Илиада» и «Одиссея» и данные археологии (Г. Шлиман)



5. Греция в XI–IX вв. до н. э. по данным гомеровского эпоса[2]

 

Земледельческая община. На материале ярких описаний гомеровских поэм с достаточной убедительностью можно констатировать существование на рубеже II и 1 тысячелетий до н. э. земельной об щины с уравнительным землепользованием и регулярными переделами земли, на что указывает следующий отрывок из «Илиады».

...Два человека на поле, обоим им общем,

С мерой в руках, меж собой о меже разделяющей спорят

И на коротком пространстве за равную ссорятся долю... (XII, 421-423, пер. В. В. Вересаева.)

Рядовые общинники возделывали преимущественно ячмень и овощи. Развивалось животноводство. Земельные участки общинники получали по жребию, на что указывает и само название участка склер¦, что в буквальном переводе означает ¦жребий¦. Однако средибщинников уже начало происходить имущественное расслоение, выделилась родовая аристократия, наиболее «значительных представителей которой, вождей племен, называли унаследованным от микенской эпохи термином ¦басилей¦. Басилеями их родственникам выделялись из общинных земель большие отрубные участки¦ ¦темены¦ (термин также унаследован от микенской эпохи). На теменах аристократы возделывали ячмень и пшеницу, разводили виноградники, огороды, сады. Аристократы владели большими стадами крупного и мелкого скота. Но главное внимание басилеи уделяли производству зерна. Так, в известных бытовых сценах, помещенных художником на щите Ахилла, после изображения сельскохозяйственных работ на общинной земле описываются сельскохозяйственные работы на темене басилея («царя»):

Дальше царский участок представил художник искусный.

Острыми жали серпами поденщики спелую ниву,

Горсти колосьев одни ¦ непрерывно там падали наземь,

Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали.

Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,

Спешно сбирая колосья, охапками их подносили.

На полосе между ними, держа в руке своей посох,

Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце. («Илиада», XVIII, 550-557, пер. В. В. Вересаева.)

 

Имущественное расслоение. В это время появились бедняки, работавшие батраками у богатых хозяев, феты и даже люди, потерявшие связь со своей родовой общиной, метанасты, вынужденные существовать на случайные заработки и нищенствовать. Община, подорванная еще в прошлом от переселений и завоеваний, постепенно распадалась. Судя по содержанию поэм, в эту эпоху было много странствующих ремесленников, утративших связь со своими общинами. Их нанимали за натуральную оплату нуждавшиеся в их мастерстве хозяева. Они же снабжали ремесленников необходимыми для работы материалами.

Разделение ремесел было еще незначительным. Много еще было так называемых мастеров на все руки. Даже басилеи были знакомы с некоторыми ремеслами и гордились этим. По сравнению с крито-микенской эпохой ощущался некоторый-упадок ремесленной техники, однако в услугах ремесленников нуждалось теперь гораздо большее количество потребителей, так как процесс разложения первобытных отношений теперь был всеобщим. Это способствовало сравнительно быстрому совершенствованию и специализации ремесел. Были распространены кузнечное, плотницкое, гончарное, кожевенное, ткацкое, ювелирное и другие ремесла.

Разложение родового строя. Торговля была мало развита.   Существовал обмен излишками в хозяйствах басилеев на заморские товары. Распространенным меновым товаром был крупный рогатый скот – быки. Торговля была связана с грабежом и морским разбоем. Описания такого рода торговли есть в Илиаде и в Одиссее. Если к лицам, занимающимся сельским хозяйством и ремеслом, авторы поэм относятся с достаточным уважением, то отношение их к купцам отрицательное. Это показывает еще на в основном натуральный характер хозяйства гомеровской эпохи.

Участились межплеменные войны, происходило смешение населения разных племен. Поэтому племенные вожди¦ филобасилеи (¦филদ¦племя¦)¦управляли не столько племенем, сколько тем населением, которое жило на данной племенной территории. Ее охраняло молодое поколение мужчин-воинов, которые и составляли реальную силу в данной местности. Командовал этим ополчением басилей, который, сохраняя звание главы племени, фактически был главой местного ополчения. Родовые и племенные народные собрания незаметным образом превратились в собрания, где решающую роль играли эти воины.

Постепенно должность басилея превращалась в наследственную в определенном аристократическом роде. От старины сохранялся совет родовых старейшин как совещательный орган при басилее. Басилей и совет старейшин выносили свои решения на обсуждение и утверждение народного собрания, состоящего преимущественно из воинов. Такую форму управления в период перехода от патриархальных отношений к государству Ф. Энгельс в своем труде Происхождение семьи, частной собственности и государства назвал ¦военной демократией¦. Власть и суд еще не были отделены от народа, решения принимались публично на народных собраниях и в судебных коллегиях, выполнявших свои функции открыто на площади поселка.   

С течением времени, по мере все усиливавшегося имущественного расслоения, обеднения основной массы населения, обогащения родовой аристократии и усиления экономической зависимости бедняков от богатых соседей, по мере развития рабства, возникшего еще в период патриархата, роль народных собраний падает. Это мы видим на примерах яркого описания в ¦Илиаде¦ собрания греческих воинов под Троей и описания собрания жителей острова Итака в ¦Одиссее¦. Эти сцены отразили накопившиеся социальные противоречия в гомеровском обществе.                                                  

Собрание воинов под Троей было созвано предводителем греческих войск Агамемноном с целью испытать их боевой дух в связи с затянувшейся на 10 лет осадой Трои. На собрании с резкой обличительной речью против басилеев выступил, выражая настроения простых воинов, Терсит. Интересно, что представители знати не смогли опровергнуть обвинения Терсита. Прекратил это неприятное для басилеев выступление Одиссей. Он попросту избил Терсита.                                   

 Полный упадок роли народного собрания засвидетельствован в ¦Одиссее¦. На острове Итака за период 20-летнего отсутствия Одиссея народное собрание вообще не собиралось. А когда было созвано сыном Одиссея Телемаком, то никто из шедших на собрание не знал, кем и зачем оно созвано. Закрыто это собрание тоже было неожиданно и самовольно одним из присутствующих аристократов, которому не понравился вопрос, предложенный народу на обсуждение Телемаком.

 

  Патриархальное рабство. В гомеровском обществе существовало патриархальное рабство, которое было распространено в хозяйствах басилеев. Основным контингентом рабов были военнопленные, кроме того, рабов продавали пираты. Были случаи продажи рабов купцами. Были также рабы, родившиеся в хозяйстве рабовладельца. Рабов-мужчин использовали как пастухов н садовников. Было много рабынь, которых эксплуатировали в домохозяйстве в качестве прислуги, мукомолок, ткачих и т. п.

За любое неповиновение хозяин мог предать раба или рабыню мучительной казни.

Размещение греческих племен после дорийского переселения. Дорийское переселение было последним крупным передвижением греческих племен, после которого Северную Грецию и северо-западное побережье Малой Азии прочно заселили эолийцы.

Восточную часть Средней Греции, большую часть островов Эгейского моря и середину западного побережья Малой Азии заселили ионийцы. Пелопоннес, остров Крит, южные острова Эгейского моря и южную часть западного побережья Малой Азии заселили дорийцы. Древние ахейцы уцелели в северной и центральной части Пелопоннеса, значительная часть их после дорийского завоевания заселила Кипр.

Религия. В гомеровскую эпоху сложились основные черты древнегреческой религии, которую обычно называют олимпийской по имени горы Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии. Древние греки считали снежную вершину этой горы местожительством своих богов. Согласно их религиозным представлениям, существовало три поколения богов. Старшие поколения богов были свергнуты младшими поколениями. Так в фантастической форме в сознании древних греков отразились древние завоевания и межплеменная борьба. Главой третьего поколения богов был Зев–¦бог грома и молнии, производительных сил природы истец богов и людей.

С развитием классовою общества олимпийские боги стали покровителями рабовладельцев. Зевс управлял миром, как главный, басилей, совещаясь с другими олимпийскими богами, но его мнение было решающим. Внешностью олимпийские боги походили на аристократов. Так эпоха оформления олимпийской религии отразилась и на их воображаемой организации и на их внешнем облике. Своими корнями эта религия восходит еще к крито-микенской эпохе.

 


[1] Лекция 16: Андреев Ю. В. Греция в XI–IX вв. до н. э. по данным гомеровского эпоса./История Древнего мира. Ранняя Древность. — М., 1983

[2] Лекция 16: Андреев Ю. В. Греция в XI–IX вв. до н. э. по данным гомеровского эпоса./История Древнего мира. Ранняя Древность. — М., 1983


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!