Коровин Константин Алексеевич



Роль Мамонтовского   кружка в художественной жизни конца 19-начала 20 века.

Мамонтовский или абрамцевский    кружок - неформальное объединение художников, скульпторов, музыкантов, театральных деятелей и деятелей культуры вокруг русского предпринимателя - мецената С.И.Мамонтова. Идея создания кружка возникла в 1872 году в Риме, основная деятельность проходила в подмосковном имении Мамонтова Абрамцево и в Москве в 1878-1893 годах.

В 1870 году С.И. и Е.Г.Мамонтова приобретают принадлежавшее Аксаковым имение Абрамцево в Подмосковье. В 1872 году во время поездки по Европе происходит их знакомство с будущими основателями кружка: В.Д.Поленовым, М.М. Антокольским, А.В. Праховым.

 

Впоследствии в состав кружка входят такие представители русской интеллигенции, как М.В Нестеров, И.С.Остроухов, В.А.Серов, К.А. Коровин, В.М. и А.М.Васнецовы, М.А. Врубель, И.Е. Репин, Е.Д. Поленова.

С 1874 года встречи происходят в доме Мамонтова в Москве, впоследствии переносятся в Абрамцево. В усадьбе были созданы многие шедевры русского искусства. В 1887 году в столовой дома Мамонтова В.А. Серовым была написана знаменитая «Девочка с персиками» - портрет Веры, дочери владельца усадьбы. Нестеровым в 1890 году в этих местах создавались этюды для «Видения отроку Варфоломею». В.М.Васнецов  работал в Абрамцево над «Богатырями» (1898) и «Алёнушкой» (1881). И.Е. Репин написал здесь в 1879 году картину "Проводы новобранца".

Работа Мамонтовского кружка повлияла на оформление неорусского стиля в архитектуре. В 1881-1882 годах в усадьбе была возведена церковь Спаса Нерукотворного - плод совместной работы В.Д.Поленова, В.М.Васнецова, М.М. Антокольского, Н.В. Неврева, И.Е.Репина. В этом же стиле построены баня-теремок архитектора И.П. Ропета, мастерская-флигель В.А. Гартмана, «избушка на курьих ножках» по эскизу В.М.Васнецова.

Члены Абрамцевского кружка занимались благотворительной деятельностью и сохранением русской старины. Особую роль в этом играла деятельность Е.Г Мамонтовой. В Абрамцево были созданы гончарная (1890), вышивальная, столярно-резчицкая (1876) мастерские. В окрестные деревни снаряжались «экспедиции», давались заказы местным крестьянкам. На основании старинных предметов утвари Е.Д.Поленова и В.М.Васнецов разрабатывали эскизы для столярно-резчицкой мастерской. Эта продукция была известна на международных и всероссийских выставках, завоевывала золото, пользовалась немалой популярностью. Позднее мастерской руководили художницы М. Ф. Якунчикова и Н. Я. Давыдова. В гончарной мастерской М.А.Врубель создавал свои керамические произведения: декоративные панно, изразцы, майоликовые вазы и статуэтки. Деятельность мастерской способствовала возрождению искусства майолики.

В Абрамцево давались и театральные постановки, в которых участвовали и взрослые, и дети. Декорации и эскизы костюмов создавались самими художниками. В постановках принимали участие Ф.И.Шаляпин и К.С.Станиславский (Алексеев). Режиссером, а нередко и драматургом в них выступал С. И. Мамонтов. Эти любительские постановки во многом способствовали созданию Мамонтовым Русской частной оперы (1885–1891, 1896–1899) в Москве. Среди поставленных спектаклей самым известным стала «Снегурочка» А.Н.Островского (1882).

В 1893 году Абрамцевский кружок отметил свое 15-летие. На праздновании с речью выступил В. М. Васнецов, а в следующем году был издан юбилейный альбом «Хроника нашего художественного кружка», обложку которого оформил В. Д. Поленов.

В 1899 году Мамонтов был арестован по обвинению в растратах при строительстве железной дороги. Хотя суд и оправдал Мамонтова, он был вынужден отойти от предпринимательства. В 1902 году его коллекции и дом на Садовой-Спасской были проданы для уплаты долгов. Усадьбу Абрамцево, записанную на имя Е.Г.Мамонтовой, удалось сохранить.

В 1918 году усадьба Абрамцево была взята под государственную охрану. Хранительницей художественных реликвий была назначена А.С. Мамонтова. В 1919 году был основан Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». В главном усадебном доме открыта экспозиция, посвящённая Аксаковым, Мамонтовым и Абрамцевскому художественному кружку. В Бане-теремке хранятся предметы крестьянских ремесел и изделия абрамцевской столярной мастерской. В мастерской-студии выставлены майолики Врубеля.

Михаил Врубель (1856-1910) увлекся рисованием еще в детстве. По настоянию отца он должен был стать юристом, однако позже оставил это поприще, чтобы поступить в Академию художеств. Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна.

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина.

В 1859 году мать будущего художника умерла от чахотки. Через четыре года Александр Врубель женился снова: его второй супругой стала петербурженка Елизавета Вессель. У детей сложились добрые отношения с мачехой: она занялась их воспитанием, развитием и даже укреплением здоровья: от рождения Михаил Врубель был слабым и болезненным, даже ходить начал только в три года. Уже взрослым он с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров».

Занимались детьми и родственники Елизаветы Вессель. Ее сестра Александра учила их музыке, а брат Николай, педагог, опробовал на детях новые методики — развивающие игры. К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.

Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент.

В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился.

«У Папмелей он [Врубель] жил, как родной: зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле».

Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств, вскоре Врубель стал посещать там вечерние классы и в 1880 году поступил в Академию. Будущий художник попал в мастерскую Павла Чистякова, а параллельно занимался в акварельной мастерской Ильи Репина. Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.

Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.

В 1885 году художник уехал в Италию — знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду».

В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым, который был женат на ученице Павла Чистякова. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы — «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».

После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые наброски, связанные с его будущей легендарной темой Демона.

В 1889 году Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме «Демон». А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий». Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен.

«…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».  В этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику.

Вскоре Врубель переехал из Москвы в Абрамцево — имение Саввы Мамонтова. Он стал участником абрамцевского кружка, оформлял сказочные оперы Николая Римского-Корсакова. В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавал гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, несколько раз ездил в Италию — сначала с самим Мамонтовым, затем с его сыном Сергеем.

В начале 1896 г. художник знакомится со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой. Он сделал предложение едва ли не в тот же день, и Забела согласилась.

«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь T. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».

К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».

В 1900 году художнику присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В эти годы он вновь писал демонов. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».

В 1904 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.

«Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века как на «эпоху Врубеля».

        

Коровин Константин Алексеевич

Коровин КонстантинКоровин Константин Алексеевич 1861-1939 гг. — русский художник, живописец (один из первых русских импрессионистов), театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина.

Был внуком старообрядца и купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина, в доме которого часто бывал известный передвижник Илларион Прянишников. Отец Константина получил хорошее университетское образование, но не смог сохранить состояния семьи и разорился. Семья Коровиных была вынуждена переехать в деревню Мытищи (под Москвой).

Своим художественным способностям и хорошим образованием братья Коровины (Константин и Сергей) во многом обязаны матери, дворянке по происхождению Аполлинарии Ивановне (урождённая Волкова). Разорение мужа, переезд в деревню, жизнь в бедности - всё это не остановило стремления образованной женщины воспитать сыновей.

Невзирая на практически полную бедность, Константин стремиться за старшим братом и поступает в Московское училище живописи, окунувшись в среду известных русских живописцев.

1875 г. — В возрасте четырнадцати лет, вслед за старшим братом, Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.


Дата добавления: 2022-07-01; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!