Влияние концепций аль-Рази, связанных с оспой и корью, на врачей после него:

Книга Аль-Рази о оспе и кори

Abdul Nasser Kaadan, MD,

Резюме

Аль-Рази - Абу Бакр Мухаммад Ибн Закария аль-Рази, родившийся в городе аль-Рей недалеко от Тегерана. Он переехал в Багдад, когда ему было сорок лет, и возглавлял многие больницы в Багдаде. Он был мусульманским врачом и писателем, чьи медицинские труды оказали большое влияние на исламский мир, а также на Западную Европу в средние века. Он писал почти обо всех аспектах медицины.

Аль-Рази был первым врачом в истории, который подробно описал симптомы и признаки оспы и кори на основе клинического обследования, и он был первым, кто провел различие между этими двумя заболеваниями, поставив то, что сейчас называется дифференциальным диагнозом. Это было очень ясно изложено в его книге "Книга о оспе и кори". Рукопись этой книги сейчас хранится в Университете Лидена в Нидерландах под номером 656. У нас в институте есть микрофильм этой рукописи. Эта книга была дважды переведена на латынь в 18 веке. Эта книга состоит из четырнадцати глав. Третья глава считается наиболее важной в этой книге; она озаглавлена "глава, касающаяся симптомов, указывающих на обострение оспы и кори".

Цель данного исследования - описать эту книгу, раскрыв ее значение в области истории исламской медицины. Европа знала аль-Рази по латинизированной форме его имени Разес.

Адуд аль-Даула попросил его найти подходящее место для создания Бимаристана аль-Адуди. Он развесил куски мяса в разных местах города и нашел место, в котором гниение мяса происходило медленнее всего.

Он был мусульманским врачом и писателем, чьи медицинские труды оказали большое влияние на исламский мир, а также на Западную Европу в средние века. Он писал почти обо всех аспектах медицины.

Аль-Рази написал более двухсот книг, связанных с медициной, фармацией, философией, музыкой и многими другими науками. И он считается первым, кто основал экспериментальную науку, особенно в области медицины и химии, поскольку никто до и во времена аль-Рази не интересовался экспериментальной наукой в ее методической форме.

Книга Аль-Рази для лечения оспы и кори بتاب الادري الالحابة

Аль-Рази был первым врачом в истории, который подробно описал симптомы и признаки оспы и кори на основе клинического обследования, и он был первым, кто провел различие между этими двумя заболеваниями, поставив то, что сейчас называется дифференциальным диагнозом. Это было очень ясно в его книге: Книга о оспе и кори - Эта книга была отредактирована на арабском и латинском языках в 1766 году.

Эта книга приобрела большую популярность в Европе, так как была переведена на латынь, французский, английский и немецкий языки. Хонка говорит, что эта книга издавалась в Европе сорок раз в период с 1498 по 1866 год. Но самый важный из них произошел в 18 веке, в то время, когда был большой интерес к прививке или вакцинации около 1720 года после описания процедуры в Турции леди Мэри Уортли Монтегю, женой Чрезвычайного посла при турецком дворе в Стамбуле.

Аль-Рази начал свою книгу с краткого введения, в котором он объяснил непосредственную причину написания этой книги, поскольку он не нашел удовлетворительной книги, написанной врачами до него, посвященной этой теме. Затем он упомянул, что его книга состоит из четырнадцати глав.

Аль-Рази посвятил первую главу рассказу о причинах и о том, почему лишь немногие люди смогли спастись от нападения.

Во второй главе он упомянул органы, которые более восприимчивы к заражению оспой, и времена года, в которые это заболевание встречается чаще. В этой связи он говорит, что худые, горячие и сухие тела более восприимчивы к кори, а не к оспе, в то время как худые, холодные и сухие тела не восприимчивы к обоим заболеваниям, но если они поражены оспой, болезнь будет доброкачественной. Наиболее вероятное распространение оспы приходится на конец осени и начало весны. В сильно жаркое и сухое лето, а также если осень была жаркой и сухой без дождей, в этом случае корь более вероятна у восприимчивых людей.

В третьей главе, которая является наиболее важной в этой книге, он озаглавил ее (глава, касающаяся симптомов, указывающих на появление оспы и кори): В этой главе аль-Рази заявил, что перед появлением оспы пациент жалуется на постоянную лихорадку, боли в спине, зуд в носу и нарушения сна. Затем он упоминает о многих других общих симптомах и признаках, таких как общая боль, затрудненное дыхание, кашель, покраснение щек и глаз, боль в горле, сухость во рту, охриплость, головная боль, беспокойство, а иногда может развиться обморок.

Ознакомившись с этим текстом, мы можем признать, что аль-Рази четко подчеркнул, что оспа отличается от кори, и он заявил, что существуют общие признаки для двух заболеваний и другие более специфические признаки для каждого заболевания, позволяющие врачу проводить дифференциальный диагноз между ними.

Наиболее вероятными общими признаками между оспой и корью являются: постоянная лихорадка, зуд в носу, аллергия на теле, покраснение щек и глаз, боль в горле, боль в груди, затрудненное дыхание, кашель, охриплость, головная боль и иногда обморок. Он говорит, что необязательно, чтобы все эти симптомы и признаки проявлялись вместе, так как некоторые из них могут отсутствовать. С другой стороны, что касается признаков, характерных для каждого заболевания, он говорит, что боль в спине более сильная при оспе, в то время как при кори она может быть незначительной или отсутствовать. Дистресс, обморок и беспокойство более заметны при кори.

Четвертая глава посвящена борьбе с оспой в целом, поэтому он указал на десять процедур, которые следует выполнить для достижения этой цели.

Пятая глава посвящена профилактике оспы до появления ее признаков и уменьшению ее распространения после появления признаков. Это самая длинная глава книги. В этой главе аль-Рази советует проводить венозную резекцию всем пациентам старше четырнадцати лет, а молодым пациентам - делать купирование. Затем он указывает на использование специальных диет в соответствии с состоянием и возрастом пациента.

Шестая глава посвящена факторам, которые ускоряют появление кожных поражений при оспе. Аль-Рази говорит, что массаж и питье холодной воды могут ускорить появление оспы и кори, особенно когда температура сильная, поэтому болезнь легко пройдет. Также он упомянул об использовании многих растительных препаратов, которые могут сыграть важную роль в достижении этой цели.

Седьмая глава посвящена уходу за глазами, горлом и другими органами, за которыми необходимо ухаживать после появления признаков оспы. В этих главах аль-Рази объясняет, как это следует делать для ухода за глазами, горлом, носом, ухом и суставами. Он также обращает внимание на заботу о ноге и руке, так как в результате склероза кожи там может развиться сильная боль.

Восьмая глава посвящена факторам, ускоряющим созревание оспы. Здесь аль-Рази советует в случае, когда пациент находится в хорошем состоянии; врач должен сделать все возможное, чтобы развить оспу. В этом случае на места поражения накладывают повязки с горячей водой, в которой кипятят несколько цветов.

Девятая глава посвящена факторам, которые высушивают или иссушают оспу. В случае, когда оспа влажная, некоторые виды мазей, взятых из многих видов растений, таких как рис, наносятся, чтобы высушить ее и сделать возможным удаление.

Десятая глава посвящена веществам, которые удаляют корку. Аль-Рази говорит, что если поражение стало сухим, а остаточная корка все еще доминирует, врач должен посмотреть, была ли она тонкой и сухой, мазь уксусной кислоты следует наносить сначала много раз до полного исчезновения. Когда очаг поражения расположен на лице, следует использовать специальный вид мази, полученной из арахиса. Если корочка влажная, врач может осторожно соскрести ее, не используя никакой мази.

Одиннадцатая глава посвящена веществам, которые устраняют остаточное воздействие оспы на глаза и все тело. Здесь аль-Рази проводит различие между остаточным воздействием оспы на глаз и на остальную часть тела. В первом случае он указывает на использование многих видов мазей, некоторые из которых получены из продуктов животного происхождения. Если поражения расположены по всему телу, можно использовать множество составных мазей.

Двенадцатая глава посвящена диете больного оспой. Больного следует напоить солодом (ячменем с водой) точно так же, как это делается при острых заболеваниях. Кроме того, очищенная чечевица, смешанная с некоторыми другими соками, такими как уксусная кислота, может оказать благотворное воздействие на больных оспой.

Тринадцатая глава посвящена управлению функцией кишечника. Аль-Рази утверждает, что на последних стадиях большинства случаев кори и оспы кал мягкий, особенно при кори, поэтому следует избегать слабительных, за исключением ранних стадий некоторых случаев оспы, особенно при лихорадке или головной боли.

Четырнадцатая глава посвящена прогнозу развития оспы и кори. В этой последней главе аль-Рази описывает признаки, при которых прогноз плохой, и признаки, при которых прогноз хороший. Он считал, что сильная боль, продолжающаяся лихорадка, бессонница, зуд в носу и яркий цвет высыпаний являются признаками плохого прогноза.

Научная ценность этой книги:

1- эта книга считается первой в своем роде, поскольку в ней дается объяснение оспы и кори в отдельной книге.

2 - в первой главе он упомянул, что разлагающийся воздух является фактором, способствующим распространению болезни.

3. Считается, что Аль-Рази впервые в истории медицины провел различие между этими двумя заболеваниями и подробно описал каждую болезнь отдельно, в отличие от всех греческих и арабских врачей до него, которые рассматривали обе болезни как одну болезнь. Многие историки, такие как Юстаф Лобон, Сигрид Хонка, Дуглас и другие, признают эту реальность.

В этой книге аль-Рази различал эти две болезни в трех местах: во второй главе, когда он говорил о телах, которые более восприимчивы к заражению оспой, и о времени года, в которое болезнь встречается чаще (см. Текст выше). Кроме того, в третьей главе, где аль-Рази говорил о симптомах, указывающих на вспышку оспы и кори. В четырнадцатой главе, посвященной прогнозу оспы и кори, он также провел различие между этими двумя заболеваниями.

4 - Он признал взаимосвязь между типом высыпания при кори и тяжестью заболевания.

5 - Мнения аль-Рази характеризуются тем, что они свободны от ложных старых концепций, поэтому было ясно, что аль-Рази очень хотел подробно прописать лечение и виды продуктов, которые являются более подходящими, поскольку он считает, что пища играет важную роль в лечении.

6 - Арази не согласен с другими врачами до него в использовании холодной воды для нейтрализации сильной лихорадки при заболеваниях оспой и корью.

7. эта книга является убедительным доказательством того, что аль-Рази, как и многие другие мусульманские врачи, был не просто переводчиком греческой, индийской и сирийской медицины. Но в дополнение к этому очень важному достижению он ввел множество теорий и новых мнений, которые способствовали развитию медицины в то время.

В учебнике Харрисона по внутренним болезням упоминается, что аль-Рази был первым, кто описал это заболевание и отличил его от оспы, когда говорил о кори.

Кроме того, в энциклопедии Encarta 98 написано: личный опыт и наблюдения Аль-Рази как врача делают аль-Хави важной вехой в истории медицины. В своей самой известной работе "Трактат о оспе и кори" аль-Рази дает самое раннее известное описание оспы.

2- Аль-Хави филь-Тиббالحاوي بي الطب

Эта книга является чрезвычайно важным источником для наших знаний о греческой, индийской и ранней арабской письменности, поскольку аль-Рази тщательно подбирал свои источники. Аль-Рази умер до того, как привел в порядок эту книгу, но его последователи переделали ее под руководством ибн-Аламида, который был министром аль-Хасана ибн Буэ. Эта всеобъемлющая книга по медицине, аль-Хави, была переведена на латынь в 1279 году под названием "Liber Continens" Фараджем бен Салемом, врачом сицилийско-еврейского происхождения, нанятым Карлом Анжуйским для перевода медицинских работ. Затем она много раз переводилась на латынь и в 1395 году вошла в число девяти книг, полагающихся на библиотеку парижского медицинского колледжа. В то время как специальная часть этой книги, относящаяся к фармакологии, еще долгое время считалась первым справочником в Европе после эпохи Возрождения. В национальной библиотеке Парижа хранится редкая рукопись перевода книги аль-Хави на латынь, написанная в 1282 году. Первое издание было опубликовано в Италии в 1486 году под названием: Liber Dictus Elhavi, затем появилось много изданий, последнее было под названием: Continens Rasis в 1542 году, в Кембриджской библиотеке есть редкий экземпляр этого издания.

Книга Аль-Хави до сих пор считается крупнейшим медицинским учебником, изданным на арабском языке на сегодняшний день, поскольку она состоит из двадцати трех томов, согласно изданию, которое было выполнено османской типографией в Хайдарабаде в Индии в 1955-1971 годах.

В семнадцатом томе этой книги аль-Рази обсуждал оспу и корь. Он описал высыпание кори как красные пятна на коже без выпячивания внутрь или наружу кожи, в то время как высыпание при оспе проникает в кожу. Затем он упоминает, что высыпания при оспе появляются группами, в то время как высыпания при кори появляются в целом. Он считал, что черный и фиолетовый цвета высыпаний при оспе имеют плохой прогноз.

3-Трактат о детских болезнях رسالة بي أمراض الأطفال الالعناية بهم

: Аль-Рази написал это в 900 году. Большинство историков, таких как Рабдилл, Юстаф Лобон и Сигрид Хонка, считают ее первой отдельной книгой, написанной по детским болезням, потому что аль-Рази впервые в истории медицины разделил педиатрию и гинекологию, в то время как все другие врачи до него собирали два предмета в одной книге.

К сожалению, оригинальный экземпляр этой книги, написанный на арабском языке, утерян. В прошлом она была переведена на древнееврейский язык, а затем на латынь между 1114 и 1187 годами и публиковалась много раз. В последнее время Пипер перевел многие главы на немецкий, а Рура выполнила другой перевод на английский, затем весь трактат был переведен на итальянский. Недавно доктор Сэмюэль Рабдилл опубликовал новый перевод этого трактата на английский язык и опубликовал его в Американском педиатрическом журнале № 5, том 122, 1971. Этот перевод в настоящее время считается лучшим. Д-р Махмуд Хадж Касем из Ирака перевел его на арабский язык.

Трактат содержит двадцать четыре главы, в которых обсуждаются многие детские заболевания и их лечение. Среди этих болезней обсуждались оспа и корь. Также были описаны многие другие детские заболевания, такие как: опоясывающий лишай, чесотка, гидроцефалия, увеличение живота, чихание, бессонница, эпилепсия, выделения из ушей, заболевания глаз, заболевания зубов, изъязвления во рту, рвота, диарея, кашель, глисты, выпячивание пупка, грыжа, камень в уретре и полиомиелит.

В дополнение к историческому значению этого трактата он имеет научное значение, так как содержит новые мнения и теории, связанные с детскими заболеваниями.

Влияние концепций аль-Рази, связанных с оспой и корью, на врачей после него:

Хорошо известно, что во времена аль-Рази книги не были написаны и широко опубликованы, как в наше время, но для некоторых ученых было доступно только несколько рукописей для каждой книги. Поэтому мы можем ожидать, что многие мусульманские врачи после времен аль-Рази не упоминали о концепциях аль-Рази, касающихся оспы и кори. Я хотел бы здесь проследить влияние концепций аль-Рази в этом вопросе на мусульманских врачей после него.

Али ибн-Аббас аль-Маджуси: Он умер в 994 году (примерно через 70 лет после аль-Рази). В четырнадцатой главе первого тома своей книги Камель аль-Синаа аль-Тиббия (كامل الصناعة الطبية) он говорил об оспе.Он считал оспу и корь одной болезнью. Это означает, что аль-Маджуси понятия не имел о трудах аль-Рази на этот счет, или его гордость помешала ему процитировать книгу аль-Рази.

Ибн-Сина: Он жил через сто лет после аль-Рази. При сравнении того, что было написано ибн-Синой в его книге "аль-Канун" (  القانون في الطب ), с трудами аль-Рази о оспе и кори, становится ясно, что ибн-Сина процитировал много информации от аль-Рази.В третьей книге аль-Кануна он посвятил особую часть рассказу о оспе и кори. Ибн-Сина различал эти две болезни и сказал, что у них есть общие признаки и другие признаки, характерные для каждой болезни. Затем он описал кожные высыпания при каждой болезни, похожие на то, что написал аль-Рази. Но ибн-Сина не упомянул, что он цитировал труды аль-Рази.

Ибн-Зухр: Он жил в аль-Андалусе и умер там в 1162 году. Его книга озаглавлена: аль-Тайсир фил модавати валтадбир.( التيسير في المداواة والتدبير) Она была переведена на древнееврейский, затем на латынь и много раз публиковалась под названием Facilicito Adjumentum.Во втором томе этой книги ибн-Зухр посвятил главу рассказу о оспе и кори, и он рассматривал их как одну болезнь. Ясно, что ибн-Зухр не цитировал труды ибн-Сины или аль-Рази, касающиеся оспы и кори, особенно если мы знаем, что книга аль-Канун была хорошо известна в аль-Андалусе в то время.

Ибн аль-Нафис: Он родился в Дамаске и умер в Каире в 1288 году. Его книга озаглавлена "Краткая книга по медицине"( المجيز في الطب), которая рассматривается как пересмотр книги аль-Канун.Поэтому ибн аль-Нафис вкратце повторил то, что ибн-Сина говорил о оспе и кори, и провел различие между этими двумя заболеваниями. Поэтому ибн аль-Нафис вкратце повторил то, что ибн-Сина говорил о оспе и кори, и провел различие между этими двумя заболеваниями. Но стоит отметить, что ибн аль-Нафис не упоминал о боли в спине как отличительном признаке оспы.

Давуд аль-Антаки: Он родился в Антакье и умер в Мекке в 1599 году. Его медицинская книжка: Таткарит Дауд(تذكرة أولي الألباب والجامع للعجب العجاب.). В первой части этой книги он описывает признаки кори и оспы способом, очень похожим на тот, который описал аль-Рази. Кроме того, он проводил различие между этими двумя заболеваниями. В той же главе он говорил о ветряной оспе и рассматривал ее как доброкачественную форму оспы.

Мадиан аль-Кавсони: Он египтянин, жил в семнадцатом веке. Его медицинская книга озаглавлена "Словарь врача"( قاموس الأطبا وناموس الألبا). В первой главе этой книги под названием "Корь" он описал признаки кори и оспы, упомянув, что процитировал это из книги аль-Канун. Он различал эти два заболевания, говоря, что поражение при кори маленькое, тонкое и не выходит за пределы кожи, в то время как поражение при оспе выступает за пределы кожи и утолщается.

Вывод:

Несомненно, аль-Рази был первым врачом в истории медицины, который различал оспу и корь и рассматривал их как две болезни. Влияние концепций аль-Рази в диагностике этих заболеваний на мусульманских врачей было очень очевидным, особенно на ибн-Сину, ибн аль-Нафиса, аль-Антаки и аль-Кавсони. Но стоит отметить, что большинство этих врачей процитировали свою информацию по этому поводу из книги ибн Сины аль-Канун, поскольку она была самой знаменитой на востоке и западе.

В конце я хотел бы завершить свое выступление словом правды, написанным европейским врачом Де Пуром, который заявил: Медицина отсутствовала, пока ее не создали лицемеры, была мертва, пока Гален ее не оживил, рассеяна, пока ее не собрал Разес, была несовершенной, пока ее не завершил Авиценна.

 

Literatura

Ibn-Sina, Al-Qanun fit-Tibb. Vol. 3, P. 197, Dar Sader, Lebanon, 1980.

Al-Baba MZ: History and legislation of pharmacy, p. 344, Damascus university, Damascus-Syria, 1986.

Zigrid Honka, Shamsul Arab Tastue ala al-Gharb, Second edition, Beirut – Lebanon. 1969.

Emilie Savage-Smith, Islamic Culture and Medical Arts, National Library of Medicine, Bethesda-Maryland. 1994.

Al-Razi, al-hawi book, Haydar Abad, India, 1955-1976.

Al-Razi, Kitab al-Gadari wal Hasbah, Italy, 1766.

Al-Majusi, Kamel al-Sinaa al-Tibiah, Cairo, 1918.

 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!