Спор номиналистов и реалистов.

Общая характеристика философии средневековья.

Зарождение средневековой философии относится ко времени, когда античная философская мысль начала испытывать влияние христианских идей, т.е. ко II-III вв.                            

В средневековой философии выделяют два основных этапа:патристику(со II-III вв. по VIIIв.) и схоластику с ( IX в. по XV в.).

Патристика ( от лат. pater – отец) – философские  и теологические учения отцов церкви, т.е. духовно-религиозных вождей христианства (Юстин, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин Блаженный (гл. произведения «Исповедь», «О граде Божием»), Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник.

Схоластика (от лат. schola – школа) – школьное направление развития философии, основанное на христианских истинах, изложенных в догмах. Представители: Иоанн Скот Эриугена, Абеляр, Пётр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский (в 1879 г. Папа Римский Лев III провозгласил его учение «единственно истинной философией католицизма»), Николай Кузанский, Жан Буридан, Уильям Оккам, Данте.

В Средние века назначение философии виделось в служении религии, что хорошо выражено в известном высказывании схоласта XI в. Петра Дамиани: «Философия должна служить Священному писанию, как служанка своей госпоже».

Основные принципы и идеи средневековой философии: теоцентризм, монотеизм,  креационизм, провиденциализм, персонализм (средневековый антропоцентризм), эсхатологизм, ревеляционизм, теодицея.

Теоцентризм. Бог стоит в центре мировидения. Он является источником бытия, блага, истины, любви, добра и красоты. Высшая цель жизни – служение Богу.

Монотеизм. Бог един и уникален. В Божественной Троице – единая природа, нераздельная сущность и три равноценных ипостаси: Бог-Отец – абсолютное первоначало, Бог-Сын – Логос, смысловое начало и Бог-Святой Дух – животворящее начало. Бог-Сын – Христос соединяет в себе в одном лице и одной воле всю полноту божественной природы и всю полноту природы человеческой, в нём предстоит совершенным слияние на основе жертвенной любви божественной личности и человеческой.

Креационизм. Бог – Творец, он создал мир из ничего, вначале творения были Божественная воля и Божественное Слово – Логос. Оно воплощено в Христе и в мире, открыто в Библии.

Провиденциализм. Бог управляет миром, история – исполнение Божественного предначертания, плана спасения человека. Августин понимал исторический процесс, как путь к «Царству Божию». Применительно к космологии провиденциализм приводил к идее мировой гармонии, соразмерности всего природного. Мир как творение временен. Средневековая концепция времени – это переход к линейному времени и связанному с этим понятию прогресса.

Персонализм . Человек – венец творения, созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Он личность, созданная по Божьему образу и подобию, наделённая разумом, речью, свободой выбора, властью над природой. Человеческая личность представляет собой единство духовности, душевности и телесности. Тело – храм души, в нём и через него душа действует. Высшее в человеке – дух, открытый Божественному Духу, благодати. В душе идёт борьба добра со злом. Главный источник зла – грех – отступление от Божественной воли. Грехопадение – злоупотребление Божественным даром свободы, выбор гордыни, отпадение от Бога. В основе отношений между Богом и Человеком, а также между людьми – любовь. Бог не оставляет людей без помощи. Богочеловек Христос приходит в мир, чтобы подвигом жертвенной любви искупить грех, спасти людей, вывести из состояния отчуждёния от Бога. Следование заповедям Христа и его примеру помогает человеку преодолеть греховность и восстановить образ Божий в себе. Высшая добродетель – вера, повиновение заповедям. Суть человека – вера, надежда, любовь, но любовь из них выше, по словам апостола Павла.

Ревеляционизм – принцип откровения. Бог открывает человеку свою волю, глубочайшие смыслы и истины бытия, через Священное Писание – Библию, каждая страница которой боговдохновенна и богодухновенна.

Эсхатологизм (в пер. с греч. еschatos – последний, конечный) – учение о конце мира, о воскресении мёртвых, о Страшном суде и загробной жизни. История – целесообразный процесс,  направляемый Богом к заранее определённой цели –  «Царству Божию» – миру истинно прекрасному и совершенному, в котором человек будет находиться в полном единении с Богом. Достижение «Царства Божия» – это конечная цель и смысл человеческого существования. Различают индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную – учение о цели и конце космоса и истории.

Теодицея оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле.

Таким образом, средневековая философия развивалась в тесной связи с религией и её с полным основанием можно назвать теоцентричной.

Спор номиналистов и реалистов.

  Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Средневековый реализм опирался на учение Платона об идеях (эйдосах), для которого тоже реальным бытием обладали только вечные идеи, а не преходящие, изменчивые, чувственные вещи.

Согласно представителям средневекового реализма, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в Божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, т.к. эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие (универсалия). Для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033–1109), познание возможно лишь с помощью разума, т.к. только разум способен постигать общее.

Номинализм в противоположность реализму, подчёркивал приоритет воли над разумом.

Термин «номинализм» происходит от лат. слова «nomen», что значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия – только имена, названия, они не обладают самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путём абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для всех них. А поскольку все люди, по сути, живые и одушевлённые существа, наделённые разумом, то в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, обладающее разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, такие, как Росцелин, даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса, реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой общего и единичного, как она ставилась ещё у Аристотеля, различавшего первичные и вторичные сущности и затруднявшегося в определении онтологического статуса тех и других.

Домашнее задание:

Учебники: В.Д. Губин Основы философии, стр. 31-36; О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова, Основы философии, стр. 105-132.

1) Дайте определения терминам и понятиям: патристика, схоластика, теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм, персонализм (средневековый антропоцентризм), эсхатологизм, ревеляционизм, теодицея.

Ответьте на вопросы.

1. Социальные, духовные и философские предпосылки возникновения средневековой философии.

2. Что относится к важнейшим принципам средневековой философии?

3. Каковы философские истоки теоцентризма, монотеизма, креационизма?

4. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья?

5. Сущность средневековой патристики и схоластики.

6. Основное содержание философских идей Августина.

7. Основное содержание философских идей Фомы Аквинского.

8. В чем суть спора номиналистов и реалистов?

9. Философский смысл заповедей Христа.

10.  Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность?

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!