Специфика индийской философии



1.) Индийская философия не менее рациональна, чем западная.

Пример: Санскрит (один из древнейших языков) очень философичен. В Санскрите встречаются философские категории, например бытие как присутствие и бытие как становление (глаголы (as) и (bhu)). С помощью абстрактных суффиксов, которые есть в санскрите можно образовывать абстрактные философские понятия. Например, «коровность», как некое качество присущее всем королям.

2.) В Индии очень много традиций и философских школ (создавалось ситуация конкуренции).

3.) Индийская философия логична.

Пример: всегда были важны аргументы (юкти). Практически половина индийских школ были либо атеистическими, либо, как адвайта веданта, были супратеистические, т.е. основой мира был не бог, а Абсолют, лишенный каких-либо персоналистических, личностных характеристик.

Основные тексты

Веды (от санскр. «знание») – собрание священных текстов, древнейший памятник культуры.

В широком смысле – вообще священные тексты:

Упанишады (философские тексты в подлинном смысле).

2.) Брахманы (сугубо религиозные тексты)

3.) Самхиды

4.) Араньяки («лесные книги», дополнительное «тайное» толкование ритуала)

В узком смысле – именно Сахмиты:

1.) Ригведа (Веда гимнов) ;

2.) Самаведа (Веда песнопений)

3.) Яджурведа (Веда жертвенных формул)

4.) Атхарваведа (собрание магических заклинаний).

 

Основные понятия в индийской философии

Брахма (Брахман) – духовная субстанция (бог), единая, бессмертная душа. Брахма – это начало и конец всего. Мир – это воплощение Брахмы. Мир и есть Брахма. Душа человека – частичка Брахмы.

Атман – божественная частичка в каждой части мира, в том числе в человеке. На высшем уровне Брахман и Атман тождественны.

Сансара (санскр. – перерождение, круговорот, блуждание, прохождение через нечто) – процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание.

Карма (санскр. «действие», «деяние», «жертвоприношение», «жребий») – цепочка причинно-следственных событий.

Нирвана (угасание) – понятие, близкое понятию «мокша» - понимается как вечное блаженство, как состояние отрешенности от жизни, когда уже не действует закон кармы.

Ахимса – непричинение зла живым существам.

Школы древнеиндийской философии

1.) Ортодоксальные;

1.1) Основанные непосредственно на Ведах (Миманса, Веданта);

1.2) Основанные на независимой основе (Йога);

2.) Неортодоксальные;

2.1) Чарвака – локаята (индийский материализм);

2.2) Буддизм;

2.3) Джайнизм.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!