Литературный квест как современная форма театрализованных представлений и интерактивные образовательные технологии



 

В переводе с английского языка «интер» – взаимный, «акт» – действовать, то есть действовать сообща на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии беседы, диалога с кем-либо, с чем-либо.

Интерактив в педагогике называют и технологий, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется разные методы. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским действиям. Ребёнок здесь не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость [Новиков, 2006, с. 145].

Действия в интерактиве строятся так, что каждый участник вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен информацией, знаниями, идеями, способами действия: от взаимодействия к взаимообогащению. Интерактивные формы нацелены на стимулирование познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся.

Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного, досугового процесса. При применении интерактивных методов происходит постоянное активное взаимодействие педагога и обучающихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание. Если это приминительно к сценарию культурно-досуговых мероприятий, сценарист-режиссёр даёт исполнителям иногда только отправные точки действия, а затем исполнитель начинает импровизировать [там же, с. 159].

Такая современная форма театрализованного представления, как квест, является удачной формой реализации интерактивного обучения, вовлечения зрителя в пространство театрализованного действа. Имеющий в своей основе какой-либо литературный материал (роман, повесть, рассказ), квест обучает в процессе игры. Визуализация и вербализация элементов литературного произведения способствует лучшему запоминанию его, а также пробуждает интерес к чтению, знакомству с миром литературы, автором произведения, а также различным экранизациям и театральным постановкам по мотивам того или иного произведения. Иными словами, выбранная форма театрализованной деятельности – квест – является самой подходящей для демонстрации интерактивного метода обучения и участия в мероприятии, поскольку квест в своем начальном понимании предполагает погружение в игровое пространство, не наблюдение со стороны, а непосредственное участие в игре, действии «от первого лица».

Данное мероприятие ставит своей целью посредством интерактива мотивировать зрителей к более качественному чтению, развивать способность анализировать, обсуждать, давать собственную оценку материалу, проверить знания и усвояемость определенного литературного произведения.

Также стоит сказать о возможностях квеста как театрализованного представления. Здесь речь идет об интермедии, которая определяет и художественно организует игровое пространство для последующей игры, являющейся ее логическим продолжением. Под игровым пространством понимается художественно решенное пространство, в котором создаются игровые ситуации и происходят игровые действия. Кроме того, интермедия является эмоционально-образным введением в начальную игровую ситуацию и средством театрализации для всей игровой программы в целом, поскольку она подчинена художественному приему и осуществляется с помощью художественных выразительных средств.

Литературный квест – это один из вариантов игры, популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг.

Данное массовое мероприятие было проведено для старших школьников и юношества. Несмотря на то, что роман «Двенадцать стульев» не входит в школьную программу, он является «программным» произведением для любого образованного человека, а также несет в себе широкий пласт выражений, ставших крылатыми почти сразу после публикации романа.

В данном квесте большую смысловую нагрузку несет атрибутика мероприятия. Это и элементы костюмов, позволяющие с легкостью идентифицировать того или иного героя романа, и предметы-атрибуты, фигурирующие на протяжении всего текста романа (непосредственно 12 стульев), и вербальные средства (например, словарный запас Елены Щукиной). Все это, визуализируясь, обеспечивает положительную интерпретацию и запоминание всего текста романа, а также пробуждает интерес к произведению. Кроме того, атрибутика обеспечивает целостную картину игрового пространства, закрепляет атмосферу действа.

Техническое оснащение библиотеки позволило ознакомить участников не только с текстом романа, но и со знаменитой советской экранизацией 1976 г. с Андреем Мироновым в главной роли (фильм транслировался на стеновых телепанелях). Этот факт говорит о том, что участники квеста могли сопоставлять, осмысляя, текст самого романа, его экранизацию и режиссерскую реализацию на бибилотечной площадке. Сценарий изобилует различными метафорами, эпитетами, ассоциациями и реминисценциями, что позволяет создать единое смысловое пространство.

Форма квеста позволила создать площадки для индивидуального участия, для развития интеллектуальных и творческих способностей каждого участника. Это особенно важно для применения современной формы массовых театрализованных представлений в области интерактивного обучения. Проведенный литературный квест обеспечил такую организацию познавательной деятельности, в которой зритель смог проявить себя не как потребитель знаний, а искатель, смог почувствовать свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Так, на точке «Общества литераторов» участникам предлагалось сочинить продолжение «гаврилиады», проявить поэтический навык, почувствовать себя поэтом, осознать свои возможности и определить перспективы развития в этой области.

Также квест предполагал и совместную деятельность. В квесте каждый участник был вовлечен в процесс познания, он имел возможность думать, понимать, созидать и анализировать.

Таким образом, реальный квест, в том числе – литературный, как форма интерактивного обучения стимулирует познавательную мотивацию, развивает самостоятельность и активность, воспитывает в зрителе аналитическое мышление и формирует коммуникативные навыки.

Подведем итоги анализа всех мероприятий как новых форм педагогического воздействия на аудиторию посредством тератрализации.

Прежде всего, в рамках данных мероприятий на базе УДО создан оригинальный уникальный динамический фрагмент инфосферы, в котором участники стали одновременно реципиентами и инициаторами информационных потоков, способных к дальнейшей трансляции в окружающей социальной действительности.

Танцевальный батл, ориентированный на одаренных детей, со своей соревновательной атмосферой дает возможность для самореализации, развития творческих навыков и умений. Общая непринужденная тональность мероприятия позволила оказать положительное влияние на одаренных детей-участников батла. Также мероприятие имело коммуникативную направленность. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Большое и разностороннее влияние театрализации на личность ребенка, который вовремя батла чувствует себя расковано, свободно и активно взаимодействует с окружающими, позволяет говорить о театрализции как сильном педагогическом средстве развития.

На примере артмоба «Рождественский ангел» можно увидеть, что в сценарии и режиссерской постановке соблюдены важные культурологические принципы коммуникационного события. Принцип экологичности – компетентное, ответственное и уважительное отношение в работе с материалом культуры. При разработке сценария была проведена своеобразная гуманитарная адаптация материала к потребностям целевой аудитории, а именно – детей с ограниченными возможностями. Были учтены физические и психологические возможности и особенности данной аудитории, тема и идея были определены как ожидание чуда, волшебства и раелизация фантазий. Принцип экзистенциального измерения коммуникации подразумевал продвижение идеи бережного и ответственного отношения к человеку, особенно к людям с ограниченными возможностями. Принцип созидательности подразумевал наполнение содержания сценария конструктивными, социально значимыми смыслами, обращение и актуализацию универсальных человеческих ценностей.

Литературный квест по мотивам романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» как форма интерактивного обучения представляет собой совокупность знаний, которые могут быть применены учениками старших классов для саморазвития, самореализации в той или иной области. Широко использованные в квесте элементы театрализации помогли повысить общую культуру зрителей, познакомить с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями.

 

Заключение

 

Сценарная драматургия массовых театрализованных форм, обладая многими чертами театральной драматургии, то же время обнаруживает признаки уникальности и специфичности. Она, не будучи обусловленной исключительно авторской интенцией, становится непосредственным ответом на социальный заказ общества; обладает эстетически актуализированной (но не собственно эстетической) сущностью, поскольку решает эстетическими формами по преимуществу социальные, публицистические задачи текущего момента. Художественность этих форм имеет документально-социальную основу и предполагает обязательную включенность зрителя в представление.

Одной из актуальных задач современного общества является организация полезного, конструктивного досуга населения, досуга, который можно рассматривать как феномен культуры, имеющий ценностно-смысловую, эстетическую наполненность и функциональное назначение в разные исторические эпохи.

Рассматривая современную сценарную драматургию массовых форм как важную часть технологии культурно-досугового процесса, следует подчеркнуть, что она имеет свою художественно-педагогическую систему, со своими целями и задачами. Реализация этих задач находится в прямой зависимости от содержательной части сценария, и именно в этой плоскости лежат основные ошибки, допускающиеся при создании сценария театрализованного представления и праздника: недопонимание сценария массовых форм именно как явления художественного искусства, недооценка его художественной ценности, нетворческий, а также пренебрежительный подход к этому сложному виду творчества, отношение к нему как к второстепенному делу, не требующему специальных навыков и умений.

В преодолении этих недостатков большое значение имеет дальнейшее интенсивное развитие методики сценарной драматургии массовых форм досуга как особого, важного, действенного направления социальной, культурно-досуговой и воспитательно-педагогической деятельности.

Современные формы театрализованных представлений (батл, квест, арт-моб) обнаруживают большие педагогические возможности в системе дополнительного образования вследствие его мобильности, неформальности и вариативности как качеств, наиболее релевантных требованиям новых ФГОС.

Литература

 

1. Алексаненкова, М. В. Театральный квест [Электронный ресурс] / М. В. Алексаненкова, О.И. Окулова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/629703/ (дата обращения: 25.10.2013).

2. Банфи, А. Философия искусства / А. Банфи. – М. : Искусство, 1989. – 383 с.

3. Белоусов, Я. П. Праздники старые и новые / Я.П. Белоуслв. – М. : Ирия, 1999. – 211 с.

4. Бенифанд, А.В. Праздник: сущность, история, современность / А.В. Бенифанд. – Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. – 81 с.

5. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : избранные эссе / В. Беньямин. – М. : Немецкий культурный центр имени Гете, 1996. – 199 с.

6. Бредихина, Н.В. Праздник как семиотическая модель социокультурных изменений общества / Н.В. Бредихина // Историческая психология, социальная психология: общее и различие. – СПб., 2004. – 60 с.

7. Брусов, С.К. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга / С.К. Брусов // Культурно–досуговая деятельность, перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск : Урал, 2007.

8. Галлеев, Б. М. Театрализованные представления «Звук и свет» под открытым небом / Б. М. Галеев. – Казань : Агриус, 1991. – 188 с.

9. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. – М. : Знание, 1991. – 80с.

10. Голубович, И.В Флэшмоб: прикол как культурная и жизненная стратегия / И.В. Голубович // Зб. наук. праць з філософії та філології. Вип. 5. Логос та праксис сміху. – Одеса : ОНУ ім. І.І. Мечнікова, 2004. – С. 196–206.

11. Евладова, Е. Б. Организация дополнительного образования детей / Е.Б. Евладова. – М., 2003. – 392 с

12. Золотарёва, А.В. Особенности организации воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования / А.В. Золотарева // Воспитание учащихся : теория и практика : учебное пособие. – Ярославль : изд-во ЯГПУ, 2002. – С. 145–187.

13. Играем КВЕСТ в библиотеке : методико-библиографическая консультация. – М. : Саров, 2013. – 43 с.

14. Каверина, Е.А. Модели событийной коммуникации в современной социокультурной среде / Е.А. Каверина. – СПб. : Азимут, 2001. – 235с.

15. Кадубец, Т.П. Педагогическая среда виртуальной реальности как средство развития личности школьника / Т.П. Кадубец // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 102. – С 190–191.

16. Калмыков, А.А. Психология виртуальных образовательных пространств / А.А. Калмыков // Консультант директора. – 1998. – № 5 (65). – С. 22.

17. Карпова, Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений : дис. ... канд. социол. наук / Г.Г. Карпова. – Саратов, 2001. – 157 с.

18. Кэндо, Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие / Т. Кэндо // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т. 2. – Вып. 1(2). – С. 117–128.

19. Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов. – СПб. : Эверест, 2001. – 201 с.

20. Рубб, А.А. Размышления о нетрадиционном театре, или нетрадиционный театр как он есть / А.А. Рубб. – М. : ВК, 2004. – 604 с.

21. Савельев, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А.И.Савельев. – М. : Педагогическое общество России, 2009. – 220с.

22. Соколова, Н.Л. Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик : автореф. дис. … докт. филос. наук / Н.Л. Соколова. – Самара, 2012. – 38 с.

23. Ульянова, Г.Н. Досуг и развлечения. Зарождение массовой культуры / Г.Н. Ульянова // Очерки истории русской культуры. Конец XIX – начало ХХ века. – М. : Издательство Московского ун-та, 2011. – С. 111–140

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!