Москва – церковная столица Руси.



Апреля 2022 История 6-А класс

Тема « Церковь и культура в ордынский период. Итоговый урок по теме «Русские земли в середине 13-14 в.»

Цели: Познакомить с развитием церкви и культуры в ордынский период. Раскрыть роль Русской Православной Церкви в образовании централизованного государства, в возвышении Москвы как центра всей России, в становлении духовно-нравственных традиций российского общества.

План урока:

1) Русская Церковь и Золотая Орда.

2) Княжеская и светская власть в XIV веке.

3) Москва – церковная столица Руси.

4) Обретение независимости Русской Церкви от Константинопольского патриарха.

5) Сергий Радонежский – великий заступник Земли Русской.

 

ХОД УРОКА.

Актуализация опорных знаний и умений:

Сегодня на уроке мы познакомимся со значением Русской Православной Церкви в образовании централизованного государства, в свержении монголо-татарского ига, в духовном единении Руси, в развитии просвещения, искусства, летописания.

В ходе урока мы на примерах жития великих Святителей - митрополитов московских, Преподобного Сергия Радонежского ответим на вопрос: “Какой жизненный подвиг совершили наши великие чудотворцы, почему русский народ с особенно теплым чувством относится к ним, бережно хранит память и славит их деяния?

Изучение нового материала:

Русская Церковь и Золотая Орда.

Тяжело было татарское иго для русского народа. Русские области были обложены данью. Отряды татар производили сбор дани с бесчеловечной жестокостью. Если кто не платил, ссылаясь на бедность, того беспощадно били палками. Забирали у крестьян почти все пожитки, лошадей, земледельческие орудия. Если нечего было взять у бедняков, забирали дочерей, сыновей или их самих уводили в рабство. До сих пор народ в песнях своих вспоминает, как татарин брал дань:

С князей брал по сту рублей,

С бояр по пятидесяти,

С крестьян по пяти рублей;

У кого денег нет,

У того дитя возьмет;

У кого жены-то нет,

Того самого головой возьмет.

Духовенство и благочестивые люди видели в этом Божью кару за грехи и беззакония, в которых утопал несчастный народ.

К счастью, татары не преследовали христианской веры, хотя во время первого нашествия грабили и разоряли церкви. По законам Чингисхана служители всех вероисповеданий освобождались от платежей дани. В то время, как татары брали дань со всех сел и городов, с монастырей и церквей ничего не брали. И хоть Русская церковь была освобождена от уплаты дани, она тоже испытала на себе ордынский гнет. Русские митрополиты, находясь в зависимости от ханской милости, подобно князьям, должны были ездить в Золотую Орду на поклон к хану. Но общность веры сплачивала людей, помогала им легче переносить невзгоды и с надеждой смотреть в будущее. Православная Церковь была силой, стабилизирующей русское общество.

Княжеская и светская власть в XIV веке.

Вспомним причины возвышения Москвы: географическое положение, относительная безопасность края, личные свойства и политика московских князей, содействие служилых людей, распадение и неурядицы в Золотой Орде и конечно поддержка церкви.

К этому времени наблюдается разгром и запустение Киева. Киев не становится русским Римом. Митрополиты покидают его и устремляются на север: в 1299 году митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева во Владимир. Теперь духовным центром становится Владимир. В IV веке росло могущество Москвы и около нее собиралась мало-помалу Русская земля, в церковной жизни большую роль играл митрополит Петр, который в 1325 году переселяется в Москву, в стольный город одного их сильнейших князей – Ивана Калиты и всеми силами старается помочь этому князю одолеть противников, утвердить единовластие. Историк Соловьев писал: “Русское духовенство было всегда сторонником единой самодержавной власти. Вот почему, когда московские князья начинали стремиться к единовластию, то стремления их совершенно совпадали со стремлением духовенства; можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных князей постоянно направлен меч духовный”.

Вывод: интересы церкви и русских князей совпадают. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

Москва – церковная столица Руси.

Митрополит Петр

Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. По его инициативе в Кремле был заложен каменный храм Успения Божией Матери. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых.

Митрополит Иона

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей. Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители. Святитель Фотий, митрополит Киевский посетил однажды Симонов монастырь… Увидев Иону, он благословил инока и пророчески предсказал присутствующим, что тот будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на свой путь спасения.

За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В декабре 1448 года в Москве был созван Церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран Митрополитом Всероссийским с титулом "Киевской и всея Руси".

В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля. Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!