Инструментальная музыка эпохи Возрождения

Музыкальная   культура  античности.

   Наиболее ранним историческим этапом развития европейской музыкальной культуры принято считать античную музыку, традиции  которой берут свое начало в более древних культурах Ближнего Вос-   тока, но не повторяют их путь. Однако в настоящее время сделать           какие-либо выводы о музыкальной культуре античности затрудни-  тельно: до наших дней дошли лишь  единичные  образцы  древне-          греческой  и  древнеримской  музыки.  Найдено  всего  11  образцов  музыки (в основном гимны и оды), относящихся к античной эпохе, и по                  ним, увы, невозможно отразить направление музыкального процесса          того    времени.

                            

                                Музыкант,  играющий  на  двойной  флейте.                                                                                      

                          Роспись  на  древнегреческой  вазе  (V век  до  н. э.)

    Музыкальные исполнители являются героями многих древнегре- ческих мифов, воспевающих волшебную силу этого искусства (мифы            об Орфее, гомеровский эпос). Изображения музыкальных инструментов обнаружены при археологических раскопках на территории Древней     Греции и Рима. Упоминания о певцах и музыкантах-виртуозах, игра-  ющих на различных инструментах (кифара, тибия, лира, вавилонская волынка, орган, труба, систр), содержатся во многих литературных источниках.  В  системе  наук  античности  музыка  занимала  значитель- ное  место и была  предметом  обсуждения  философских  и  эстети- ческих работ, написанных Пифагором, Аристотелем и другими извест- ными   мыслителями   того  времени.

            

      Кифара                  Аполлон  с  кифарой.                  Лира           

                                      Роспись  на  древнегреческой                                                      

                                                    вазе (V век до н. э.)

                                                                                            

    Важнейшим свойством культуры Древней Греции и Древнего Рима   (как и других древних культур) является существование музыки в един- стве с другими видами искусства. Поэты с острова Лесбос сопровож-  дали свое пение игрой на лире (отсюда, кстати, ведет свое происхож-  дение слово «лирика»). Античная трагедия вообще немыслима без       музыки: диалоги в ней переходили в напевную речитацию и пение,       каждый эпизод завершался хоровым номером. Естественно, что при        таком положении дел драматургу приходилось выступать и как по-        эту, и как музыканту, и как режиссеру, а иногда и как актеру. Раз-   деление   этих   профессий   произойдет   значительно  позднее.

   В конце рассматриваемой эпохи отмечается медленное угасание античной культуры, что в свою очередь обусловило становление и     развитие традиций христианского искусства. Причем принципы послед- него зачастую были прямо противоположны эстетическим взглядам, музыкальным формам античности и во многом приближались к куль-  туре  Средневековья,   на  традиции  которого  влияла  церковь.

 

  Одним из самых замечательных музыкантов этого периода являлся святой Амвросий, епископ Миланский. Он родился в Трире (в Галлии)           в  333 году.  Получив  воспитание  в  Риме,  он  в  369  году  по  воле        императора Валентиниана стал наместником Северной Италии с  резиденцией в Милане, а в 374 году был рукоположен в сан епис-         копа  Миланского.

    Амвросий сыграл немаловажную роль в истории церковной му- зыки. Сообразуясь с принципом, что единая церковь Христова должна стремиться к единству в богослужении, епископ вводил во всех             церквах единообразное духовное пение. Для осуществления этой цели          он  установил  четыре  лада,  заимствовав  их  из  древнегреческой  му-       зыки   и  использовав   их   в   качестве  стержня   для   церковных  мелодий.

     С  тех  пор  лады,   выбранные   епископом,  стали   называться  его именем, т.е. амвросианскими, и рассматриваться как основа всего христианского пения. Построенные на них мелодии именуются тро-   пами,    а  само  пение   (только   диатоническое)  –  амвросианским.

                                    

                                              Святой  Амвросий

    Характер   каждого   лада   зависел  от   местонахождения   полутонов. Ритм пения – от размера долгих и кратких слогов текста, что обус-        лавливало его схожесть с древнегреческим. Амвросианское пение быстро распространилось по всем христианским церквам. В дальнейшем сис-  тема   амвросианских  ладов  была  расширена  Папой  Григорием  Великим.

    Амвросий является не только составителем духовных песен, но и  одним из первых композиторов духовной музыки. Он умер в 397                году и был похоронен под алтарем Амвросианской базилики.              Останки его открыли в 1871 году, а спустя два года их признали                     за   истинные   мощи.

 

          Музыкальная культура Средневековья

 

     В условиях раннего Средневековья вся музыкальная культура      сводит­ся к двум основным «слагаемым». На одном ее полюсе – уза- коненная цер­ковью профессиональная богослужебная музыка, в прин- ципе единая для всех народов, принявших христианство (единство           языка – латынь, един­ство пения – григорианский хорал). На другой             стороне – гонимая церковью на­родная музыка на различных мест-         ных языках, связанная с народным бы­том, с деятельностью бродя-         чих  музыкантов.

    Несмотря на абсолютное неравенство сил (в смысле поддержки            со стороны государства, материальных условий и прочее), народная      музыка интенсивно развивалась и даже частично проникала в церковь            в виде различных вставок в канонизированное григорианское пение.       Среди них, например, тропы и секвенции, создаваемые одарен-          ными   музыкантами.

 

   Тропы – это текстовые и музыкальные дополнения, вставля-        емые в середину хорала. Разновидностью тропа является секвенция. Средневековые секвенции –  это   подтекстовки  сложных   вокализов. Од-  

ной  из  причин,  вызвавших  их  возникновение,  была  значительная трудность запоминания длинных мелодий, распеваемых на одной глас- ной букве. Со временем секвенции стали основываться на мелодиях народного   склада.

   Среди авторов первых секвенций называют монаха Ноткера по прозвищу Заика из монастыря Санкт-Галлен (в Швейцарии, близ Боден- ского озера). Ноткер (840 - 912) был композитором, поэтом, музы-  кальным теоретиком, историком, богословом. Он преподавал в монастырской школе и, несмотря на заикание, пользовался славой прекрасного учителя. Для своих секвенций Ноткер частично исполь-   зовал    известные   мелодии,  частично   сочинил  сам.

    Постановлением Тридентского собора (1545-63) почти все сек-     венции были изгнаны из церковной службы, за исключением четы-        рех. Среди них наибольшую известность приобрела секвенция Dies irae («День гнева»),  рассказывающая  о  судном  дне.  Позже   в  като-лический   церковный   обиход  была   допущена   и   пятая  секвенция, Sta-

 bat   Mater («Стояла  мать  скорбящая»).

 

    Дух    мирского    искусства  в    церковный  обиход    привносили    и

гимны –  духовные  песнопения,  близкие  народным  песням  на  сти-хотворный   текст.

 

    С конца XI века в музыкальную жизнь Западной Европы вклю- чаются новые виды творчества и музицирования, связанные с рыцар-    ской культу­рой. Певцы - рыцари, по существу, положили начало           светской му­зыке. Их искусство соприкасалось с народно - бытовой музыкальной  тради­цией (использование народно - песенных  интонаций, практика сотрудничест­ва с народными музыкантами). В ряде случаев трубадуры, вероятно, под­бирали к своим текстам бытующие народные мелодии.

 

    Величайшим достижением музыкальной культуры Средневековья явилось рождение профессиональной европейской полифонии. Ее на-  чало относится к IX веку, когда унисонное исполнение григори-             анского хорала стало иногда заменяться двухголосным. Наиболее              ранним видом двухголосия был параллельный органум, в котором григорианский напев дублировался в октаву, кварту или квинту.               Затем появился и непарал­лельный органум с косвенным (когда дви-    гался только один голос) и про­тивоположным движением. Посте-      пенно  голос,  сопровождающий  григорианс­кий  хорал,  становился  все     более самостоятельным. Подобный стиль двухголосия получил наз-вание дискантового (в  переводе  –  «пе­ние  врозь»).

 

    Впервые такие органумы стал писать Леонин, первый извест­-       ный  композитор - полифонист (XII век). Он  служил  регентом  в  зна- менитом соборе Парижской Богоматери, где сложилась крупная полифоническая школа. Творчество  Леонина  было  связано  с Ars an-tiqua ( арс  антиква,  что  означает  «старинное  искусство» ).  Такое               наименование дали культовой полифонии XII–XIII веков музыканты   раннего Возрождения, противопоставлявшие ее Ars nova («новому искусству») XIV века.

 

    В начале XIII века традиции Леонина продолжил Перотин, по          про­звищу Великий. Он сочинял уже не двухголосные, а 3х и 4х-   голосные органумы. Верхние голоса у Перотина иногда образуют контрастное  двухголосие,   порой  он   искусно  применяет   имитацию.

   Во времена Перотина сформировался и новый тип полифонии – кондукт, основой которого был уже не григорианский хорал, а                 популярная   бытовая  или  свободно   сочиняемая   мелодия.

 

   Еще более смелой поли­фонической формой явился мотет –      сочетание мелодий с различным ритмом и различными текстами,          нередко даже на разных языках. Мотет был первым музыкальным       жанром,   одинаково  распространенным  и   в   церкви,  и   в  придворном быту.

 

   Развитие многоголосия, отход от одновременного произнесения  каждого слога текста во всех голосах (в мотетах), потребовало усовершенствования нотации, точного обозначения длительностей. Появляется мензуральная нотация ( от  лат. mensura – мера; бук-      вально – размеренная нотация), которая дала возможность фик-                сировать  и   высоту,  и   относительную  длительность   звуков. Она  появилась в Италии и была изложена  в  трактате  «Pomerium»                 (ок. 1319)  Маркетто Падуанского, а в XV веке обобщенная  в  тру-        дах  Просдочимо  де  Бельдоманди.

 

   Параллельно с развитием полифонии шел процесс становле-ния мессы – многоголосного  циклического  произведения  на   текст главно­го богослужения католической церкви. Ритуал мессы склады-   вался в тече­ние многих столетий. Окончательный свой вид он                    приобрел  лишь  к XI ве­ку.  Как  целостная  музыкальная  композиция      месса оформилась еще позже, в XIV веке, став ведущим музы-        кальным   жанром  эпохи  Возрождения.

 

                       Музыка эпохи Возрождения

   Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса называют период в развитии европейской музыки приблизительно между                1400 и 1600 годами. В Италии новой эпохи наступило для        музыкального искусства в XIV веке. Нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV веке, после чего ее развитие                                                                     все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров                 иных национальных школ. Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в XVI веке, хотя ее творческие достижения были               велики  и  бесспорны  еще  в предыдущие столетия.

   К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Со временем новое творческое движение распространилось и на страны Восточной Европы.

 

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (фр. renaissance), — поворотный момент в истории культуры европейских народов. Деятели Возрождения признавали человека — его благо и право на свободное развитие личности — высшей ценностью. Такое мировоззрение получило название "гуманизм" (от лат. humanus — "человеческий", "человечный"). Идеал гармоничного человека гуманисты искали в античности, а древнегреческое и римское искусство служило им образцом для художественного творчества. Стремление "возродить" античную культуру дало имя целой эпохе — Возрождению, периоду между Средневековьем и Новым временем.

  В этот период, так же как в Средние века, ведущее место принад- лежало вокальной церковной музыке. Развитие многоголосия привело        к появлению полифонии (от греч. "полис" -- "многочисленный" и "фоне" -- "звук", "голос").

  Полифония — это многоголосие, в котором все голоса равно-правны. Полифоническое сочинение создавалось по строгим и слож- ным правилам, требовало от композитора глубоких знаний и виртуоз- ного мастерства. Существовало два типа полифонии: имитационная (от слова имитация — звукоподражание) и контрастная (от слова контраст — противоположность).

  В имитационной полифонии все голоса повторяют одну и ту же мелодию, но в разное время, как эхо. В контрастной полифонии                     у всех голосов разные мелодии. Примером имитационной поли- фонии может служить знаменитое "Эхо" Орландо Лассо.

 

 

   Орландо Лассо – один из самых выдающихся представителей нидерландской полифонической школы. Родился в Бельгии, жил в Ита- лии, Англии и Франции. Последние 37 лет жизни, когда имя его          было известно уже во всей Европе, руководил придворной капеллой           в Мюнхене. Он создал более 2000 вокальных произведений как цер- ковного, так и светского характера.

   «Эхо» написано для двух четырехголосных хоров. Первый хор    задает вопросы, второй хор отвечает ему словно эхо. Впечетляющий художественных эффект эхо достигается путем повторения piano одним хором коротких фраз другого хора.

   Мотет - (от фр. mot - слово) - игра слов. В эпоху Возрождения     мотет сочинялся чаще всего по правилам имитационной полифонии.  Мотет сочиняли обычно на какую-нибудь популярную мелодию, чаще всего на мелодию григорианского хорала или на какую-нибудь модную     в то время песню. Мотеты были очень популярны в эпоху Возрож-          дения: они сочинялись даже не десятками, а сотнями! Сама форма              мотета главенствовала музыке эпохи Возрождения. На ее основе сочинялись и другие произведения. Самыми крупными были мессы.

   Месса - главное богослужение католической церкви. Так же назы- вается и большое хоровое произведение, исполняемое во время этой службы. Задача композитора при сочинении мессы следующая: при-                 думать несколько разных мотетов на одну и ту же тему — cantus firmus. Традиции музыкального сопровождения мессы начали фор-        мироваться одновременно с обрядами католической церкви — в сере-  дине XI столетия. К XIII-XIV вв. сложились главные песнопения. Они исполняются как церковным хором, так и прихожанами; каждое        звучит в строго определенном месте службы. Месса состоит из двух частей. В каждой части по три песнопения.

Первая часть: "Kyrie eleison" (Господи, помилуй!). Gloria in ex-   celsis Deo" (Слава в  вышних Богу). "Credo" (Верую).

Вторая часть: "Sanctus" (Свят). "Benedictus" ( Благословен).

"Agnus Dei" (Агнец Божий).

  Все песнопения исполняются на латыне, и только "Kyrie eleison" – на древнегреческом языке.

 

   Джованни Пьерлуиджи да Палестрина — выдающийся мастер полифонии, один из крупнейших композиторов эпохи Возрождения. Родился в итальянском городе Палестрина, по названию которого и получил фамилию. С детства Палестрина пел в церковном хоре,                    а по достижении зрелого возраста был приглашен на должность капельмейстера (руководитель хора) в соборе Святого Петра в Риме;  позже служил и в Сикстинской капелле (придворная часовня Папы Римского). Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощуще- нием. Созданные им произведения поражали современников как высочайшим мастерством, так и количеством (более ста месс, триста мотетов, сто мадригалов). Сложность музыки никогда не служила преградой для ее восприятия. Композитор умел находить золотую середину между изощренностью композиций и доступностью их для слушателя. Основную творческую задачу Палестрина видел в том,      чтобы разработать цельное большое произведение.

   Каждый голос в его песнопениях развивается самостоятельно, но   при этом образует единое целое с остальными, и нередко голоса складываются в поразительные по красоте сочетания аккордов. Часто мелодия верхнего голоса как бы парит над остальными, обрисовы-         вая "купол" многоголосия; все голоса отличаются плавностью и  развитостью. Искусство Джованни да Палестрины музыканты следу-                          ющего поколения считали образцовым, классическим. На его сочине- ниях учились многие выдающиеся композиторы XVII – XVIII вв.

    В 1577 году на заседании Триденсткого Собора католические священнослужители рассматривали вопрос - оставить или запретить исполнение полифонической музыки в церкви. Большинство епископов было за запрет. По их мнению, писать музыку нужно было как          можно проще и яснее, чтобы верующие могли расслышать латинский молитвенный текст. И тогда Палестрина написал "Мессу папы Мар- челло". Когда епископы послушали, они согласились, что такую     музыку запрещать нельзя. Таким образом, Палестрина "спас" поли-фоническую музыку.

 

 

           Светские вокальные жанры.

   Светская музыка - это музыка, которая ни при каких обсто-        ятельствах не может использоваться для религиозных служб или ритуалов, а служит для увеселения светского общества.

   Фроттола - ("песня толпы", то есть популярная песня). Нес-      ложное хоровое произведение, которое исполнялось непрофессиональ- ными певцами.

  Шансон - (в пер. с фр. - песня). Хоровое произведение, которое   было сложнее фроттолы, и исполнялось профессиональными певцами. Не вся светская музыка Ренессанса была простой и всем доступ-           ной. Кое - что создавалось для избранной публики (интеллектуальной элиты). В эпоху Возрождение при дворах многих государей и знат-      ных вельмож собирались общества, которые мы назвали бы сейчас «творческой интеллигенцией». Не все были профессионалами, но все разбирались в искусстве. Для этих обществ, называемых «акаде- миями», поэты и композиторы сочиняли тексты и музыку особой сложности. Как правило, это были мадригалы.

  Мадригáл - (до XV в. - простая песня о любви). В эпоху Возрож-   дения в мадригале тоже говорилось о любви, но любовь всегда              описывалась как «несчастная», текст был сложным и запутанным. Особенно сложная музыка была в хроматическом мадригале. Вся   хоровая музыка исполнялась a capella, то есть без инструменталь-        ного сопровождения.

  Клеман Жанекен – одним из первых понял, что музыка умеет изображать. Он начал с подражания звукам внешнего мира, звукам эффектным и ярким. Перед мысленным взором слушателя проходят    картины сражения, («Битва при Мариньяно», «Битва при Ренти»), сцены охоты («Пение птиц», «Пение соловья», «Жаворонок»), быто-                               вые сценки («Женская болтовня»). Атмосферу будничной жизни         Парижа Жанекен ярко передает в шансон «Крики Парижа», где       слышны возгласы уличных торговцев.

   Шансон «Пение птиц» — один из лучших примеров звукоподра-    жания в музыке, когда можно различить голоса малиновки, кукушки          и вместе с автором совершить музыкальную прогулку по весеннему  лесу. Жанекен одним из первых стал пользоваться краткими рит- мическими мотивами, которые у него чрезвычайно разнообразны; так же мастерски он пользуется возможностями хора – хор свистит, звенит, переливается трелями и выделывает рулады. «Пение птиц» — это        гимн природе, ее разнообразию и вечной новизне.

 

 

  Карло Джезуальдо ди Веноза – одна из самых загадочных и демонических фигур в истории музыки. Карло Джезуальдо ди Веноза, герцог и аристократ, убийца жены и ее возлюбленного, замаливающий свои грехи страдалец и отшельник, чьи радикальные сочинения в       жанре мадригала уже четыреста лет удивляют мир. Особенность его   стиля — уникальная для его времени насыщенность музыки хрома- тизмами, красочными сопоставлениями диссонирующих аккордов. Так Джезуальдо претворил в музыке свою ужасную душевную боль и        муки совести. Мадригал "Томлюсь без конца".

 

 

Инструментальная музыка эпохи Возрождения

    В эпоху Возрождения состав музыкальных инструментов значи- тельно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым         добавились новые разновидности. Среди них особое место зани-         мают виолы — семейство струнных смычковых, поражающих красотой   и благородством звучания. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства (скрипку, альт, виолончель) и    даже считаются их непосредственными предшественниками. Однако разница, и значительная, все же есть. Виолы обладают системой резонирующих струн; как правило, их столько же, сколько и основ-       ных (шесть - семь). Колебания резонирующих струн делают звук        виолы мягким, бархатистым, но инструмент трудно использовать в оркестре, так как из-за большого числа струн он быстро расстраивается.

   В семействе виол выделяются три основных типа. Виóла да          гáмба — большой инструмент, который исполнитель ставил верти-   кально и зажимал с боков ногами (итальянское слово gamba озна-          чает "колено").

  Две другие разновидности — Виоль д' амур (фр. viole d'amour-       "виола любви") Виола да брáччо (от ит. braccio - "предплечье")                          были ориентированы горизонтально, и при игре их прижимали к       плечу. Виола да гамба по диапазону звучания близка к виолончели,     виола да браччо — к скрипке, а виоль д’амур — к альту.

 

   Лютня. Среди щипковых инструментов Возрождения главное     место занимает лютня (от араб, "альуд"—"дерево"). Арабы считали лютню самым совершенным из всех музыкальных инструментов и             называли ее королевой инструментов. Именно через арабов лютня попала в Европу: она появилась в Испании в VIII веке, когда ее завоевали мавры. С течением времени из Испании лютня проникла          в Италию, Францию, Германию и другие страны. Много веков про-      должалось ее господство в музыкальной жизни. В XV-XVII веках     она звучала повсюду. Использовали ее и как сольный инструмент,            и для сопровождения. Лютни больших размеров звучали в ансамблях      и даже в оркестрах. Количество струн на лютне бывало разным,               от шести до шестнадцати, причем все они, кроме двух самых           высоких, были удвоенными в унисон или октаву.

   У лютни короткий корпус; верхняя часть плоская, а нижняя     напоминает полусферу. К широкой шейке приделан гриф, разделенный ладами, а головка инструмента отогнута назад почти под прямым                                      углом. При желании можно в облике лютни увидеть сходство с чашей. Двенадцать струн группируются парами, а звук извлекают как паль-                                  цами, так и специальной пластинкой — плектром.

 

   Клавишные инструменты. В XV-XVI столетиях возникли раз- личные виды клавишных. Основные типы таких инструментов — кла- весин, клавикорд, чембало, вёрджинел — активно использовались          в музыке Возрождения, но их настоящий расцвет наступил позже.

  Одним из самых ранних вариантов клавесина был англий-ский верджинел - любимый инструмент королевы Елизаветы I. Этот инструмент походил на большую коробку для обуви с выемкой для  клавиш спереди. Диапазон был крохотный — чуть больше двух          октав. Звук приятный, но еле слышный.

 

 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!