Задания для дистанционного обучения.

Жанр в контексте музыкальной культуры. Первичные жанры.

В конце смотреть практическое задание)

План лекции:

1.Понятие, классификация.

2.История возникновения инструментальных жанров, эволюция. 3.Первичные жанры. Песня, танец, марш в инструментальной музыке.

 

1.ЖАНР (франц. genre) – род музыкальных произведений. В широком смысле этот термин применяют к различным отраслям музыки: оперный, симфонический и т.д. Музыкальный жанр – понятие, которое характеризует распределение музыкального многообразия по роду и виду. Музыкальные жанры классифицируют исходя из их происхождения, условий исполнения, восприятия или по многим другим признакам (содержанию, структуре, средствам выражения, составу исполнителей и т.д.).

Основные классификации

1).Понимание этого термина, применяемое к разновидностям определенных отраслей (видов) музыкального искусства. Например:

-жанры оперы – комическая опера, большая опера, лирическая опера и т. д.;

-жанры симфонической музыки – симфония, увертюра, сюита, поэма и т. д.;

-жанры камерной музыки – романс, соната, квартет и т.д.

 

2).По способу исполнения:

Инструментальные Камерные: фуга, этюд, прелюдия, соната, экспромт, сюита, вариации, ноктюрн и др.  Масштабные: концерт, увертюра, симфоническая поэма (фантазия), симфония и др.
Вокальные Камерные: ария, песня, романс, вокализ и др. Масштабные: кантата, оратория, месса, опера, мюзикл и др.

 

3). По особенностям исполнения: 

-обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала;

-массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

-концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – отличаются сложной формой произведения в содержании самовысказывания автора. Характерно исполнение в концертном зале;

-театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – их отличают действие, сюжет и декорации.

 

История возникновения инструментальных жанров, эволюция.

Инструментальная музыка – это музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса/с его участием. Долгое время инструментальная музыка служила сопровождением вокалу. Игра солистов на отдельных инструментах была известна еще до начала нашей эры, но самостоятельное применение совместной игры на инструментах началось в Европе лишь в XVI в. С тех пор инструментальная музыка создавалась во всех формах, начиная с формы песни и кончая сонатной.

Чистая и программная музыка сформировались как самостоятельные роды в XVII веке, в связи с высвобождением музыки из-под прямой зависимости от слова (культовых традиций) и бурным развитием инструментальной культуры. В эпоху барокко возникла основная группа жанров чистой музыки: прелюдия, фуга, токката, фантазия (Фрескобадьди, Букстехуде, Бах, Гендель и др.).

Значительные достижения программной инструментальной музыки приходятся на конец XVII – первую половину XVIII вв. (произведения Куперена, Библейские сонаты Кунау или «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» Баха).

Расцвет инструментальной музыки приходится на конец XVIII в., когда в творчестве венских классиков утверждается его высшая – сонатно-симфоническая группа жанров.

Какова судьба отдельных жанров в процессе эволюции?

Эволюцию большинства жанров, на большом протяжении европейской истории музыки (приблизительно до позднего романтизма), можно представить в виде трехстадий, не имевших резких границ:

1) Становление жанра;

2) Кристаллизация соответствующей ему формы;

3) Экстраполяция данной формы на другие жанры.

Эволюция жанра привела к его значительному переосмыслению, приобретению качественно иных признаков и образованию новой разновидности. При этом, существенно-содержательные характеристики «исторических» жанров сохранились в новых качествах интонационного сопереживания. На это оказали влияние, прежде всего, тенденции художественного направления и стиля. Так трактовка прелюдии, или концерта-соревнования в XIX в. зависят от множественно-контрастной романтической образности, подчиненной эстетическому принципу самовыражения автора.

Сложная трехчастная формас трио, возникнув в барочной танцевальной сюите, утвердилась в менуэте классической симфонии, а позднее распространилась на иные, в том числе самостоятельные танцевальные жанры.

В период становления чистой и программной музыки возникла наиболее близкая связь жанра и формы, поскольку такие формы, как:вариации, рондо, сюита, фуга были наследием времени. Нерасторжимость связи, в рамках других эпохальных стилей, объясняется логикой построения.

Вопрос: фуга, это жанр или форма?

С функциональной точки зрения, исходя из 3-х стадий эволюции – и то, и другое. Единство жанра и формы, определяемое логикой построения, сказывается на конструктивной организации музыкального материала.

Сонатная форма возникла под значительным воздействием ряда других жанров – концерта, увертюры, сюиты, и даже фуги. Взаимодействие жанра и формы здесь является очень тесным. Как композиционный принцип данная форма проникла и в самостоятельные недраматические жанры (фантазию, каприччио, токкату, песню без слов и др.), а также в другие роды и семейства (в хоровую, оперную, романсовую музыку).

Каждый жанр порождает новый тип формы, исходя из исторической закономерности. Так, Ф.Шопен, создавая свои крупные лирико-драматические произведения опирался на жанры баллады, баркаролы, полонеза-фантазии.

Поэма, как новый жанр романтизма, возник в результате синтеза различных жанровых соединений, поэтому поэма вариативна и как жанр, и как форма. Так, сонаты и концерты Ф.Листа или поздние сонаты А.Скрябина, наряду с явными признаками объявленных (в названии) жанров, несут на себе глубокие черты поэмы.

Вывод. Жанры, как и роды музыки, постоянно взаимодействуют между собой, что приводит к их новому содержательному значению в рамках исторического времени.

Рекомендации. Познакомится более подробно с информацией в источниках:

1. О.В. Соколов, Жанр в контексте музыкальной культуры http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=697:2010-05-24-13-58-26&catid=50:2010-10-17-14-50-35&Itemid=413

2.Словарно-справочная информация

http://abc.vvsu.ru/Books/pr_istor_muz_cult/page0006.asp

https://music-education.ru/kakie-byvayut-zhanry-muzyki/

 

3.Первичные жанры. Песня, танец и марш в инструментальной музыке.

В основе музыкального искусства лежат

три основных жанра музыки.

 Песня, танец и марш 

– это «три кита в музыке»

(Д. Б. Кабалевский).

 

Все жанры по возникновению и бытованию делятся на первичные (бытовые: песня, танец, марш) и вторичные, которые родились в процессе развития профессиональной музыки: опера, балет, симфония, инструментальный концерт и др. 

Вопрос: Как песня, танец и марш стали основой музыкального искусства?

Человек – часть природы. В его жизни важное место играли различные массовые и групповые «действа».

Первичные музыкальные жанры зависели от функций, выполняемых музыкой в быту в различных ситуациях: трудовых, бытовых и обрядовых. Постепенно усложнялись чувства людей, и из бессвязных выкриков и бесформенных движений родились песня, танец и марш.

Песня. Голос – удивительный инструмент, которым стал пользоваться человек для удовлетворения своих духовных потребностей: общения с другими людьми и самовыражения. Мелодии песни являются обобщённым выражением образного содержания текста в целом.

Песня (романс), связанная с бытовыми традициями, стала ведущим жанром романтической музыки. Наиболее ярко это проявилось в жанре романса с фортепианным сопровождением и фортепианной пьесе (особенно в миниатюре).

Песенные истоки в инструментальных жанрах проявляются в гомофонно-гармоническом складе изложения фактуры, где мелодия – основное средство характеристики, предполагающая связь с национальным речевым началом. В мелодии, как правило, присутствуют типовые элементы: мотивы вопроса, вздоха, повествовательности и др.

Примеры жанров фортепианных миниатюр, созданных композиторами разных школ на основе песенных истоков:

 Таблица 1*.

Ноктюрн. Песня без слов. Листок из альбома. Музыкальный момент. Экспромт. Пьесы программного содержания Ф.Шуберт, Р. Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист,  Ф. Мендельсон, И.Брамс, Э.Григ, Я. Сибелиус, М. Глинка, П.Чайковский, А.Скрябин, С.Рахманинов и др.   

Задания для дистанционного обучения.

 

1.Ознакомьтесь с содержанием лекции.

2.На основе Таблицы1*, приведенной в лекции, составьте Таблицу2 (каталог ресурсов)** примеров произведений композиторов, созданных в определенных жанрах, которые указаны в левом столбце Таблицы 1.

Найдите нужную информацию в сети Интернет, прослушайте произведения и лекции, которые уже есть. Найдите СВОИ варианты примеров и внесите в Таблицу 2

ВНИМАНИЕ: Примеры должны быть связаны с песенными истоками!

Таблица 2 . Каталог ресурсов.**

Жанр Композитор Перечень Интернет-ресурсов
Ноктюрн   Ф.Шопен   1)Лекция №49 И.Г. Соколова «Ноктюрны» (с 24 минуты) https://www.youtube.com/watch?v=UEyQ9D1JIis   2)Ноктюрн cis-moll (видеоурок с разбором нотного текста) https://www.youtube.com/watch?v=qriwkavHriA  
Ноктюрн М. Глинка 1)Ми бемоль мажор Исп. Дм. Благой. https://youtu.be/704g-n83js0   2) фа минор «Разлука» https://youtu.be/8g7_HR_2A0s (с нотной строкой)  
Песня без слов Ф.Мендельсон 1)Mendelssohn - Songs Without Words (complete set) - Rena Kyriakou https://youtu.be/y1uvYdW8MSk   2)Соч. 67.№ 32 https://youtu.be/G1ZeSj54IIk  (исп. Ан. Махамендрикова) 3)Op. 30, No. 1 https://youtu.be/Q3DsMTAgBU0  
Музыкальный момент Ф. Шуберт  
Музыкальный момент С. Рахманинов  

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!