Культура эпохи бронзы и раннего железного века



Тема 2. История первобытной культуры.

Первобытное общество и его место в истории человечества.

Развитие материальной культуры и эволюция искусства в каменном веке.

Культура эпохи бронзы и железного века.

Древнейшие религиозные представления.

 

Первобытное общество и его место в истории человечества

 

Под первобытной историей обычно понимают длительный период в истории человечества – от возникновения человека (порядка 3 – 2 млн. лет назад) и до возникновения цивилизации и государственности. Однако у разных народов этот процесс происходил в разные исторические сроки, а некоторые народы живут в условиях первобытности до сегодняшнего дня. Поэтому в современной науке принято различать собственно первобытную культуру –существовавшую до возникновения первых цивилизаций на Земле (конец IV – начало ІІІ тыс. до н.э.) и традиционную первобытную культуру.

На стадии первобытности разворачивались фундаментальные для истории человечества процессы:

•     антропогенез – биологическая эволюция человека, завершившаяся, по мнению разных ученых от 35-40 до 100 тысяч лет назад, возникновением вида «человек разумный» (homo sapiens), а также основных человеческих рас;

•     формирование мышления (или интеллекта) человека, его речи;

•     распространение человечества по всем континентам;

•     переход от присваивающих к производящим формам хозяйствования (от охоты и собирательства – к земледелию и скотоводству);

•     социогенез – формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родоплеменной организации;

•     складывание первых мировоззренческих представлений, ранних форм религиозных верований, мифологических систем.

В ряду этих важнейших процессов стоит и складывание культуры как специфической сферы человеческого общества. Причем для ранних этапов истории характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры у разных народов.

Специфической чертой первобытной культуры был ее синкретизм, то есть нерасчлененность, когда формы сознания, виды практической деятельности, формы духовной культуры не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности предполагал и содержал в себе другие. Например, длительное время в главном занятии людей – охоте – были слиты воедино технологические приемы изготовления орудий труда, стихийные научные знания о повадках животных, социальные связи, выражающиеся в форме охоты (индивидуальная, коллективная), религиозные представления – магические действия по обеспечению успеха, которые в свою очередь включали элементы художественной культуры – песни, танцы, живопись. Именно вследствие такого синкретизма характеристика культуры первобытного общества предполагает целостное рассмотрение явлений его материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого деления.

 

Развитие материальной культуры и эволюция искусства в каменном веке

 

Первобытную историю человечества принято делить на:

каменный век (который в свою очередь подразделяется на палеолит, мезолит и неолит) – с момента появления человека и до приблизительно конца IV – начала ІІІ тыс. до н.э.;

бронзовый век – конец III – II тыс. до н. э.;

ранний железный век – I тыс. до н. э.

Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первобытного общества.

Палеолит. Эпоха палеолита (древний каменный век) – начальный и самый длительный период в истории человечества – начинается этот период приблизительно 3-2 млн. лет назад, а заканчивается в Х тыс. до н.э. Предки современного человека все более и более отделялись и отдалялись от животного мира: труд по изготовлению орудий труда и оружия, выпрямление осанки, изменение походки, общие согласованные действия, требовавшие какой-то сигнальной системы, мясная пища – все это совершенствовало древних людей.

Мастера раннего палеолита научились создавать острые орудия, сильно ударяя камнем о камень. Выбирались твердые горные породы, чаще всего кремень. Самая древняя из найденных на Земле стоянка ранних людей находится в знаменитом Олдувайском ущелье в Танзании (раскопки Льюиса и Мэри Лики) и представляет собой скопление камней и костей животных. Возраст стоянки датируют двумя миллионами лет. Около 1,5 млн. лет назад появилось ручное рубило – своеобразный тип универсальных по назначению каменных орудий. Оно имело листовидную форму, путем скалывания отщепов с обеих сторон первобытные мастера получали острые, как лезвие ножа, кромки.

Примерно 200 тыс. лет назад начинается великое оледенение.

Человек оказался в очень жестких природных условиях, однако сумел противостоять им. Помогло ему в этом овладение огнем около 300-200 тыс. лет тому назад. Первоначально люди могли только поддерживать огонь. Например, на одной из древних стоянок в Китае раскопан слой пепла толщиной 6 м. Вероятно, одним из источников огня первоначально были загоревшиеся от молний деревья. Недаром у многих народов сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь и подарившем его людям. Таков, например, греческий миф о Прометее.

Наиболее существенные изменения относятся к последней стадии палеолита – так называемому верхнему палеолиту (35-10 тыс. лет до н.э.). К этому времени сформировался современный антропологический тип человека – «человек разумный» – кроманьонец (по названию первых находок ископаемых останков людей современного антропологического типа в гроте Кро-Маньон во Франции). По некоторым древнейшим скелетам уже прослеживается сходство с той или иной современной расой (европеоиды, монголоиды, негроиды). Человек в этот период осваивает все континенты.

В верхнем палеолите в изготовлении каменных орудий появились новшества: узкие каменные отщепы-лезвия научились откалывать от предварительной каменной заготовки цилиндрической формы – нуклеуса. Возникла специализация орудий труда – ножи, сребки, пилы, наконечники. От мастера требовалась чрезвычайно высокая, виртуозная точность обработки камня. Например, для изготовления каменного ножа наносилось более 250 ударов.

Человек уже жил не только в созданных природой убежищах (пещерах, гротах) – появились и получили широкое распространение искусственно созданные жилища и убежища разных типов: вырытые в земле и накрытые сверху костями мамонта, целиком выстроенные из бивней, с очагом в центре, длинные овальные с несколькими очагами. Исследование жилищ позволяет строить гипотезы о социальном строе верхнего палеолита. Основной ячейкой, очевидно, являлась родовая община, насчитывавшая около сотни людей.

О сплоченности родового коллектива говорит сложная охота, которую вели люди, на крупных животных: бизонов, пещерных медведей, быков, мамонтов, шерстистых носорогов. Охотники загоняли животных в те места, где животные гибли сами или их было легко забить (ямы-ловушки, ущелья, обрывы). Под скалой около Солютре во Франции, к примеру, найдены скелеты 10 тысяч диких лошадей. Подобное костище зубров найдено и в Донецкой области, близ Амвросиевки.

Зарождение искусства. Верхний палеолит знаменателен еще и тем, что это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Искусство укрепляло социальные связи, помогало формированию первобытной общины, становилось средством передачи опыта от поколения к поколению. Круг произведений изобразительного искусства палеолита достаточно широк: петроглифы (наскальные изображения, выполненные чаще всего ударной техникой, реже – красками), гравюры на костях и рогах животных, рельефы, рисунки, глиняные и каменные скульптуры.

Большинство ученых связывает возникновение у человека потребности передать окружающий мир художественными средствами с религиозными магическими представлениями, возникновение которых относится к тому же времени. Этнография знает множество примеров, когда заклинания, пляски вокруг изображений считаются средством воздействия на реальных животных. Так, австралийские аборигены верят, что если мужчины нарисуют или «освежат» новой раскраской изображения животных или растений на стенах посвященной им пещеры, то эти животные и растения виды будут размножаться в настоящей жизни. Среди палеолитических рисунков редко, но встречаются изображения людей в масках. Широко известен так называемый «Колдун» из пещеры Трех братьев во Франции – полуолень-получеловек. Искусство танца, вероятно, также развивалось из имитации поведения животных, охотничьих и военных упражнений.

Сложной научной проблемой является вопрос о путях становления изобразительного искусства. Одни исследователи первым стремлением изобразить что-то считают полосы на наносном слое глины на стенах пещер и «отпечатки» рук. Другие же ученые считают, что древнейшим было «натуральное» искусство – изготовление чучел животных, на этой основе возникла скульптура, а уже затем – рельеф, гравюра, рисунок.

Пещеры Франции (самые знаменитые – Ляско, Фон-де-Гом) и Испании (Альтамира) сохранили всемирно известные красочные изображения палеолитического времени. Древние художники, очевидно, работали при свете горящих поленьев или светильников с фитилями из мха. Краска наносилась примитивными кистями (клок шерсти; пучок травы) или рукой. Пользовались сажей, минеральными красками. Широко применялась охра – природная краска различных оттенков – от желтоватого до багрового – компонентами которой являются глина и соединения железа или марганца. Охру находили вначале в натуральном виде, а позже стали изготавливать, пережигая железную руду. Краски растирались на животном жире, смешивались с медом и соком растений.

Художники палеолита изображали в основном животных – зубров, лошадей, оленей, мамонтов. Первые рисунки несовершенны, но со временем мастерство достигло поразительного уровня. Фигуры животных очерчены уверенной линией, соблюдены пропорции. Применяются штриховка, сплошное окрашивание, различные цвета, что помогает передаче объема. Шедевры пещерной живописи из Альтамиры, Ляско, Фон-де-Гом передают животных почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью. Особенностью этих росписей является то, что реалистические изображения отдельных животных композиционно между собой не связаны, иногда даже «наслаиваются» друг на друга.

Палеолитическая скульптура широко представлена женскими статуэтками небольшого размера. Они выполнены всегда по одному общему принципу: конечности едва намечены, черты лица не обозначены, но зато резко подчеркнуты признаки женщины-матери. Такие статуэтки образно называют «палеолитическими Венерами». Очевидно, что основная мысль таких изображений – идея плодовитости, продолжения рода. Ученые связывают их с культом женщины-прародительницы в материнской родовой общине (где счет родства велся по материнской линии).

На сегодняшний день исследовано много палеолитических памятников. Один из них – стоянка Мезено на Десне, близ Чернигова. Там найдены фигурки, изображающие птиц, а также костяной браслет, покрытый сложным геометрическим орнаментом.

Мезолит (X-VIII тыс. до н.э.) является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Закончился ледниковый период, потеплел климат, обновилась растительность, изменилась фауна. Большие общинные объединения сменились небольшими коллективами охотников.

К этому времени относится замечательное техническое изобретение – лук и стрелы. Обилие водных пространств после таяния ледников привело к широкому распространению рыболовства. Меняется характер собирательства, его основой становится сбор диких злаков.

Как материал для изготовления орудий широко используется кость. Появляется новая, более эффективная микролитическая техника обработки кремня: изготовление пластин-вкладышей небольшого размера – микролитов. Например, основу серпа делали из кости, а лезвие составляли микролиты. Вероятно, в мезолите люди освоили плавание на бревнах и плотах. Началось приручение животных. Первым прирученным животным была собака.

Общий характер изобразительного искусства по сравнению с предыдущим этапом не изменился, однако, в отличие от палеолита, в мезолитических росписях главенствующее положение занял человек, его действия. Теперь художник стремится передать не столько внешнюю сторону, сколько внутренний смысл, динамику происходящего (охота, танец). При меньшем реализме отдельных изображений ведущими стали сюжетные композиции, что говорит о новых задачах, которые решало искусство.

Неолит. Последний этап каменного века – неолит – охватывает примерно VII - V тыс. до н.э. Началось преобразование жизни человечества, связанное с переходом от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства и собирательства) к производящим (земледелию и скотоводству). Этот процесс в науке определяется как «неолитическая революция». На этом этапе уже нет единообразия, в разных географических зонах развитие шло разными темпами и разными путями. В так называемом «плодородном полумесяце» (Египет, Юго-Западная Азия, побережье Персидского залива) развитие шло ускоренно. На Севере же, наоборот, племена долго оставались на одном и том же уровне развития.

Для неолита характерно появление многих технических и технологических новшеств: сверление, пиление и шлифовка камня; изобретение ткацкого станка; возникновение гончарства (умения лепить посуду из глины) и гончарного круга; начало постройки лодок; зарождение монументальной архитектуры. Новые черты приобретает общественная жизнь – материнскую сменяет отцовская родовая община, возникают связи между общинами.

Если до сих пор можно рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий общие проявления и закономерности для всего Земного шара, то теперь уже видны очень яркие местные особенности, позволяющие отличить неолит Египта от неолита Междуречья, неолит Европы от неолита Сибири. Творчество людей с развитым земледелием отличалось от племен с преимущественным развитием скотоводства, и, в свою очередь, было иным, чем в северных лесных областях, где основным видом деятельности продолжала оставаться охота.

Переход в эпоху неолита к производящим формам хозяйства способствовал более углубленному познанию окружающей природы, что вело к возникновению обобщающих понятий, к появлению представлений о мироздании в целом. Жизнь людей неолита зависела от хорошего или плохого урожая, от хорошей или плохой погоды. Человек стал задумываться о явлениях природы, возникла необходимость воплотить в искусстве небо, солнце, воду, огонь, землю. Реалистические изображения почти полностью сменяются абстрактными мотивами, орнаментом. Фигуры животных и птиц, человека, встречающиеся, например, в украшениях сосудов, стилизуются, превращаясь также в символические знаки, разгадать значение которых бывает нелегко. В отвлеченных от натуральной природы знаках, таких как крест, спираль, треугольник, ромб, свастика, человек стремился воплотить свои уже достаточно сложные представления и чувства.

Одной из особенностей творчества людей неолита было стремление украсить все предметы, находящиеся в его распоряжении: керамика покрывалась орнаментом, деревянную утварь украшали резьбой, по раскрашенным глиняным статуэткам можно судить, какими были ткани. Себя человек украшал бусами, браслетами, кольцами, раскраской или разнообразной татуировкой.

Самым распространенным видом декоративно-прикладного искусства, составляющего основную примету эпохи, была художественная керамика. При всем разнообразии форм и типов орнамента можно увидеть и общие мотивы. При украшении сосуда человек имел дело с заданной формой, определенным размером. Мастер приходил к мысли разделить поверхность на определенные участки (секторы), чаще всего горизонтальными полосами, а затем в их пределах размещать изображения. «Построчное» размещение орнамента, появившееся сразу за изобретением гончарного круга – результат поисков простой и правильной композиции, к которой пришли люди в разных местах Земли.

Широкое распространение также имели мелкие скульптурные изображения из глины, дерева, рога, реже камня, реалистически воплощающие животных, в чем можно усмотреть преемственность с искусством ранних эпох. Реже, чем в палеолите, встречаются пластические женские изображения. Широкое распространение в некоторых культурах получают в это время петроглифы.

Примерно в IV-III тыс. до н.э. люди начали использовать для изготовления украшений и орудий первый металл – медь. Вначале они чистую медь ковали холодной, а затем начали извлекать медь из руды путем плавки. Появлению плавильной печи, вероятно, предшествовало строительство печей для обжига гончарных изделий. Однако медь уступает камню в прочности и поэтому вытеснить его не могла. Многие ученые выделяют отдельный период – энеолит, или медно-каменный век. По формам жизни, типу хозяйства у него много общего с неолитом. Энеолитической является очень яркая трипольская археологическая культура в Восточной Европе, включая территорию современной Украины, Молдовы, Румынии и Венгрии.

 

Культура эпохи бронзы и раннего железного века

 

Эпоха бронзы. Металл начинает играть в жизни человека все более значительную роль, принципиальные изменения наступают с открытием бронзы (сплава олова и меди) и ее широким распространением. Отсюда и название следующей эпохи – эпоха бронзы (конец III – II тыс. до н. э.). Добыча и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. Поэтому литейное дело, как и гончарное, а позже ткацкое становятся самостоятельными отраслями.

Улучшилось возделывание земли. Люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в распоряжении которой оставались все излишки произведенного продукта. Так зарождается частная собственность, приведшая к имущественной дифференциации.

С изобретением бронзы значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались военные столкновения за овладение скотом, пашнями, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохранялось после его смерти. Именно в эпоху металла входят в обычай крупные заупокойные сооружения – курганы. Размеры курганов, количество и качество вещей в них говорят об особом положении умершего в обществе. Множество курганов эпохи бронзы изучено на территории Донбасса.

Одним из основных видов творчества стала художественная обработка металлов. Довольно быстро человек овладел различными ее видами: ковка, литье, чеканка, гравировка по металлу. В большом количестве изготавливались металлические украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, обручи, бляшки, которые нашивались на одежду. Появляются пояса, пряжки, застежки для одежды – фибулы. Особое значение придавалось украшению оружия. В скульптурном завершении рукояток часто встречаются изображения зверей. В захоронениях эпохи бронзы находят металлические сосуды, украшенные гравировкой, предназначенные для каких-то особых случаев. Появляются мелкие литые скульптурные изображения. Очень характерная деталь, отражающая изменения в общественном строе: женские изображения исчезают, главным становится мужской образ.

В орнаментах, мелкой пластике, украшениях предметов практического назначения одно из главных мест продолжает занимать животный мир: изображения зверей или отдельных частей их тела (коготь, клюв, голова). Складывается направление в декоративно-прикладном искусстве, получившее название «звериный стиль».

Мегалиты. Важным и принципиально новым явлением, характеризующим почти повсеместно поздний неолит и эпоху бронзы, является появление мегалитической архитектуры (мегалит – от греческого – «большой камень»). Это свидетельствует и о возросших технических возможностях, и о новых эстетических и идеологических потребностях людей.

В более ранние эпохи человек уже накопил определенный опыт при строительстве жилья: полуземлянки палеолита, глиняные дома трипольской культуры. Но те постройки носили сугубо утилитарный характер, мегалиты же тесно связаны с религиозным культом. Мегалитические сооружения были нескольких видов:

- менгир – вертикально поставленный камень, высотой иногда до 20 м; во Франции, например, встречаются целые поля таких столбов, тянущиеся на 2-3 км; они, вероятно, были объектом поклонения или обозначали место церемоний;

- дольмен – каменный ящик, простейший его вариант – два вертикально поставленных плоских камня, перекрытые третьим; дольмены, как правило, служили местом захоронения членов рода;

- кромлех – каменные плиты или столбы, расположенные по кругу; в Донецкой области найдены курганы, окруженные кромлехом.

Самое знаменитое и сложное мегалитическое сооружение находится в Англии, около Стоунхенджа. Каменные столбы разной величины расположены несколькими концентрическими кругами. Внешнее кольцо сложено из небольших камней, а внутреннее – из очень больших менгиров, попарно перекрытых плитами. В центре сооружения лежит квадратная плита. Некоторые ученые предполагают, что это сооружение могло использоваться для астрономических наблюдений, так как через вертикально стоящие пары камней удобно следить за движением Солнца, Луны. Поэтому в литературе Стоунхенджский кромлех иногда называют обсерваторией.

Ранний железный век. Последний этап развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа в самом начале І тыс. до н.э. Научившись добывать новый, значительно более прочный металл, люди стали с успехом внедрять его во все отрасли производства (в отличие от бронзы, которая при изготовлении орудий труда использовалась редко, а шла на изготовление, в первую очередь, оружия и украшений).

В тех районах, где ранее не возникли государства, железный век в общественном строе связан с «военной демократией». Идет имущественное расслоение, появляется патриархальное рабство, возникают более прочные связи между племенами (племенные союзы). Для этого времени характерны войны-грабежи. Они способствовали развитию военной техники, военной организации, возвышению военных руководителей. Новым в развитии искусства можно считать появление специализации, из коллектива выделяются художники, певцы, сказители. Ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство.

Скифская культура. Из европейских культур железного века одна из самых ярких и наиболее интересных для нас – скифская культура (VII в. до н.э. – III в. н.э.). Скифская культура – это культура огромного мира кочевых, полукочевых и земледельческих племен, живших на широком пространстве Евразии – в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Сохранилось большое количество скифских могильников и городищ. Много сведений о скифах оставили античные авторы, особенно Геродот. Описание скифских племен есть в одном из сочинений Гиппократа.

Умея хорошо обрабатывать почву, скифы-земледельцы получали значительное количество пшеницы, которая соперничала на греческом рынке с египетской. Высоко ценились скифские лошади. В свою очередь греки ввозили в Скифию вино, керамику, ювелирные изделия. Торговля шла через греческие колонии в Северном Причерноморье: Ольвию (близ современного Николаева), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь), Горгиппию (Анапа) и другие.

По словам Геродота, у скифов был обычай за пределами своего поселения выкладывать большие холмы из хвороста, а на их вершину водружать меч. Такому сооружению поклонялись, а затем предавали огню. Скифы возводили значительных размеров курганные насыпи, иногда завершая их каменными скульптурами. На Полтавщине несколько десятков лет ведутся раскопки так называемого Бельского городища, которое, по мнению некоторых авторитетных специалистов, является остатками столицы Скифии – легендарного города Гелона.

О художественных возможностях скифов можно судить по прикладному искусству, памятники которого найдены в захоронениях: украшения, парадное оружие, конская упряжь, посуда. Всемирную известность получила золотая пектораль из кургана Толстая могила на Днепропетровщине. Главным мотивом украшения предметов были изображения животных в зверином стиле: оленя, лося, медведя, лошади, птиц, рыб. Существовали определенные закономерности, например, рыба изображалась только на конских налобниках. Это доказывает, что изображения имели не только эстетический, но и магический смысл. Скифский звериный стиль имеет свои отличительные особенности, одна из которых – объединение реализма с декоративными мотивами. Например, на золотом украшении для щита из Костромского кургана на Кубани тело оленя изображено реалистически, а рога – совершенно неправдоподобной формы. Но композиционно возникает цельный образ: завитки рогов, расположенные вдоль всей спины животного, подчеркивают его легкость и стремительность.

Уникальные памятники культуры скифского времени найдены на Алтае, в Пазырыкских курганах. Благодаря климатическим и геологическим особенностям попавшая во внутрикурганный сруб вода замерзла, и таким образом сохранились изделия из дерева, кожи, войлока, меха, ткани. Археологи смогли даже изучить рисунки татуировки на теле погребенного вождя.

IV в. до н.э. – это расцвет Скифской державы. Ее центр находится в Поднепровье, а границы на востоке доходили до р. Дон. К этому времени относится большая часть скифских погребений нашего края. Наиболее выразительные из них открыты в курганах «Двугорбая Могила» и «Передериева Могила». Одна из самых знаменательных находок скифской культуры на территории нашего края открыта в кургане «Передериева Могила», который располагался недалеко от г. Шахтерск. В 1988 г. археологической экспедицией Донецкого государственного университета под руководством А. А. Моруженко около с. Зрубное в одном из курганов, под названием Передериева Могила, было раскопано скифское захоронение. К сожалению, курган был разграблен еще в древности. Недалеко от могильной ямы был обнаружен «золотой шлем». Этот конусовидный предмет, по форме напоминающий шлем, скорее всего, являлся частью парадного головного убора. Это шедевр античной торевтики высотой 16,7 см выполнен из золота. Его поверхность покрыта изображениями, выполненными в технике тиснения и чеканки. Изображение представляет две группы сражающихся скифов. Фигуры представлены в динамике. Воины одеты в подпоясанные кафтаны и штаны. Четко изображены предметы вооружения и детали одежды. (Хранится в Музее исторических драгоценностей Украины, г. Киев).

В 1977 г. сотрудники Донецкого краеведческого музея исследовали курган под названием «Двугорбая Могила», в котором находилось погребение знатного скифа IV века до н. э. Курган высотой до 2 м был укреплен по периметру каменным поясом шириной до 3 м. Существование после смерти скифы представляли подобным тому порядку, в котором они жили в реальном, земном мире. Скифского вельможу в потусторонний мир сопровождали слуги. Среди сохранившихся находок обнаружены бронзовый котел с костями ягненка, 19 греческих амфор для транспортировки вина. Но, как и многие курганы знати, захоронение оказалось разграбленным еще в древности. Правление Атея закончилось драматически. Стремление могущественной Македонии расширить свое влияние в Северном Причерноморье привело к военному столкновению. Скифское войско было разбито царем Македонии Филиппом, отцом Александра Великого. В первой половине III в. до н. э. начинается закат скифского царства.

С появлением сарматских племен скифы были вытеснены в Крым, где сложилось государственное образование во главе с царем Скилуром. Столицей стал Неаполь Скифский, располагавшийся недалеко от современного Симферополя. У скифов была самобытная техника строительства оборонительных сооружений: на глиняном растворе из необработанного камня строились две параллельные стены, с небольшим наклоном к центру, а пространство между ними заполнялось щебнем. Через главные ворота города можно было попасть на обширную, вымощенную камнем площадь. Под вымосткой найдено большое количество зерновых ям, где, вероятно, хранился государственный запас зерна. На другой площади найдены остатки большого сооружения с портиками. Здесь же был обнаружен барельеф, изображающий двух всадников. Предполагают, что это изображения Скилура с сыном Палаком. Одна из башен была использована как царская усыпальница.

За пределами города найдены погребальные склепы, высеченные в скале. Стены некоторых из них покрыты росписью, воспроизводящей облик дома (линия двускатной крыши, подпорки, ковры на стенах). Встречаются изображения людей, животных. Погиб город во II в. н.э., когда участились столкновения с сарматами, а затем с готами.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!