Философско-правовые идеи Аврелия Августина



Философско-правовые учения в Древнем Риме.

 

                Общая характеристика:

Философско-правовое наследие Древнего Рима:

1. Развивается под воздействием древнегреческих достижений.

2. Основывалась на учениях стоиков , эпикурейцев, Аристотеля, Платона.

3. Основывалась на концепциях естественного права, государственного устройства и справедливости.

Философско-правовые учения Цицерона

Г. до н.э.)

            Произведения Цицерона:

      «О государстве.»

      «О законах.»

      «Об обязанностях.»

Цицерон типичный посредник между греческой и римской философско-правовой культурами.

В его произведениях основные тезисы греческого наследия , но в доступной для римлян форме.

Основные философско-правовые идеи Цицерона:

1. Основа появления государства – это общественный характер человека.

2. Государство и право имеют природный,разумный и  божественный характер.(переписал у стоиков.)

3. Основа права – это справедливость . Справедливость и естественное право являются неизменным во времени.

4. Цель государства – это защита собственности.

5. Государство – это RES POPULI или достояние народа.

6. Основа правопорядка – это общность правовых интересов населения государства.

7. Существует 6 простых форм государственного устройства :

               Монархия

               Аристократия

               Полития

               Тирания

               Олигархия

               Демократия.

8. Каждая из простых форм государственного устройства не стабильно, перерождаясь в другую форму государственного устройства. Стабильность государства может быть достигнута в смешанной форме государственного устройства , основа которой есть смешение достоинств простых форм государственного устройства.(Монархия, Аристократия, Полития).

Основа стабильности – это право доступа к власти основных общественных категорий.

Произведения Цицерона всегда были в центре внимания древнеримских и средневековых мыслителей.

Философско-правовые воззрения Римских стоиков.

Из существовавших в Древней Греции учений , стоицизм в большей мере соответствовал политико-правовой культуре Древнего Рима.

Естественное право стало неотъемлемой частью культуры римских граждан.

Законодательство воспринималось в качестве применяющегося естественного права , в которое вносится определённые поправки.

Естественное право стало основой философско-правовой культуры Древнего Рима. Это позволило римским стоикам утвердить следующие принципы:

           1.Все люди равны.

     2.Все люди наделены свободой.    

Сенека (3-65 гг. н.э.) утверждал:

1.Независимо от социального положения , каждый человек духовно-свободен.

2.Естественное право – это реальность , свершившийся факт.

3.Люди должны стремиться к построению универсального государства на основании естественного права.

Эпиктет (50-140 гг. н.э.) призывал:

1.К духовному совершенствованию

2.К подчинению судьбе

3.К уничтожению рабства.

Император Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) развивал идеи:

 1.Основа статуса граждан – это законное равноправие и свобода.

 2.Участие всех граждан в правлении государством на равноправных началах.

Роль римских юристов во внедрении философско-правовых учений на практике.

Со временем высшим предметом духовной жизни и деятельности в Древнем Риме стало право. Самой большой заслугой римских юристов является созидание науки права.

Светская юриспруденция Древнего Рима сложилась во 2 – 1 вв. до н. э. , однако её рассцвет приходится на 1 в. до н. э. – 3 в. н.э. Наиболее влиятельными римскими юристами являлись:

                 Флавий

Гай

Папиниан

Павел

Ульпиан

Модестин

Трибониан.

Римские юристы развивали философско-правовые учения с учётом требований развития римского государства и настаивали на их применении в действующем законодательстве . В этом и состоит их исторический успех.

Для римских юристов право основывалось на 3-х категориях:

       1.Естественное право ius naturalle – это нормы которыми регулировались :

               Семья

              Брак

              Воспитание детей.

     2.Право народов ius gentum – это нормы которыми регулировались:

             Война

             Рабство

            Международные отношения.

     3.Цивильное право ius civile – это нормы которыми регулировались:

           Отношения между свободными людьми.

 

4.Философско-правовые учения в Западной Европе в Средние века. 

            Общая характеристика:

Изначально имея лишь духовную суть – христианская доктрина не содержала политических и юридических целей и задач.

Со временем христианская доктрина способствует внесению значимых изменений в правовую методологию.

Данное изменение отражает исторические периоды развития христианства:

        1.Объединение права и теологии(Богословие)

        2.Верховенство церкви над государством.

Аргументы для сохранения господства христианской церквинад государством:

       1.У человека существует земная жизнь и загробная вечная жизнь.Так как более значимой является вечная жизнь , проблемами которой занимается церковь , в соответствии в иерархии: церковь и государство – главенствует церковь. В период средневековья , основная ценность состояла в достижении вечного счастья.

     2.Слабость гражданской власти в решении текущих проблем в обществе.

     3.Объединение христиан в борьбе с варварами с целью сохранения религии.

В средневековом развитии философско-правового учения выделяются 2 основных периода:

  1.Патристика

  2.Схоластика.

 

                          Патристика.

Философско-правовое учение Святого Августина (354-430 гг. н.э.)

Патристика (1-800гг.) – это период христианства на протяжении которого образовалась христианская догматика нравственности.

    

 

Характерные элементы развития Патристики:

1.Ранняя практика христианства создаёт общину , в которых осуществлялась совместная жизнь в основе которой лежат:

   А) Обязанность каждого человека трудиться.

  Б) Общая собственность на материальное благо.

  В) Распределение благ по потребностям.

2.Осуждение богатства.

«Блаженны нищие , ибо ваше есть Царствие Божье» Цитата из Библии.

3.Осуждение деятельности правителей государства.

4.Образование , так называемой , молчаливой оппозиции к Римскому государству.

 «Воздай Кесарю Кесарево , а Богу Богово»

Цитата из Библии.

5.Впоследствии , отношение к государству меняется благодаря догме Апостола Павла:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям , ибо нет власти не от Бога , существующие же власти от Бога установленны.»

«Посему противящиеся властям , противятся Божьему установлению.» Цитаты из Библии.

Развитию философско-правовых воззрений этого периода способствуют:

     Иоанн Златоуст(345-407 гг.)

                 Апостолы:

    Термулиан

   Ориген

   Лактаций.    

В центре внимания философско-правовых исследований этого периода – это соотношение между религиозной властью и гражданской властью.

В 5 – 6 вв. в Западной Европе образуется и распространяется теория «Двух мечей».

Одна из центральных философско-правовых идей этого периода – это идея всеобщего равенства и свободы людей.

Раннее христианство объявляло о существовании областей общественных отношений являющимися неподвластными государству.

Произведения Аврелия Августина:

«О граде Божьем»

«О свободной воле»

Философско-правовые идеи Аврелия Августина

1.Для человека государство не является необходимым. Источником появления государства является первоначальный грех Адама и Евы. Государство – это зло. Августин Блаженный основывает своё учение на библейских положениях.

А.Великое преступление Адама и Евы позволило человеку познать свободу.

Б.Свобода – это источник зла на Земле, так как человек не в состоянии достойно ею распоряжаться.

В.В следствии «великого грехопадения» человек отказался «жить по Богу» или по духу и научился «жить по человеку» или по плоти.

Г.Первоначальный грех – это основа существующего в реальности так называемого естественного порядка в основе которого – рабство, преклонение, и подчинение человека человеку.

Д.Греховному миру придёт конец в момент второго пришествия Христа.

2.Аврелий Августин различал 2 категории государства:

 А.Град Земной или каждое из существующих государств.

 Б.Град Божий.

3.До образования Града Божьего христиане нуждаются в Граде Земном.

4.Цель Града Земного – это установление и поддержание мира между людьми, а также в служении церкви в построении Града Божьего.

5.Церковь предводительствует Граду Земному к Граду Божьему, поэтому государства должны находится под руководством церкви.

6.Интересы церкви противоположны интересам государства, так как церковь посредством сближения людей с Богом стремится создать Град Божий на Земле.

В учении Аврелия Августина – церковь и государство всевластно. Человек представляется лишь средством достижения Божьего порядка.

                       Схоластика.

Схоластика – это философско-правовое учение Аквината или Святого Фомы Аквинского (1225-1274)

Схоластика ( 9-14 века.) – это период последующего развития христианства для которого характерно введение в христианское учение элементов греческой философии.

Характерные элементы развития Схоластики:

1.Схоластика складывается под огромным влиянием в начале – Нео-Платонизма, позже – Аристотелизма.

2.Философско-правовая культура этого периода создавалась преимущественно в монастырях и в университетах Западной Европы.

3.Влияние христианской религии на философско-правовую культуру.

4.В качестве решающих и неопровержимых доказательств в этом периоде служили принципы и идеи Библии.

          Произведения Аквината:

                «Сумма Теологии»

               «О правлении властителей»

Философско-правовые идеи Фомы Аквинского:

1.В основе появления государства есть общественный характер человека. Однако государство появляется не без участия и внимания Бога, так как : «Всякая власть от Бога»

2.Структура власти охватывает следующие элементы:

 А. Сущность власти – это отношение господство – подчинение.

Б.Происхождение власти – ««Всякая власть от Бога»

В.Использование власти – это конкретное проявление власти на практике.

3.Цель государства – это общее благо.

4.Фома Аквинский различал 4 вида законов:

 А.Универсальный или вечный закон – это разум и воля Бога. Последние 2 категории Аквинат отождествляет. Этот закон необходимо принимать на веру, так как человек не может познать его.

 Б.Божественный закон – это нормы Библии. Этот закон предоставлен людям самим Богом в лице Иисуса Христа, так как люди не в состоянии без Божьей помощи познать универсальный закон.

В.Естественый закон – это частичная и несовершенная копия универсального закон. Этот закон образуется из того что люди могут познать из универсального закона.

                  Пример:

Стремление человека к самосохранению,

Стремление к познанию Бога.

Г.Человеческий закон – это нормы созданные человеком, которые должны отражать нормы естественного закона.

Философско-правовое учение Аквината имеет теоретический недостаток, а именно уделение большего внимания к власти, чем к свободе.

 

 

Философско-правовое учение представителей Гиббелинской партии:

Данте Алигьери

Марсилий Падуанский.

 

В Средние века в Западной Европе были 2 центра политической и культурной жизни:

  А. Папство – представленное так называемой Гвельфинской партии.

Б. Священная Римская Империя Германской нации, представленная Гиббелинской партией.

В философско-правовой культуре 1000-летнее господство христианства в Западной Европе способствует:

1.Отвержение рационалистической методологии.

2.Отвержение историко-методологических исследований.

3.Появление теоретических основ отделения церкви от государства.

4.Приобретение человеком первого неотъемлемого права: Право на бессмертие или свобода совести.

Аргументы использовавшимися церковными мыслителями для поддержания господства церкви над государством с определённого момента способствовало противоположной цели:


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!