Комбинирование элементов на плоскости при создании раппортных композиций;
Соединение типизированных стандартных элементов (модулей) в единой целостной объемно-пространственной форме;
Комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри формы.
Главная специфика комбинаторного формообразования состоит в том, что это пространственная комбинаторика, которая подчиняется геометрическим законам, опирается на теорию симметрии и комбинаторную симметрию.
Примером прикладного комбинаторного формообразования в полиграфии, колористическим прототипом которого в изобразительном искусстве был пуантализм, может быть применение принципа растра, позволяющего на основе различных комбинаций точек ограниченной разновидности и определенной (квадратной) сетчатой матрицы получать тональные изображения.
В числе компьютерно-комбинаторных задач - автоматизированный способ создания и реализации паркет-орнаментов. Пример паркет-орнамента, составленного из треугольников, приведен на рис. 26.
Ключевыми в программах такого рода являются применение
· режима графической компоновки,
· определенной номенклатуры исходных элементов,
· переноса
· и поворота базисного графического элемента.
Мера эффективности комбинаторного формообразования зависит от структуры геометрии типоэлемента, способа компоновки заданных типоэлементов; от состава серии-номенклатуры типоэлементов; относительных размеров, в том числе от модульности.
|
|
Композиционная и геометрическая сочетаемость орнаментальных элементов зависит от взаиморасположения изобразительных мотивов, степени регулярности их строения, уровня собственной симметрии.
Однако к комбинаторным можно отнести только такие элементы, которые обладают свойством универсальности и высокой формообразующей способностью.
В области двухмерного формообразования повышенными комбинаторными возможностями и композиционно-эстетическими свойствами обладают
· равнобедренный прямоугольный треугольник,
· параллелограммы с отношениями сторон 1: 3, 1: 2
· группа прямоугольников, известных как «иррациональные» прямоугольники, или «динамические» прямоугольники Хембриджа,
· прямоугольник «золотого сечения» с отношением сторон 1:1,618.
Образование различных комбинаторных форм из набора общих и повторяемых исходных элементов осуществляется
· всей поверхностью (или контуром),
· частью поверхности,
· линией,
· точкой
· вообще без примыкания.
Орнамент в общем случае - это типичная форма-структура, то есть одна из разновидностей комбинаторных форм.
Когда группа разных орнаментов образуется на основе общих элементарных узоров, налицо пример наиболее активного комбинаторного формообразования.
|
|
Построение модульных, комбинаторных, кинетических систем базируется на законах симметрических преобразований.
Наиболее разработанными в этом плане являются программы, получаемые на основе
· симметрических сеток (квадратная, правильная треугольная, ромбическая, прямоугольная, косая параллелограмматическая сетки, 5- и 6-гранные сетки),
· поворотной, переносной и зеркальной симметрии,
· симметрии подобия
«Рисунок, построенный сечением сотов, таит в себе больше возможностей разнообразия и гибкости, где дело касается движения людей» - Ф.Л. Райт.
В очень многих утилитарных рукотворных предметах орнамент прямо или художественно опосредованно выражает их технологические, конструктивные и иные свойства (например в формах переплетения тканей и циновок, швов каменной кладки, пластического узора на гончарных изделиях), справедливо называется в этих случаях структурным, или конструктивным и является, по существу, архитектоничным.
По критерию структурной и экономической эффективности сфера и круг- абсолютные образцы геометрического построения объемных и плоских форм. Эти структурно-эффективные формы оптимальны также в конструктивном и эстетическом отношениях.
|
|
В 1915 г. Казимир Малевич (1878-1935 гг.) разработал свой стиль, явившийся новой ступенью художественного сознания - беспредметный «супрематизм». Малевич и его сторонники сводили живопись к нескольким формальным фигурам, имевшим символическое содержание.
Регулярные геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами, погружались в некоторое трансцендентное пространство, где господствовали законы комбинаторики, динамики и статики.
Супрематизм на уровне проектно-композиционной стилистики сначала выплеснулся в виде орнамента и декора на стены домов, плакаты, ткань, посуду, предметы туалета, трамваи, трибуны и т.д.
Развитие супрематизма в творчестве Малевича привело к усилению роли геометрических плоскостей в общей композиции картины, цвет начал отходить на второй план.
Следующий шаг привел к формированию объемов, развитию пространственного искусства, включая архитектуру. Здесь вступали в силу новые архитектонические закономерности.
В середине 20-х гг. Малевич делает новый шаг в процессе «выхода» супрематизма в архитектуру в виде реальных объемных композиций - архитектон.
|
|
Таким образом, Малевич первый нашел предельно простые комбинаторные стилеобразующие элементы, которые получили дальнейшее развитие в XX-XXI вв.
Комбинаторный метод формообразования в дизайне основывается
· на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур,
· а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов.
Комбинаторика дает возможность осуществлять проектную деятельность в двух направлениях:
Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!