Выявление коммуникативного намерения автора



Текст 1

 

 

Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения.

Считают, что в век ракет и лазера новые средства информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам — классикам. И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести. В нашей стране пока еще голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна. И как ни стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги, в ней есть оттенок «ретро», сродни веку кринолинов и сюртуков. Не близка ли смерть книги? Нет, не думаю, чтобы дело обстояло так. Книгу трудно заменить.

У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перечитывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. Почему диалог? Да потому что книга — хорошая, мудрая книга — требует труда мысли, воображения. Настоящая книга — это огромный сгусток энергии. Но высвобождается эта духовная энергия лишь тогда, когда человек обладает достаточным потенциалом культуры, делающим возможным полноценное восприятие текста. Иными словами: творят не только писатели, творит и читатель, для которого за страницами книги созидается живой мир. И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу.

Нет, не думаю, что книге угрожает смерть! (212 слов)

 

 

Текст 2

Подарив людям воду, природа дала нам в руки колоссальное богатство. Что по сравнению с ним клады и сокровища, за которыми охотились пираты! Представь себе, что моря и реки высохли до дна и все сокровища, которые море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги всех времён и народов - всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных сокровищ.

Ты понимаешь, каким богатством владеешь? Тогда научись защищать воду, потому что над ней нависла угроза - загрязнение. 3аводы и фабрики зачастую отравляют сточными водами реки. Меняется цвет реки, на поверхности появляются масляные пятна - первые симптомы заболевания. Если не принять срочных мер, река умрёт. И кроме нее умрёт целый мир существ, обитавших в ней и подле неё. По-моему, нужно хорошо понимать: когда река болеет, её вода из эликсира жизни превращается в эликсир смерти.

 Современные фантасты в своих рассказах и повестях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. На страницах подобных книг - реки, из которых нельзя пить, бесконечные пустыни без единого цветущего дерева и разрозненные кучки людей, вынужденных всю жизнь не снимать скафандра. Однажды я читал такую книгу, героям которой не осталось другого места обитания кроме дна океана - настолько люди загрязнили воду и воздух планеты. Могут ли сбыться мрачные предсказания? Конечно, да, если ты будешь безразличен к воде! Безусловно, нет, если ты защитишь воду! (Чаповский)

Текст 3

 

Журавли - это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только «умны», они красивы. Красивы особой законченной грацией, изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, «продуманной» гаммой окраски. У журавлей удивительный голос - грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный - будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.

Но еще одно - и печальное! обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете - только вопрос времени. Для одних видов потребуется несколько десятилетий, для других – считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь.

А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно… Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля - большой грех. (По В. Флинту)

(194 слова)

 

Текст 4.

Материал музыки — это звуки. Материал, из которого писатель слагает произведения, — слово. Краски — материал живописи, материал художника.
Как и звуки, краски могут быть и радостными, и печальными. Художник выдавливает их из тюбиков на палитру, и палитра вспыхивает всеми цветами радуги. Тут и лазурные тона весенней листвы, и нежно-розовый тон заката и глубокие краски вечерних сумерек, краски огненные, как само солнце, и спокойные, иссиня-чёрные, как ночное море.

Палитра художника — вот настоящий праздник красок. «При одном виде своей палитры, — говорил французский живописец Делакруа, — как воин при виде своего оружия, художник сразу обретает уверенность и мужество». Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действия, пишет картины природы. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладёт тёмный мазок, рядом другой, посветлее. Постепенно из десятков мазков на холсте вырисовывается человеческое лицо, появляются предметы, обстановка действия, пейзаж. Картина наполняется содержанием. Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображённые на картине. В этом искусство живописца сродни работе писателя.

В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. Мелодия в музыке течет и изменяется непрерывно, событие в книге следует одно за другим. А картина изображает только одно мгновение. Словно зорким глазом наблюдал художник события жизни, наблюдал долго, настойчиво и вдруг приказал времени: «Мгновение, остановись!» И красками на холсте запечатлел всё, что увидел в этом неповторимом мгновении. (224 слов)

 

 

Текст 5.

Время ме­ня­ет людей. Но кроме времени, есть еще одна категория, воз­дей­ству­ю­щая на тебя, может быть, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, от­но­ше­ние к ней, со­стра­да­ние к другим. Су­ще­ству­ет соображение, что со­стра­да­ние воспитывается соб­ствен­ной бедой. Мне не нра­вит­ся это соображение. Я верю, что со­стра­да­ние — это осо­бен­ный талант, и без него труд­но оставаться человеком.

Человек без­мя­теж­ной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них – и дети. Да, не­сча­стья и беды — это неизбежность. Но жизнь устро­е­на так, что не­сча­стье счастливому ка­жет­ся чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда пред­став­ля­ет­ся рассыпанной по миру ма­лень­ки­ми песчинками. Не­сча­стье кажется нетипичным, а ти­пич­ным — счастье.

Сча­стье не будет счастьем, если оно каж­дый миг ста­нет думать о беде и горе. Собственные беды остав­ля­ют в душе рубцы и учат че­ло­ве­ка важным истинам. Но если че­ло­век запоминает толь­ко такие уроки, у него за­ни­жен­ная чувствительность. Пла­кать от соб­ствен­ной боли не трудно. Труд­нее плакать от боли чужой. Зна­ме­ни­тый мыслитель про­шло­го сказал: «Процветание рас­кры­ва­ет наши пороки, а бед­ствие — наши добродетели». (По А. Лиханову.) (167 слов

 

 

I. Анализ текста

Беседа по содержанию текста.

Выявление коммуникативного намерения автора


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!