительные прозрения в будущее.

В творчестве Бетховена запечатлены «великое пробуждение народов, героика, драматизм революционной эпохи…». Идеи Великой французской революции 1789 г. оказали огромное влияние на формирование мировоззрения композитора. Самые выдающиеся бетховенские произведения относятся к искусству героико-драматическому, отражающему общечеловеческие, демократические идеалы стремления к свободе, тему борьбы и победы.

Л. Бетховен родился в Бонне 1770 г. (крещен 17 декабря) в семье придворного музыканта. Детство его было суровым. К обнаружившемуся с раннего детства дарованию Людвига отец отнесся как к новому источнику доходов. Слава маленького Моцарта не давала ему покоя, и началась безжалостная муштра с многочасовыми, часто ночными занятиями на клавесине и скрипке. В возрасте 8 лет Людвиг дал первый публичный концерт в Кельне.                                                                                                                                                                  Дом-музей Бетховена в Бонне

Последующие выступления не принесли доходов и отец перестал заниматься с сыном музыкой. Его учителями стали сослуживцы отца по капелле. Несмотря на частую смену учителей, мальчик умел играть на скрипке, альте, флейте, клавесине и органе, в 11 лет замещал органиста в церкви.

Всестороннее влияние на формирование молодого музыканта оказал Кристиан Нефе – образованный музыкант, придворный органист, музыкальный руководитель боннского «национального театра», хороший учитель. Он обучал Бетховена композиции, воспитывал музыкальный вкус – познакомил с лучшими произведениями немецких композиторов прошлого (Й. С. Баха, Г. Генделя), а также современников (Ф. Э. Баха, К. В. Глюка, Й. Гайдна, В. Моцарта); помог напечатать первые сочинения (вариации на тему марша Дресслера, 3 сонаты для клавесина). Постепенно Бетховен завоевал признание в Бонне как великолепный импровизатор-органист и клавесинист, как композитор. В 14 лет им написаны 3 квартета, фортепианные пьесы, песни. Его приглашали выступать в аристократические дома, там же он давал уроки музыки. Но Бетховена это не удовлетворяло – он мечтал учиться у Моцарта. Весной 1787 г. он отправился в Вену. Бетховен блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему. Его бурная, порывистая манера исполнения поразила Моцарта и он сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе говорить»!». Бетховену удалось взять несколько уроков у своего кумира, но известие о тяжелой болезни матери заставило его поспешно вернуться в Бонн.

После смерти мамы отец окончательно спился и 17-летний Людвиг стал главой семьи и воспитателем 13- и 15-летних братьев. Служебные обязанности Людвига были обширны: органист и альтист в капелле курфюрста, «камерный музыкант», солист при дворе; кроме того он давал уроки музыки, по вечерам играл на альте в оркестре оперного театра. Здесь Бетховен практически изучил все популярные оперы того времени. Спокойно и однообразно текла жизнь 19-летнего музыканта: выступления, уроки, сочинение музыки, самообразование (изучил французский и итальянский язык, знал латынь, читал классическую греческую литературу – Платона, Гомера, Софокла, Аристофана, Эврипида; преклонялся перед гением Шекспира, поэзия И. Гете была источником его вдохновения). И вдруг летом 1789 г. из-за Рейна пришла весть, потрясшая всю Европу: 14 июля началась Великая французская революция. Осенью этого же года по совету К. Нефе Бетховен поступил в Боннский университет на философский факультет, где учился чуть больше года.

За последние 2-3 года Л. Бетховен написал ряд песен («Сурок» на стихи И. Гете), ансамблей для разных инструментов, фортепианную сонату, 2 кантаты. Одну из них – «Траурную» кантату на смерть Иосифа II одобрил Й. Гайдн, который остановился в Бонне, возвращаясь из Лондона в Вену в 1792 г. Знаменитый композитор согласился давать Бетховену уроки, если тот будет жить в Вене. Это решило переезд Бетховена в Вену.

Первое десятилетие в Вене. Чувствуя недостаток музыкально-теоретического образования и композиторской техники, Людвиг брал уроки у самых именитых музыкантов Вены – вначале у Й. Гайдна, а позже – у              А. Сальери.

Вначале Л. Бетховен завоевал Вену как исполнитель. Смелая новизна бетховенской музыки поражала и ошеломляла. Глубина и драматизм содержания, бурный, порывистый, вдохновенный характер, яркие контрасты: сила, мощь звучания и тончайшие нюансы мягкой и певучей лирики – воплощение всего этого было возможно только на новом инструменте – фортепиано. И Бетховен стал первым блестящим пианистом Европы. Каждый музыкант того времени должен был прежде всего добиться признания в аристократических салонах. Дворцы князей Лобковиц, Кинских, Лихтенштейн предоставляли свои великолепные залы для выступ-ления крупных артистов, из которых каждый имел своего покрови-теля. Отсутствие широкой ауди-

тории ставило

музыкантов Садовый дворец князя Лихтенштейн                   в полную зависимость

от меценатов. Горячим поклонником Бетховена стал князь Карл   Лихновский – ученик и друг Моцарта, тонкий ценитель искусства. С князем Лихновским и его женой Бетховен в течение нескольких лет           

сохранял дружеские отношения, одно время жил в их дворце, бывал в их имении в Чехии. В доме князя, так же как и везде, Бетховен держался с чувством собственного достоинства. С его гордостью и независимым характером трудно было среди венской знати.

И все же это были лучшие годы его жизни. Расцвет концертно-исполнительской деятель-ности: триумфы пианиста-виртуоза и импровизатора, длительные концертные поездки – через Прагу, Нюрнберг, Лейпциг – в Берлин. Бетховену льстила его артистическая слава. Но главным для него было творчество. В эти годы Бетховен сочиняет главным образом фортепианные произведения и камерные ансамбли. Одна за другой созданы 15 первых сонат (нумерацию с первого опуса композитор дал произведениям, созданным в Вене, юношеские сочинения не брал в счет), 2 концерта для фортепиано с оркестром, 6 струнных квартетов, Серенада для флейты, скрипки и альта, Септет для струнных и духовых. Среди этих сочинений есть такие замечательные как «Патетическая» соната № 8, посвященная К. Лихновскому. К 26 годам Бетховен уже полностью сложился как композитор и издал свои венские сонаты – материальное благополучие упрочилось (в дополнение к подаркам аристократов и плате за педагогическую работу). Бетховен давал уроки преимущественно молодым девушкам-аристократкам. Среди его учениц встречались незаурядные, одаренные пианистки, как Тереза Брунсвик, Доротея Эртман.                                     

Личной трагедией Бетховена была глухота. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы такой меткий и сокрушительный удар.

Летом 1801 г. в письмах к близким друзьям Аменде и Вегелеру Людвиг жаловался: «…вот уже три года, как я все хуже и хуже слышу». «Какой печальный образ жизни мне приходится вести! Всего, что мне дорого и мило, я принужден избегать…». «В течение двух лет избегаю всякого общества, потому что не в силах признаться людям: я глух!».

К физическим страданиям присоединились огорчения совсем иного порядка. Бетховен «без конца влюблялся до безумия, без конца предавался мечтам о счастье, затем очень скоро наступало разочарование, он переживал горькие муки», – вспоминал Вегелер.

Крушение мечты о счастье, (безответная любовь к юной ученице графине Джульетте Гвиччарди), ужас, испытываемый от надвигающейся глухоты, привели Бетховена к мысли о самоубийстве. В октябре 1802 г. он пишет письмо братьям Карлу и Иоганну, названное Гейлигенштадским завещанием (по названию предместья Вены, где по совету врачей Бетховен в уединении лечился «тишиной»).

В произведениях этих лет (Третий фортепианный кон-

Джульетта Гвиччарди церт, «Лунная соната») излилась вся боль души, одиночество и страдание, «порывы страсти и гордое смирение»…

Глубокое страдание сделалось источником силы. Любовь к музыке, к жизни вытеснила мрачные мысли. Духовный кризис был преодолен.

Вся жизнь Бетховена была постоянной борьбой и преодолением, которое можно выразить девизом: «Через борьбу – к победе!», что означало: надо бороться, чтобы победить, или: побеждает тот, кто борется. Бетховен боролся и победил.

Следующее десятилетие было самым плодотворным в жизни композитора. Симфония № 3 открыла «героический» период твор-ческой зрелости, отмеченный воплощением образов герои-ческой борьбы и победы (Симфония № 5, опера «Фиделио», музыка к траге-дии И. Гете «Эгмонт», увертюра «Кориолан», сона-та для фортепиано № 23 «Аппасионата», «Крейцерова Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ»                 соната» для скрипки и фортепиано).

Однако в это время Бетховен написал произведения и другого характера – лирические, в которых воспевается гармония человека и природы, ощущается оптимистическое восприятие мира («Пасторальная симфония» № 6, соната для фортепиано «Аврора»), радостные, энергичные, с юмором (симфонии № 4, 8; скрипичный концерт; обработки народных песен, «Песня о блохе»).

   К Бетховену пришли всемирная известность и заслуженное уважение.

Последнее десятилетие было омрачено неприятностями, связанными с опекой легкомыслен-ного племянника Карла. Полная глухота усилила одиночество, прекратились сольные концерты и выступления Бетховена как дирижера.                                                                                    Памятник Бетховену в Вене

Последние произведения 20-х годов – «Торжественная месса» и монументальная Симфония № 9 с величественным хоровым финалом на слова оды Ф. Шиллера «К радости» венчают творчество великого композитора.

Тяжелая болезнь подорвала здоровье. Бетховен умер 26 марта 1827 г.

- Сделать краткие записи в тетради.

- Посмотреть документальный фильм о Бетховене, прослушать произведения Бетховена по ссылкам:

Биография: https://www.youtube.com/watch?v=RQ3OC9XZVUM

Соната № 14 «Лунная»: https://www.youtube.com/watch?v=rfoVc42SQgo

Соната № 23 «Аппасионата»: https://www.youtube.com/watch?v=ziTpYrVJmig&t=279s

Багатель ля минор «К Элизе»:  https://www.youtube.com/watch?v=5h8Fxwnshyw

Песня «Сурок»: https://www.youtube.com/watch?v=dcgFOtNOODQ

 

 

 

Письменное задание нужно сфотографировать и прислать мне на проверку на Вайбер:

095-894-90-08

071-409-33-93

или электронную почту: gontarenko - tatyana @ mail . ru

или ВКонтакте: Татьяна Гонтаренко

УДАЧИ! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

                                 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!