Лекция 14. Онтология - философское учение о бытии.
Вопросы лекции
1. Категория бытия и ее специфика.
2. Основные виды и формы бытия.
3. Материя.
4. Движение и развитие. Концепция развития.
5. Пространство и время.
6. Категории человеческого бытия.
Вопрос 1. Категория бытия и ее специфика.
Бытие – одна из важнейших категорий (научное понятие ) философии.
Она указывает только на факт существования чего-либо. Слово «бытие» происходит от слова «быть», т.е. существовать. Но категория «бытие» появилась тогда, когда стала анализироваться сама проблема существования. Понятие
«бытие» ввел и стал исследовать древнегреческий философ Парменид (VI-V вв. до н.э.). Это предельно широкое понятие, объединяющее основные идеи о существовании мира:
1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;
2) природное и духовное, индивиды и общество существуют равно, хотя в различных формах;
3) их существование есть предпосылка единства мира;
4) в силу объективности существования и развития, мир образует совокупную реальность, действительность;
5) Данная реальность существует до и независимо от воли и желания людей, т.е. объективно.
Следовательно, бытие – это реально существующая, стабильная, самодостаточная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее, т.е. все, что существует в любой форме.
Вопрос 2. Основные виды и формы бытия.
|
|
Все существующее можно подразделить на два вида:
а) материальное бытие, материя; б) духовное бытие, дух, идея.
Их объединяет то, что они существуют во времени.
Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовное – вне пространства.
Основные формы материального бытия.
1. Бытие вещей, процессов:
а) природы как целого, ее частей, состоянии;
б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком (вторая
природа).
Отличительные особенности второй природы:
во-первых, она создается из первой природы;
во-вторых, она всегда социально ориентированна (создается человеком для удовлетворения потребностей человека);
в-третьих, в ней всегда есть духовная составляющая (замысел, идея создателя).
2. Бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие (единство материального и духовного).
3. Бытие социальное (общества):
а) бытие отдельного человека (элемента социума);
б) бытие самого общества (существование, развитие);
Осмысление бытия является предпосылкой для понимания единства мира.
Основные формы духовного бытия
а) индивидуализированное – неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида (его духовный мир);
|
|
б) объективированное – может существовать и часто существует вне индивида.
Вопрос 3. Материя.
Из понятия «бытие», как совокупной реальности, следует, что существует
два вида реальности:
а) объективная реальность, т.е. то, что не зависит в своем существовании от воли, желания, сознания индивидов и общества, т.е. материя;
б) субъективная реальность, т.е. то, что зависит от воли и желания индивидов - сознание.
Такое разделение условно, так как объективная и субъективная реальность являют собой единый многообразный и пространственный мир, но оно необходимо в целях познания.
Материя (ввел в философский оборот данное понятие Лукреций Тит Кар (99- 55 гг. до н.э.) от латинского слова mater – «мать») как объективная реальность включает в себя бесконечное множество всех существующих в мире предметов, систем и процессов, их свойств, связей отношений, а также форм движения.
Материя есть абстракция, как скажем, плод вообще. Ее нельзя видеть, осязать. Весь окружающий нас мир и мы сами представляем собой движущуюся материю.
В философии существует несколько подходов к пониманию материи.
1. Материалистический подход – материя есть основа бытия, объективная реальность, существующая независимо от человека. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, сознание – порождение материи.
|
|
2. Объективно-идеалистический подход – материя существует объективно, но есть порождение первичного идеального (абсолютного) духа.
3. Субъективно-идеалистический подход – материи, как самостоятельной реальности, не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа.
4. Позитивистский – понятие «материя» ложно, так как ее существование нельзя полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи.
Материя рассматривается, как основа единства мира. В этом смысле она есть субстанция (лот. substantia – сущность) – первооснова; то, что не зависит от другого, первопричина сущего, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Понятие «материя» употребляется в двух значениях:
во-первых, материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, и, отображаемая им.
во-вторых, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания, и отображаемой им.
|
|
Материя всегда структурирована (лат. structura – расположения, строение). Все материальные объекты имеют структуру и их существование возможно, только благодаря взаимодействию образующих ее элементов. Элементами структуры материи являются:
а) неживая природа; б) живая природа; в) общество.
Каждый элемент материи имеет свои уровни.
Уровнями неживой природы являются (по восходящей):
- субмикроэлементарный (мельчайшие единицы материи, меньше, чем атомы);
- микроэлементарный (электроны, кварки);
- ядерный (ядро атома);
- атомарный (атомы);
- молекулярный (молекулы);
- единичные вещи;
- макротела;
- планеты;
- системы планет;
- галактики;
- системы галактик;
- метагалактики;
- Вселенная, мир в целом.
К уровням живой природы относятся (по восходящей):
- доклеточный (ДНК, РНК, белки);
- клеточный (клетки);
- многоклеточные организмы;
- популяции;
- виды;
- биоценозы (сообщество живых организмов, населяющее однородный участок природы и имеющие определенный видовой состав);
- биосфера в целом.
К уровням общества относится (по восходящей):
- отдельный индивид;
- семья;
- группа;
- коллективы разных уровней;
- социальные группы (классы, страты);
- этносы;
- нации;
- расы;
- государства;
- союзы государств;
- человечество в целом.
Характерными свойствами (атрибутами) материи являются:
1) движение;
2) размещенность в пространстве (пространство);
3) существование во времени (время);
4) способность к отражению (отражение);
5) самоорганизация и др..
Вопрос 4. Движение и развитие. Концепция развития.
Под движением в философии понимаются любые (все) изменения, которые происходят в мире, природе, телах, явлениях. Движение рассматривается в самом общем смысле слова, т.е. как способ существования материи. Другими словами, под движением понимается все изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Это внутренне присущий материи атрибут -
неотъемлемый признак предмета, без которого предмет не может ни быть, ни мыслиться.Движение несотворимо и неуничтожимо. Поэтому движение абсолютно, покой относителен и является моментом движения.
Существует два основных типа движения:
а) движение, связанное с сохранением устойчивости предмета,
его качества. Любая вещь есть ни что иное, как процесс;
б) движение, связанное с переходом от одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета.
Движение существует в различных формах, которые связаны с уровнем организации и развития материи. Более простому уровню организации материи соответствуют более простые формы движения и наоборот. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. в высших формах присутствуют все более низшие формы движения. Высшие формы движения не есть сумма более низших, они не сводимы к ним, т.к. это качественно специфичны формы движения. Генетическая связь всех форм движения между собой и с уровнями развития материи также свидетельствует о материальном единстве мира.
Можно выделить три основных группы форм движения:
1) в неорганической природе;
2) в живой природе;
3) в обществе.
В каждой из групп имеется множество форм движения, что связано с неисчерпаемостью материи.
Основными формами являются:
а) механическая; б) физическая; в) химическая;
г) биологическая; д) социальная и др.
Движение материи не привносится извне, а возникает из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы. Поэтому оно
характеризуется:
а) всеобщностью; б) постоянством.
Движение, связанное с переходом из одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета принято называть
развитием. Развитие всегда показывает наличие преемственности между качественными изменениями.
Основные признаки развития:
1) качественный характер изменений;
2) их необратимость;
3) четкая направленность (прогресс, регресс).
Таким образом, развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение системы.
Движение и развитие материи представляет собой процессы, проходящие по определенным этапам. Одни стадии сменяют другие, но какие-то моменты могут повторяться. Все это имеет свою длительность, скорость, ритм и темп, т.е. время.
Вопрос 5. Пространство и время.
Материя расположена во времени и в пространстве. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стоял вопрос: в каком отношении находятся пространство и время к материи?
По этому вопросу в истории философии сформировалось два подхода:
а) субстанциальный; б) реляционный.
Сторонники субстанциального (от субстанция) подхода считали, что время и пространство являются отдельной реальностью, наряду с материей.
Пространство – здесь чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительностью. Оно одинаково во всей Вселенной, и его течение ни от чего не зависит.
Сторонники реляционного (лат. relatio – отношения) подхода утверждают наоборот, что пространство и время образуются в результате взаимодействия материальных объектов, т.е. это система отношений.
В настоящее время, исходя из достижений науки, более достоверно выглядит реляционная теория.
Согласно ей, пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее:
во-первых, протяженность;
во-вторых, структурность;
в-третьих, сосуществование;
в-четвертых, взаимодействие элементов во всех материальных системах.
Пространство характеризуется такими свойствами:
а) протяженность;
б) однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек); в) изотропность (равноправность всех возможных направлений); г) трехмерность.
Понятие пространства (протяженность) имеет смысл потому, что сама материя дифференцирована и структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.
Но материальный мир не просто состоит из структурно-произвольных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы. В них можно выделить особо качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает нам представление о времени.
Время – форма бытия материи, выражающая:
во-первых, длительность существования материальных систем, тел, процессов;
во-вторых, последовательность смены состояний и изменений этих систем.
Оно также характеризуется:
а) одномерностью; б) необратимостью.
Из такого понимания следует, что пространство и время являются объективными свойствами материи. Они тесно переплетены. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Теория относительности, сформулированная Альбертом Эйнштейном в 1916 г., подтвердила правильность реляционной теории – т.е. понимание времени и пространства, как отношений внутри материи, а также перевернула прежние взгляды на пространство и время, как вечные и неизменные величины.
С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейн доказал, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменится – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлит свой бег. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Следовательно, пространство и время – это формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся в пространстве и во времени материи. Неразрывность материи, движения, пространства и времени находит свое подтверждение в науке и практике.
Вопрос 6.Категории человеческого бытия.
1.Творчество
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее
не бывшее.
Творчество – это самореализация человека. В творчестве присутствует сознательное и бессознательное. Виды творчества определяются характером деятельности человечества: художественное, научное, техническое и др. Творчество и человек неотделимы.
Гений – высшая ступень творческой одарённости. В основе творчества лежат потребности
общества. Творческие способности могут быть востребованы обществом, а могут и не понадобится ему.
2. Любовь
Любовь – глубокое истинное чувство, устремлённое на другую личность, человечество или идею. Это чувство присуще только людям, хотя и в животном мире существа объединяются в пары, но это происходит на инстинктивном уровне.
Человек наделён разумом, поэтому любовь имеет духовное начало. Любовь к другому человеку включает в себя такие моменты, как забота, ответственность, доверие и уважение. Наряду с индивидуальной, избирательной любовью человеческая культура предполагает существование любви, распространяющейся на всех людей. Это любовь – милосердие. Она основана на признании достоинства любого человека и его права на счастье. Любовь – высшее из человеческих чувств. Любить – это давать, а не брать. Человек даёт другому то, что представляется ему наиболее ценным: чувства, знания, переживания.
Человеческие отношения, основанные на любви друг к другу, творят прекрасное в этом мире. Ненависть уничтожает всё прекрасное и доброе. Противоположность любви – эгоизм. Влюблённый человек обострённо воспринимает мир, ощущает смысл жизни. Любовь, как всякое общественное отношение, несёт на себе отпечаток своей эпохи.
3. Счастье
Счастье – это такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье – это разновидность удовольствия. Наиболее глубокое, полное и всестороннее удовольствие, достигаемое усилиями разума и воли. Для человека не существует других причин для действия, иных целей, кроме счастья. Есть люди, которые обретают счастье через ограничение, отказываясь от
многого: странники, отшельники, монахи. Такие люди обретают счастье в духовном усовершенствовании. Им чужд материальный мир с его страстями. Есть люди, которые обретают счастье в работе, творчестве, семье. Многие считают, что счастье-это подарок судьбы, а некоторые, что счастье-это результат настойчивых усилий: «Чтобы быть вполне счастливым недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслужить его» - Виктор Гюго. Человеческая жизнь всегда устремлена к счастью. Именно поэтому так болезненно воспринимаются обстоятельства, препятствующие ощущению полноты счастья.
4. Смысл жизни, смерть и бессмертие
Смысл жизни человека, смерть и бессмертие – этот вопрос интересовал людей с момента появления человека. Экзистенциализм рассматривает человека как одинокого, неспособного реализовать свою человеческую сущность. Оказавшись один на один с враждебным ему миром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха и составляют смысл жизни. Приверженцы гедонизма утверждают, что высшая цель человека – достижение удовольствия и наслаждения, сторонники эвдемонизма – достижение счастья и блаженства.
Смысл жизни христианина – движение к вечной жизни и бессмертию души, как спасению от смерти в исполнении нравственных предписаний религии. В материалистической философии смысл жизни – в саморазвитии человека, в совершенствовании его способностей, а также в сотворении добра. Человек должен внести в мир свою долю разумного, совершенного, доброго. Утеряв иногда одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь (жизнь самоценна): возможность видеть небо, вдыхать аромат цветов, радоваться другому человеку и т.д. Тогда каждый прожитый момент жизни воспринимается как подарок.
Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки, философы и т.д. Ж.Ж. Руссо писал «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена её зависит от её употребления». Вряд ли найдётся такой человек, который рано или поздно не задумывался о смысле жизни, предстоящей смерти и достижении бессмертия.
Человек обречён на размышление о смерти, и в этом его отличие от животного, которое
смертно, но не знает об этом. Перед смертью все люди равны. Мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти.
Выделяют несколько видов бессмертия:
1) В генах потомства, он близок большинству людей.
2) Мумификация тела с расчётом на вечное его сохранение (фараоны, Ленин). Глубокое
замораживание с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.
3) «Растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое тело, в вечный кругооборот материи (Япония, восточная цивилизация).
4) Связанный с результатами творчества человека (научные открытия, литературные произведения, военные победы).
5) Изменение состояния сознания – психотренинг, медитация.
Людям, идущим на подвиг, жизнь тоже даётся один раз. Герои-панфиловцы и миллионы, таких как они прекрасно прожили жизнь и прекрасно ушли из неё во имя жизни других людей.
Смысл смерти и бессмертия являются обратной стороной проблемы смысла жизни.
Эта проблема решается по-разному в зависимости от господствующей в обществе духовной установки.
В последнее время всё чаще появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает жить в иных измерениях. Особое внимание в последнее время привлекает эвтаназия – лёгкая смерть, с целью прекращения страданий, но это спорный вопрос.
5. Свобода, ответственность и необходимость
Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующая сущность человека. Проблема свободы человека обсуждалась многими философами. Свобода рассматривается в соотношении с необходимостью. В русской философии понятие свобода отождествлялось с понятием воли и вольницы. В настоящее время существуют две крайние теории свободы человека:
1) Фатализм (вера в судьбу) рассматривает человека как существо, целиком зависящее от
внешних обстоятельств и сил. Здесь не остаётся места для свободного выбора.
2) Волюнтаризм видит в человеке существо, абсолютно не зависящее от внешних обстоятельств и сил.
Ещё философ Спиноза в XVII в. говорил, что свобода связана с познанием необходимости. Человек, не признающий необходимости, является рабом своих желаний и страстей. Игнорирование необходимости ведёт к анархии, хаосу, к вседозволенности. Познание необходимости – первое условие свободной деятельности человека. Если раньше свобода воспринималась, как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине 20 века стало ясно; что понятие свобода должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей, но государство должно делать это не методами насилия и принуждения, а при помощи экономических стимулов и соблюдения прав человека.
С точки зрения современной философии, понятие свобода включает в себя:
1) познание законов природы, общества и человеческого мышления;
2) наличие желания, воли, которая необходима для претворения принятых решений в жизнь.
Свобода – это сознательная деятельность людей в соответствии с законами общественного развития, познание необходимости. Высшая ступень свободы человека – это совпадение его желаний и объективной необходимости. Границы свободы определяют уровень развития культуры, поэтому свобода человека исторична. Свобода человека связана с ответственностью, т.е. любое действие человека затрагивает интересы других людей. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести .
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!