Основные правила выполнения тонировок, подбор колеров.



Основное условие при тонировании и восполнении утрат живописи и малярных покрасок — соблюдение правила многослойного нанесения красочного слоя. Краска, положенная в один слой, почти никогда не обеспечивает хорошего результата: тонировка, восполненная живопись или малярная покраска обнаруживают в таком случае мутность, цветовую примитивность, что, как правило, сильно отличает реставрационную живопись от подлинных участков красочного слоя.

Акварельные краски используют в описываемых процессах для создания подготовительного слоя под масляные краски и гораздо реже для всего цикла работ по слою реставрационного грунта.

Тональную акварельную подготовку полезно сделать и в местах восполнения утрат живописных изображений, т. е. в технике акварели подготовить объемную трактовку утраченного фрагмента живописи. Акварельная проработка может быть выполнена в коричневатых тонах (гризайль) или в основной тональности утраченных изображений. Краски при этом наносятся на поверхность реставрационного грунта вразмыв, так как обычно пишут акварельными красками, соблюдая и основное правило техники акварельной живописи — сохранять прозрачность, не допуская наращивания слоя краски до утраты эффекта просвечивания белого грунта. Подготовленная поверхность, проработанная акварельными красками, после просыхания должна быть обязательно покрыта (защищена) лаком. Когда реставрируемая живопись выполнена в очень светлой гамме, можно осуществить весь процесс тонирования и восстановления утраченных частей в технике акварели. В этом случае предварительно воспроизводят фактуру мазков авторской кисти из грунтовочной массы, а затем акварельными же красками исполняют только цвет. В процессе тонирования акварелью можно периодически (однако не злоупотребляя повторениями) слегка смачивать рабочий участок пиненом с помощью ватного тампона.

Масляными или масляно-лаковыми красками тонирование и восполнение утрат живописи проводят как по реставрационному грунту, так и по потертостям авторского слоя живописи, покрытого лаком. При тонировании и восполнении утрат живописи масляными, масляно-лаковыми красками нужно стремиться к тому, чтобы добиваться нужной тональности не только за счет высветлений белилами и не в один слой. Краски, положенные одним слоем, опять-таки создадут глухой, грязный тон или дадут потемнение при высыхании. Окончательный тон получают постепенно, при последовательном нанесении одного слоя за другим, с перерывами, необходимыми для просыхания ранее выполненного. Тон каждого слоя должен отличаться от других: только таким образом, при просвечивании одного слоя через другой, в конце концов может получиться тон утраченного участка живописи. Тогда восполненные участки красочного слоя будут легко восприниматься глазом, не диссонируя со всем живописным произведением в целом .

Манера наложения красок при многослойном тонировании может быть пунктирная или слитная. Нанесение красок точками создает как бы «вибрацию», беспокойство, живость. При слитном нанесении мазков покрытая краской поверхность воспринимается спокойно. И, конечно, если краска положена совершенно непрозрачным, глухим слоем, она выглядит как малярная вставка в живописное произведение.

Дублирование и перемонтирование основ. Дублирование холстов на подрамниках.

Перевод записи на новое основание.

Дублирование холста Производят в случае значительного его разрушения, по решению реставрационного совета.

1. Холст, чуть толще авторского, сильно натягивают на рабочий подрамник, по размеру на 10 см с каждой стороны превышающий картину, разрыхляют пемзой и дважды проклеивают 6 % осетровым клеем.

2. Красочный слой картины покрывают профзаклейкой (в 1 лист) (предварительно заделывают прорывы, но не наносят заплаты).

3. Картину снимают с подрамника и, расположив на столе лицевой стороной вниз, очищают от загрязнений холст и ножом удаляют узелки и др. неровности. Удаляют также наклейки, заплаты, копируют надписи. Утраты заделывают вставками. Проклеивают холст с оборота

4. По краям картины с лицевой стороны на профзаклейку наклеивают полосы кальки и при помощи этих полос натягивают картину на рабочий подрамник «лицом» к планкам.

5. Оба холста – авторский и дублировочный – с оборота проклеивают одновременно 9 -12 % осетровым клеем.

6. Совмещают холсты и притирают их тампоном. 7. Через 2 -3 часа проглаживают теплым утюжком, повышая температуру до 70 градусов, с обеих сторон попеременно (завершают на лицевой). 15 минут гладят – 30 минут перерыв. 8. В процессе проглаживания удаляют рабочие подрамники и натягивают на постоянный подрамник.

Наконец, бывают случаи, когда при удалении позднейших записей их необходимо сохранить, так как они тоже представляют ценность для истории. В таких случаях пользуются компрессами, пропитанными растворитедлем. Компресс прикладывается к записи, и, когда она приклеится к нему, запись осторожно переносят на подготовленный планшет или холст на подрамнике.

 


Дата добавления: 2022-07-01; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!