Анализ Русской народной песни «А мы просо сеяли».



Методическая копилка учителя музыки

Сухиташвили Виктории Васильевны

Программная музыка - род инструментальной музыки; музыкальные произведения, имеющие словесную программу, конкретизирующую музыкальное содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на что-либо вдохновившее композитора; более подробные программы обычно представляют собой литературный сюжет.

История создания «Времена Года» П.И. Чайковский

«Осенняя песнь». Это неповторимая и ни с чем не сравнивая красота русской природы, искрящаяся золотыми красками. Конечно, осень бывает и другая, когда унылый дождик заставляет немного грустить по уходящему лету, а природа словно умирает. Именно это настроение и попытался передать Петр Ильич в своем произведении. Пьеса занимает центральное место во всем цикле. В ней словно отображен итог повествования. Интонации вздоха, грусть и тоска звучат в пьесе. Лишь средняя часть, как проблеск надежды и в ней звучит трепетный подъем, полный воодушевления. Однако третий раздел вновь возвращает к интонациям грусти и печали. Последние такты звучат с замиранием, кажется, что нет уже никакой надежды на возрождение.

Возникновение известнейшего цикла Петра Ильича Чайковского связано напрямую с журналом «Нувеллист», который начал свою деятельность с 1842 года. Петр Ильич успешно сотрудничал с журналом с 1873 года, тогда он написал специально для издания несколько вокальных произведений. На этот раз издатель журнала Николай Матвеевич Бернард в ноябре 1875 года обратился к Чайковскому с просьбой сочинить цикл пьес и пообещал весьма приличный гонорар.

Издатель сразу предложил композитору названия пьес, определив тем самым программу произведений. В декабре 1875 году в том же журнале опубликовали анонс, в котором пообещали познакомить читателей уже в наступающем году с оригинальным сочинением Чайковского, перечислив названия пьес.

Само наименование «Времена года» впервые возникло в конце 1876 года, когда был издан полностью весь цикл. Во всех последующих изданиях этот заголовок сохранился. Впрочем, Бернард все же внес свою лепту, добавив к заголовку пояснение «12 характерных картинок».

13 декабря Петр Ильич отправил издателю первые две пьесы и сразу же началась подготовка к их публикации в журнале, который выпускался каждый месяц. Таким образом, полностью весь цикл увидел свет в конце 1876 года.

«Сентябрь. Охота»

Охоты импульс
Погнали зайца суки
Хозяин счастлив

Трубят победу
И серого на ужин
Съедят, не морщась.

И праздник будет долгим,
Не ранним – утро
Другого зайца свора
Поймает ловко.                

«Октябрь. Осенняя песнь»

Задумчив тополь
Теряет изумрудность
Кленовый витязь

Меняет краски
Рябиновых трезвучий
Взметнулись кисти

В распахнутые окна
Как бабье лето
Бросает солнцу вызов
Стозвонным эхом.                         

Солдаткин П. И. - На охоте

 

История создания «Времена года» Вивальди

1725 год был ознаменован выходом в свет одного из самых значимых сборников композитора – восьмого опуса, который он озаглавил как «Опыт гармонии и изобретения». В него Вивальди включил 12 виртуозных скрипичных концертов, первые четыре из которых носят название «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сегодняшняя исполнительская практика объединила эти сочинения в цикл «Времена года», однако в оригинальном варианте этого заголовка нет.

Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у А. Вивальди во время его путешествия по Италии. Свою первую большую поездку он совершил в 1713 году, когда был назначен главным композитором Сиротского приюта для девочек. Маэстро взял отпуск на месяц и отправляется в Виченце, чтобы поставить там свою оперу «Оттон на вилле». Это событие стало отправной вехой для его творческой биографии – с этого времени он погрузился в работу над оперными творениями и с удовольствием принимал множество заказов на спектакли, не забывая при этом посещать самые разные города родной страны. Путешествовал он на популярных в то время почтовых дилижансах. Вот именно тогда, по утверждениям биографов, наблюдая из окошка за миром живой природы и вслушиваясь в цокот копыт и стук колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты.

В «Осени» маэстро приглашает всех на праздник урожая и мастерски воссоздает все то, что там происходит: скрипач-солист своими пассажами «разливает» по бокалам вино, после чего захмелевшие крестьяне неуверенной походкой и слегка заикаясь, расходятся по домам. Деревня погружается в сон, а утром все отправляются на охоту – музыка живописно «рисует» картину скачки, игру на охотничьих рогах и меткие выстрелы. В «Осени» маэстро приглашает всех на праздник урожая и мастерски воссоздает все то, что там происходит: скрипач-солист своими пассажами «разливает» по бокалам вино, после чего захмелевшие крестьяне неуверенной походкой и слегка заикаясь, расходятся по домам. Деревня погружается в сон, а утром все отправляются на охоту – музыка живописно «рисует» картину скачки, игру на охотничьих рогах и меткие выстрелы.

 

 

Джон Ност Сарториус

Анализ Русской народной песни «А мы просо сеяли».

Жанр - трудовая, хороводная, плясовая.

Игра "А мы просо сеяли" относится к репертуару весенне-летних игр семейских, которые проходили с Пасхи до Петрова дня. В этой игре прослеживаются различные мотивы от темы труда и любви до символики переходного обряда. Трудовой процесс ясно читается в тексте песни: здесь представлено подсечное земледелие с его росчистью леса или кустарника.

Содержание: Игра исполнялась на Духов день, который по народному календарю входил в цикл троицко-семицких праздников, и являлся его завершающим этапом. В этот день наибольшей ритуальной активностью обладали девушки, они были главными, а иногда и единственными участницами хороводов и обрядовых игр. Существует тесная связь весеннего цикла с женским началом (женщина - начинательница земледелия, обладающая ведущей ролью в стимуляции удачной весны - призывы, кормления, очищения и т.д.), вследствие чего "разыгрывание" пробуждения и расцвета растительности происходило в девичьем хороводе. Картина "сеяния-роста", символизирует пору совершеннолетия девушки, правила поведения в этом возрасте, требуемые для нормального созревания и благополучного выхода замуж. Поэтому в данной игре участвовали девушки брачного возраста.

Тональность песни -соль мажор. Лад -неполная диатоника, мажорного наклонения с седьмой низкой ступенью - гипомиксолидийский.

Ритмика - ровная, с распевом каждого слога.

Структура песни - АА. Напев состоит из многократно повторяющейся музыкальной фразы, каждый раз заканчивающейся на тонике. Мелодия состоит из тонов, опевающих основной устой, постоянно возвращаясь к тонике. Каждый слог в песне распевается, это придаёт ей игровой, плясовой характер.

Песня одноголосная. Соотношение напева и текста: напев - цезурированный, характерен для силлабического типа стихосложения.

Вывод: структура песни имеет период не квадратного строения (фраза - 3такта), распевы слогов текста, неполная диатоника с устоем на доминанте -характерные черты народных плясовых песен.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 533; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!