Авторские (бардовские фестивали).

Урок 28 кл.4 «На фестивале авторской (бардовской) песни».

Цель: Познакомить обучающихся с жанром «авторская  (бардовская) песня».

Весь этот материал есть в презентации.

Теоретический материал.

Что за звуки!
Неподвижен, внемлю сладким
звукам я;
забываю вечность, небо, землю, самого себя…
  
М.Ю.Лермонтов.

-На гитаре можно сыграть простую народную песню и лирический романс, возвышенную музыку Баха и джазовую импровизацию…

-Преимущественный инструмент авторской песни является гитара. Родиной шестиструнной гитары считают Испанию. А семиструнная гитара появилась в России в XIX веке. Её называют русской. Гитара – струнный  щипковый инструмент.

Старинные инструменты – предшественники гитары:

-Рассмотрим: 1.Что такое авторская песня? Этапы развития.

2.Авторы и  их  произведения.

3.История авторских  фестивалей.

- Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.                                           Бард (от кельт. *bardos) — певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения.

1.Авторская песня и её этапы развития :

Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А.Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П.Коганом иГ.Лепских романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М.Анчарова). В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957) — «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и др. Собственно, Власов и положил начало туристической песне. Особая судьба у песен Евгения Аграновича, который начал сочинять песни с 1938 года.

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов:

Первый этап — романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-е гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

Второй этап- особняком стояли горькие и сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.

С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю.Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.

Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка — распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики.

Третий этап - важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войне. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!»

Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни.

Четвёртый этап - видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций При всех мерах запрещения песен по другим линиям, песни С.Никитина, В. Берковского, А.Городницкого, А. Дулова и других регулярно включилась в нотно-текстовые сборники массовой песни, выпускаемые СК. А такому известному автору 70-х и 80-х годов как Евгений Бачурин, Союз композиторов фактически стал продюсером — выпустив его первый виниловый альбом, а вскоре и второй. Также, никакие гонения на авторскую песню не влияли на частоту появления по радио Сергея Никитина.

Пятый этап - С начала 1990-х. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «ПЕСНИ  НАШЕГО  ВЕКА»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении: например, Михаил Кочетков организовал и вёл телепередачу об авторской песне «Домашний концерт» на телеканале РЕН ТВ, a с декабря 1995 года на коммерческом телеканале «Телеэкспо» он вёл в прямом эфире песенную передачу с участием бардов «Гнездо глухаря» — проект, выросший впоследствии в известное московское бард-кафе с тем же названием; концерты авторской песни и интервью с авторами-исполнителями периодически транслирует телеканал «Культура»на радио «Эхо Москвы» существует еженедельный концерт авторской песни по заявкам, который ведёт Наталья Бортянская.

2. В наше время со звучанием гитары тесно связан
ЖАНР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
В ней поэт-композитор и гитара ведут со слушателями разговор по душам.
А авторов-исполнителей называют БАРДАМИ.

                                                        (Булат Окуджава)

v Владимир Высоцкий - написал 287 537 песен.

v Татьяна и Сергей Никитины - написали 19 075 песен.

v Юрий Визбор – написал около 300 песен.

v Олег Митяев - написал  41 176 песен.

v Новелла Матвеева – написала около 300 песен.

v И другие.

Авторские (бардовские фестивали).

Фестивали:

1.Грушинский

2.Абакан

3.Приморье

4.Бийск

5.Башкирия и т.д.

Всего 57 фестивалей.

- Фестиваль носит имя Валерия Грушина (1944—1967) - студента Куйбышевского авиационного института им. С.П.Королёва, который погиб во время туристического похода  по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника метеостанции Хадома  и  его детей.

Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешний фестиваль собирает десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пик популярности пришёлся на конец 1970-х годов — в 1979 году фестиваль посетило 100 тыс. и на конец 1990-х — в 2000 году 210 тысяч участников.

- В 2019 году состоялся 46 фестиваль.

 

 

Домашнее задание: Записать определения: «авторская (бардовская) песня», «бард». Прослушать несколько (пять ) авторских  песен разных бардов  и записать на отдельном листочке  автора и названия этих песен. Работы сфотографировать и отправить на эл.почту: bright.ray@inbox.ru

 

 

Ссылки для просмотра видео:

1. https://www.youtube.com/watch?v=ZMkut_rsQms

2. https://www.youtube.com/watch?v=bnPlCN0kPsM

3. https://www.youtube.com/watch?v=GgRhIoq1EZA

4. https://www.youtube.com/watch?v=p8YcV3ldr8Q&t=41s

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!