Кревская уния 1385 г. – инкорпорация Великого княжества Литовского в Польскую Корону на « на все время».



Тема: Кревская уния и ее влияние на внутриполитическое положение в ВКЛ

План

Введение

1. Причины и условия заключения Кревской унии

2. Заключение Кревской унии

3. Влияние Кревской унии на внутриполитическое положение в ВКЛ

4. Борьба между Ягайло и Витовтом

Заключение

Источники и литература

Введение

Угроза со стороны крестоносцев, стремление литовских феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владениясильно повлияло назаключении Кревской унии. В Крево 14 августа 1385 г. была подписана Кревская уния и были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение королевской короны. По условия Кревской унии литовский князь обязался: обратить всю Литву в католичество, присоединить ВКЛ к Польше, бороться с Тевтонским орденом. 11 января 1386 г. польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждающий, что он избран «королем и обладателем» королевства Польского. В связи с традицией на польский трон мог взойти только католик. 15 февраля 1386 г. Ягайло был крещён по католическому обряду и получил новое имя - Владислав. 4 марта Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой пышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики получили те же права, что были у польской знати. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.В 1387 г. Ягайло издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры. Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную знать привилегии не распространялись. Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный, дискриминационный по отношению к знати восточнославянского происхождения акт вызвал не только недовольство с ее стороны, но и породил «антилитовские настроения».Витовт, видя недовольство православных феодалов в 1387 г. начал борьбу с Ягайло. Борьба продолжалась три года и закончилась в августе 1392 г. подписанием в Остраве, около Лиды, соглашения между Ягайло и Витовтом, по которому в Литве возобновлялась великокняжеская власть. Витовт признавался пожизненно великим литовским князем.

1. Причины и условия заключения Кревской унии

Реальная угроза отпадения русских земель побудила аукштайтскую знать обратить свои взоры в сторону быстро крепнувшего западного соседа - Польского королевства. Польские феодалы к XIV в. захватили Галицко-Волынскую Русь - этническое ядро будущей Украины, и разрабатывались планы дальнейшей экспансии на русские земли. В этом их интересы сталкивались с недовольством Великого Княжества Литовского. Однако общая угроза со стороны немецких крестоносцев толкала обе стороны к сближению.

Немецкий (Тевтонский) орден появился в Прибалтике после его изгнания из Палестины. В 1226г. он был приглашен польским мазовецким князем Кондратом, который надеялся, что рыцари будут защищать его владения от набегов пруссов. Князь просчитался. Подчинив пруссов, немцы принялись опустошать владения своего «благодетеля».

Еще раньше в Восточную Прибалтику явился немецкий орден меченосцев. В 1201г. в устье Западной Двины он основал замок Ригу и вступил в противоборство с соседними русскими княжествами с Литвой. Разгромленный русскими и литовцами, орден меченосцев в 1237г. был присоединен к более мощному Тевтонскому ордену, а земли меченосцев стали рассматриваться как филиал Тевтонского ордена, размещенного в Ливонии. После ослабления прусского ядра ордена этот филиал приобрел самостоятельность и стал называться Ливонским орденом по месту своего размещения.

Немецкие крестоносцы под флагом католического миссионерства, с благословления римской курии, не стесняясь в средствах, стремились расширить свои прибалтийские владения. Они жестоко опустошали соседние польские, литовские и русские земли. Однако всесторонний исторический анализ показывает, что крестоносцы никогда не располагали такими силами и средствами, чтобы могли всерьез угрожать существованию таких больших государств как Польша, Литва или Русь. Крестоносная угроза не шла ни в какое сравнение с татарской, не раз ставившей под вопрос само бытие народов, оказавшихся жертвой вторжения кочевых орд.[3,75]

Чтобы разгромить основные силы немецкого ордена на Чудском озере в 1242 г. и отбросить немцев от русских границ, оказалось достаточно сил по сути одной, не самой многолюдной Новгородской земли.

Большую угрозу этнической целостности Польши представляло постепенное, начавшееся еще в X в., поглощение ее западных земель соседними немецкими княжествами Германской империи. Этот процесс сопровождался немецкой торгово-ремесленной колонизацией польских городов и захватом немецким духовенством руководящих постов в польской церкви.

Таким образом, крестоносцы своей агрессией повлияли на заключение польско-литовской унии. Главной причиной было стремление литовских феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владения. Польские же феодалы стремились укрепить Польшу в союзе с ВКЛ.

Сближение Литвы с Польшей имело еще один чрезвычайно важный момент. Литва являлась последним языческим государством в Европе, где язычество доминировало над христианством. К тому же это христианское большинство уже принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию. Это и поставило Литву в уязвимое положение. Христианизация Литвы была неизбежным условием включения ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшей и Русью означал для литовской знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным католицизмом и восточным православием. Это был не только политический, но и цивилизационный выбор.

Условиями унии: объединенными государствами должен управлять один человек, сначалаэто будет Ягайло, а потом прямой потомок от их брака с Ядвигой,борьба обоих государств с Тевтонским орденом, принятие католической веры Ягайло и крещение в католичество население ВКЛ. Условия Кревской унии в большей мере были выгодны польской знати, которая упорно стремилась на вечные времена присоединить земли Великого Княжества Литовского к Польше.

2. Заключение Кревской унии

В 1382 г. в Польше наступило бескоролевье.Летом 1385 г. три больших посольства - Великого княжества, Польши и Венгрии - собрались в Крево. Уже 14 августа 1385г. была подписана Кревская уния и были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение королевской короны. Великий князь должен был принять католичество на Руси и обратить в эту веру своих родственников и подданных, покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать захваченные Польские земли. В акте Кревской унии, который вместе с Ягайло подписали его братья, а также Витовт, литовские князья дали обещание “на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне Польской”. [1,225].

Также Ягайло должен был жениться на дочери польского короля Ядвиге. Однако это было не так просто. В 1378 г. ещё в четырехлетнем возрасте Ядвига была обручена с австрийским герцогом Вильгельмом. Они должны были пожениться по достижении Ядвигой 12 лет. [5,51]

Но в 1378 г. при подписании договора о женитьбе стороны условились, о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. Безусловно, Ягайло обязался выплатить эту сумму за польскую сторону.

На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия унии: объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем - прямой потомок его и Ядвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран - раздельное, и в Польше, и в Великомкняжестве - свои войска, правительства и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры.

11 января 1386 г. польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждающий, что он избран «королем и обладателем» королевства Польского. Великий князь, зная сложную политическую ситуацию в Польше потребовал подтверждение этого акта обществом.

2 февраля в Люблине представители шляхты заявили Ягайло в присутствии его многочисленной родни и знати, что выбирают его своим господином. Только после этого величественно-пышная процессия во главе с Ягайло направилась в Краков. В процессе следования Ягайло принимал польских князей и вельмож, прибывавших со всех концов Польши с заверениями в почтении и покорности.

В связи с традицией на польский трон мог взойти только католик. 15 февраля 1386 г. Ягайло былкрещён по католическому обряду и получил новое имя - Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, в том числе и Витовт, который, как уже отмечалось, два года назад уже крестился по католическому обряду. Через 4 дня Ягайло и Ядвига поженились. 4 марта 1386 г. Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой пышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло, богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король в соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке, сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителям столицы и ее городскому совету.

Уния 1385 г. не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. Юридически уния была как бы присоединением Великого княжества к королевству Польскому.

Статус Ягайло определялся как монарх обеих стран. После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики получили те же права, что были у польской знати. Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.

3. Влияние Кревской унии на внутриполитическое положение в ВКЛ

Кревская уния, оказала большое влияние на внутриполитическое положение в ВКЛ. Обстановку накалило обязательство Ягайло крестить по западному, латинскому обряду Великое княжество. И когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в его свите значительное число представителей католического духовенства, насторожились и язычники, и православные. Многие стали убегать из Великого княжества, в московские и рязанские земли.

И действительно, с принятием Ягайло католичества стало меняться социально-политическое и правовое положение белорусских земель в Великом княжестве. Чтобы укрепить свое положение, Ягайло в 1387 г. издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры.Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную знать привилегии не распространялись. Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный, дискриминационный по отношению к знати восточнославянского происхождения акт вызвал не только недовольство с ее стороны, но и породил «антилитовские настроения». Православные феодалы были поставлены в неравное положение с феодалами-католиками. В 1413 г. был созданГородельскийпривилей, позволивший только феодалам католического вероисповедания занимать высшие государственные должности. Также устанавливалось, что только «католики, Римской церкви подвластные», владеют и пользуются экономическими привилегиями. Православные феодалы лишались права избирать великого князя. Проводится территориально-административное деление ВКЛ по образу Польши: воеводства, поветы, волости. Здесь же подтверждался запрет на браки между католиками и православными.

Католическому духовенству во главе с гнезненским епископом Андреем удалось добиться того, что Ягайло стал следовать их советам. Он не только дал разрешение на учреждение в Вильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил его земельными владениями с людьми. Позволено было во всем Великом княжестве строить костелы. В феврале 1387г. в великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение в католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо язычниками, либо православными. Великий князь одаривал всех, кто принимал католичество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого было привезено из Польши. Это привлекало простой народ. Католическую веру Ягайло объявил наиважнейшей религией Великого княжества. В Вильно был погашен беспрерывно горевший до этого священный огонь, разрушены языческий храм и жертвенный алтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычниками ужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи.

4. Борьба между Ягайло и Витовтом

Во всех делах Ягайло опирался на помощь своего брата Скиргайло-Ивана, который к этому времени был православным и никогда уже не отступался от этой веры. С ним Ягайло делил власть в стране и, после смерти Кейстута, отдал брату его удел. Уезжая осенью 1387 г. в Краков, Ягайло, как отмечено в «Хронике Быховца», «...губернатором поставил в Вильно и на Великом княжестве Литовском брата своего Скиргайлу».

Усиление влияния Скиргайло и возвышение его фактически до второго лица в Великом княжестве с неодобрением были встречены Витовтом, которому к тому же король не дал обещанную часть Волынской земли с городом Владимиром. Ягайло донесли в Краков, что Витовт будто бы переписывается с московским князем и не иначе как готовит измену. Люди короля переняли возле Витебска посланца Витовта в Москву, Ягайло допросил его, стремясь добиться нужных показаний.

Витовту также постоянно доносили слухи, что слуги Скиргайло готовят лично против него заговор. Из-за всего этого в отношениях Ольгердовичей и Кейстутовичей снова стала усиливаться напряженность, готовая вот-вот вылиться во враждебность и братоубийственную войну.

В 1389г. по инициативе королевы Ядвиги в Люблине состоялась встреча Скиргайло и Витовта. Витовт обещал не слушать доносы и во всем помогать двоюродным братьям, однако, возвратившись в Луцк, начал готовить против них восстание. Попытка восстания не удалась, Витовт бежал в Гродно. Собрав войско, он направился на Вильно, но и там потерпел поражение и вместе со своей семьей перебрался в Черск к князю Янушу и своей сестре Анне-Дануте. Мазовецкие властители не захотели портить отношения с Краковом и Вильно и в помощи Витовту отказали. Тогда он при посредничестве плоцкого князя Земовита вступил в переговоры с Ольгердовичами. Однако Ягайло, в отличие от Скиргайло, занял по отношению к мятежнику непримиримую позицию. Витовт был вынужден в конце 1389 г. с семьей и многочисленной свитой направиться к крестоносцам.

Те, исходя из своих стратегических интересов ослабления как Великого княжества, так и Польши, приняли его. Однако, помня недавнюю измену Витовта, они на этот раз взяли в качестве заложников его жену Анну, сестру Рингалу, брата Сигизмунда, а также сотню свитских бояр. Кроме того, от Витовта потребовали торжественной присяги и подписания заверений, что после утверждения в Великом княжестве он будет верным подданным ордена. Также ещё одним требованием крестоносцев было, возвращение долгов за оружие и продовольствие, которое он получил. На все условия Витовт согласился, присягнул на Священном писании и при многочисленных свидетелях подписал все необходимые документы. Сепаратистские устремления Витовта нашли поддержку у значительной части населения Великого княжества. К нему потянулись и бояре, и простые люди. В этом выражалась позиция литовских и белорусских феодалов, стремившихся восстановить свою политическую роль в Великом княжестве, а социальных низов - получить награду после победы. Все они поддержали борьбу Витовта с Ягайло, которая продолжалась три года. Крестоносцы также готовились к наступлению и объявили о предстоящем походе во всей Европе, и рыцарство с целью «распространять среди язычников и схизматиков правдивую веру Христову» на востоке потянулось в орден. Назревала большая война. Причем она началась в обстановке, когда, как говорится в «Хронике...», «наступило разделение на две части. Одна часть бояр и простого народа за Витовта, а другая за Скиргайло стояла и содействовала».

В августе 1390 г. сорокатысячное войско Витовта и великого комтура Конрада Валенрода пошло на Вильно. Недалеко от города они встретились с армией Скиргайло, состоявшей из белорусских, литовских воинов и отряда польских рыцарей, присланных Ягайло. Битва было длительной и жестокой. Войско Скиргайло бежало.

4 сентября Витовт и Валенрод осадили Вильно. Деревянный замок в городе защищал гарнизон под началом родного брата Ягайло, князя Мстиславского Коригайло-Казимира. При появлении войска Витовта его сторонники подняли бунт в замке, подожгли его изнутри и набросились на сподвижников Скиргайло. Одновременно осаждавшие ворвались в замок. Немцы схватили князя Коригайло и потащили к Витовту. Тот приказал отсечь двоюродному брату голову, насадить ее на копье, как бы показывая осажденным, что их ждет, если не сдадутся.

Каменный Высокий замок устоял. Его с необычайным мужеством защищали белорусские воины и польский отряд во главе с братом Ягайло пинским князем Наримунтом. Он был душой обороны, смело сражался сам и воодушевлял других. Чтобы обезглавить защитников замка один из знаменитых крестоносцев вызвал его на поединок.

Как человек чести князь, вопреки уговорам осажденных, выехал из замка и вступил в бой. Наримурт в рыцарском поединке был сбит с коня копьем. Вопреки правилам рыцарского поединка, его связали и потащили к Витовту. Витовт приказал подвесить Наримурта за ноги, на вязовом дереве, и сам собственноручно его расстрелял. Происходило все на глазах уосажденных, но это не поколебало их стойкости. Через три месяца Витовт и его союзники - крестоносцы, убедившись в бесплодности попыток взять замок, сняли осаду и с награбленным добром и пленными ушли в Пруссию и Ливонию.

Естественно, Ягайло не остался в стороне от этих событий. Ягайло сначала подошел к замкам, где Витовт посадил немцев. После длительного штурма была взята Брестская крепость. С большими трудностями была добыта и Каменецкая. После этого Ягайло пошел на Гродно, куда на помощь ему прибыл Скиргайло вместе с киевским князем Владимиром и Корибутом-Дмитрием из Новгорода-Северского. Витовт с прусскими крестоносцами пришел на помощь осажденным. Но через 50 дней осады Гродно был взят королевскими войсками. Одновременно союзник Ягайло, мазовецкий князь Януш, занял Дрогичин, Бельск, Сураж и другие более мелкие крепости.

Это не остановило Витовта, он стремился не только утвердиться, но и захватить владения родственников. Поскольку оказании помощи от крестоносцев он в дальнейшем не получал. КонечноВитовт рассчитывал не только на помощь крестоносцев, но и на помощь западных рыцарей, которым он щедро платил, но и прежде всего на поддержку населения Великого княжества, особенно его западной части.

В сентябре 1391 г. начался новый крестовый поход Витовта и Валенрода на Великое княжество. На Вильно двинулась 46-тысячная армия. Всему миру было объявлено о походе, который принесет окончательную победу христианскому рыцарству над язычниками и еретиками. Хотя вскоре великий магистр с основными своими силами повернул назад, в Пруссию, Витовт с жемайтскими, полоцкими хоругвями и немцами-наемниками продолжил войну. Ему удалось разбить под Вильно войско Скиргайло, сжечь Кривой город.

Увидев ситуацию, Ягайло и его союзники пришли к выводу, что вооруженная борьба с Витовтом может затянуться на долгие годы и, кроме унижения, а то и подчинения крестоносцам Великого княжества, ничего не даст. Решено было начать переговоры с Кейстутовичем. Проявив политическую зрелость и мудрость, король обратился к нему: «Не губи больше той земли... отечества свое и наше, пойди, брат, до нас на согласие и в великую любовь братнюю. Возьми себе великое княжение в Вильно, престол великого дяди своего Ольгерда и отца своего, великого князя Кейстута».

Витовт немедля согласился. Отправив тайно свою жену со всем имуществом в надежное место в Жемайтии, с верными боярами направился в свой замок под Ковно. Живших там немецких крестоносцев, рыцарей и купцов перебил и приказал бросить в Неман. Наиболее известные из них были взяты в плен.

В июле 1392 г. он прибыл под Вильно. К замковым стенам были направлены глашатаи, которые сообщили о добровольном возвращении Витовта на родину. Увидев белые вымпелы посланцев Витовта, гарнизон замка был удивлен: те, что два месяца назад опустошали все вокруг Вильно, убивали, брали в плен и грабили, вдруг пришли с мирными намерениями. Скиргайло предложил им спешиться и сложить оружие. Не согласившись, Витовт со всей свитой временно поселился в небольшой крепости на р. Щара, вдали от важнейших политических и оборонительных центров княжества. Из этого своеобразного заключения его освободил Ягайло. . В августе 1392 г. в Острове (Островце) король принял от Витовта присягу, что «Польшу в счастливых и несчастливых обстоятельствах не оставит и не изменит». Длительная политическая борьба закончилась. Вопреки протестам других Ольгердовичей, Ягайло возвел Витовта на виленский престол, чем фактически возвысил его над киевским князем Владимиром, северским Дмитрием-Корибутом, полоцким и витебским Свидригайло и ближайшим своим помощником и единомышленником Скиргайло.

Назначая его своим наместником, великий князь литовский не только надеялся на укрепление центральной, великокняжеской власти, но и старался угодить католическому духовенству, которое не воспринимало непоколебимо верного православию Ивана-Скиргайло.

Борьба между Ягайло и Витовтом продолжалась с 1389 г. по 1392 г. и закончилась в августе 1392 г. В Остраве было подписано соглашение между Ягайло и Витовтом, по которому в Литве возобновлялась великокняжеская власть. Витовт признавался пожизненно великим литовским князем, а самому ВКЛ гарантировалась автономия в союзе с Королевством Польским под верховной властью короля.

Заключение

кревский уния политический княжество литовский

Таким образом, конец XIV в. характеризуется важными политическими событиями в истории Великого княжества Литовского. В 1385г. была заключена Кревская уния с Польшей, положившая, как оказалось, начало медленному, однако поступательному расширению влияния Польши на государственно-политическую и культурно-религиозную жизнь княжества.

Она же способствовала усилению внутриполитической борьбы между Ольгердовичами и сыном КейстутаВитовтом, что сопровождалось человеческими потерями и материальными разрушениями.

До 1385г. в развитии Великого княжества доминировало преимущественно белорусское начало вообще, белорусская культура, что проявлялось в первую очередь в государственном, официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII в. к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским.

Источники и литература

1. Гісторыя Беларусі: У 2 ч. Ч.1. Састаражытныхчасоў да канцаXVIIст.: Курс лекцый./ І.П. Крэнь, І.І. Коўкель, С.В. Марозава, С.Я. Сяльверстава, І.Ф. Фёдараў. - Мн.: РІВШ БДУ, 2000. - 656с.

2. История Беларуси: полный курс: пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / А.Г. Кохановский [и др.].- Минск: Юнипресс, 2008. - 496с.

3. История Беларуси: В2ч. Ч.1. Досоветский период: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб.заведений / Я.И. Трещенок; Науч. Ред. М.И. Матюшевская. - 2-е изд. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 296с.: ил.,карт.

4. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. - Мн.: ”Аверсэв”, 1998.- 592с.

5. История Беларуси: 9 класс: 42 экзаменационные темы / С.В. Панов. - 2-е изд. - Минск: Аверсэв, 2009. - 252с.: ил. - (Экзамены).

Размещено на Allbest.ru

Кревская уния. Гражданская война 1386 – 1392 гг. В Великом Княжестве Литовском

Введение

Реальная угроза отпадения русских земель побудила аукштайтскую знать обратить свои взоры в сторону быстро крепнувшего западного соседа – Польского королевства. Польские феодалы к XIV в. Захватили Галицко-Волынскую Русь – этническое ядро будущей Украины, и лелеяли планы дальнейшей экспансии на русские земли. В этом их интересы сталкивались с амбициями Великого Княжества Литовского. Однако общая угроза со стороны немецких крестоносцев толкала обе стороны к сближению.

Немецкие крестоносцы под флагом католического миссионерства, с благословления римской курии, не стесняясь в средствах, стремились расширить свои прибалтийские владения. Они жестоко опустошали соседние польские, литовские и русские земли. Однако всесторонний исторический анализ показывает, что крестоносцы никогда не располагали такими силами и средствами, чтобы могли всерьез угрожать существованию таких больших государств как Польша, Литва или Русь. Крестоносная угроза не шла ни в какое сравнение с татарской, не раз ставившей под вопрос само бытие народов, оказавшихся жертвой вторжения кочевых орд.

Таким образом, крестоносная угроза содействовала польско-литовской унии, но отнюдь не была ее основной причиной. Главной причиной было стремление литовских феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владения. Польские же феодалы, в свою очередь, надеялись инкорпорировать в состав Польши саму Литву вместе с ее русскими владениями.

Сближение Литвы с Польшей имело еще один чрезвычайно важный аспект. Литва оставалась последним в Европе языческим государством, где языческое меньшинство доминировало над христианским большинством. К тому же это христианское большинство уже принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию. Такая ситуация ставила литовское государство в изолированное и весьма уязвимое положение. Христианизация Литвы была неизбежным условием включения ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшей и Русью означал для литовской знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным католицизмом и восточным православием. Это был не только политический, но и цивилизационный выбор, выбор этнокультурной ориентации.

Кревская уния 1385 г. – инкорпорация Великого княжества Литовского в Польскую Корону на « на все время».

В начале лета 1385г. три больших посольства – Великого княжества, Польши и Венгрии – собрались в Крево. Переговоры велись без торопливости, и к 14 августа были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение королевской короны. Великий князь обещал принять католичество и обратить в эту веру своих родственников и подданных, покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать все захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского». Была среди договоренностей еще одна. В 1378 г. при подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. В Крево и эту огромную сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону.

На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия унии: объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его и Ядвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран – раздельное, и в Польше, и в Великом княжестве – свои войска, правительства и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры.

11 января 1386 г. польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждающий, что он избран «королем и обладателем» королевства Польского. Великий князь, хорошо зная сложную политическую ситуацию в Польше, потребовал подтверждения этого акта «обществом».

2 февраля в Люблине представители «народу шляхетского» заявили Ягайло в присутствии его многочисленной родни и знати, что выбирают его своим «господином». Только после этого величественно-пышная процессия во главе с Ягайло направилась в Краков. В процессе следования Ягайло принимал польских князей и вельмож, прибывавших со всех концов Польши с заверениями в почтении и покорности.

В связи с существовавшей традицией возводить на польский трон только католика православный Ягайло-Яков крестился по католическому обряду и получил новое имя – Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, в том числе и Витовт, который, как уже отмечалось, два года назад уже крестился по католическому обряду. Через четыре дня состоялся брак новоявленного Владислава с Ядвигой. Затем Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой пышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король в соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке, сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителям столицы и ее городскому совету.

Вывод:

+Уния 1385г. не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. Юридически уния была как бы инкорпорацией Великого княжества в королевство Польское. Создавался единый политико-государственный организм. Статус Ягайло определялся «как монарха обеих стран». После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!