Образы повести. Истории Пискарева и Пирогова

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Приехав 20-летним юношей из провинции, Гоголь пережил тяжкое испытание. В далёком и тихом Нежине думалось, что там, в Петербурге, кипит деятельная жизнь, направленная на благо общества. Ничего похожего! Тишина, покой, отсутствие стремлений, люди, лишённые каких-либо высоких порывов, - вот что поразило Гоголя. Петербург поразил молодого писателя картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных конфликтов. Грубое унижение человека, торжество «кипящей меркантильности», атмосфера полицейского произвола – всё это, по словам Гоголя, превращало Петербург в гранитную казарму. И ещё. Это какой-то странный город! Здесь многое не похоже на то, что происходит в других городах. Повесть «Невский проспект» иллюстрирует отношение Гоголя к Петербургу.

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского.

Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью

 

«Маленький человек»– обозначение довольно разнородных героев, объединенных тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии. Это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение : приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью. Изображение такого человека, как правило, свидетельствует о стремлении писателя выразить свое гуманистическое отношение к судьбе общественно не защищенных людей, робких, материально бедных. Но такие личности представлены в произведениях в большом психологическом разнообразии: смирившиеся со своей участью, пытающиеся отстаивать своё достоинство, даже философствующие.

 

Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

Композиция кольцевая: и начало повести, и финал представляют собой лирические отступления о Невском проспекте.

Начало повести: “+” Конец повести: “ – ”
Нет ничего лучше Невского проспекта! Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Да и кому же он неприятен? Всемогущий Невский проспект! О, не верьте этому Невскому проспекту! …стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Ничуть не бывало… Совсем нет… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. …сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.

1. Что является доминирующим в описании Невского проспекта в начале и в конце повести? (в начале повести - утверждение через отрицание , в конце повести - обилие средств, работающих на отрицание (отрицательные частицы, слова, усиливающие отрицание); лексика с отрицательным наполнением).

2. В чём еще особенность изображения Невского проспекта в конце повести? (Используется прием олицетворения: автор довольно жёстко обличает Невский проспект во лжи, говоря о том, что сам демон помогает ему в этом обмане.)

Невский проспект в изображении Гоголя — живое существо, наделённое определёнными человеческими качествами, главное из которых — лживость.

«Фантасмагория в течение одного только дня»

Слово фантасмагорияозначает:

1) Причудливые, удивительные изменения, превращения;

2) Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств: игра света и тени;

3) Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

Время суток Посетители Невского проспекта Художественно-выразительные средства, используемые автором
утро «наполнен старухами в изодранных платьях и салопах», «нищие собираются у дверей кондитерских», «плетется нужный народ: (…) русские мужики», «сонный чиновник проплетется»   Эпитеты Метафора Ирония Сравнения
12 часов «гувернеры всех наций со своими питомцами», «гувернантки, бледные миссы и розовые славянки», «в это время Невский проспект – педагогический Невский проспект» Эпитеты Гиперболизация
2 часа «все, окончившие довольно важные домашние занятия, как то: поговорившие с своим доктором о погоде и о небольшом прыщике, вскочившем на носу, узнавшие о здоровье лошадей и детей своих (…)», «вы здесь встретите бакенбарды (…) бархатные, атласные(…), усы, которым посвящена лучшая половина жизни (…)», «тысяча сортов шляпок, платьев, платков (…)», «как будто целое море мотыльков», «здесь вы встретите такие талии, какие даже вам и не снились никогда (…)», «А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте!» «В это благословенное время от двух до трех часов по полудни (…) происходит главная выставка всех лучших произведений человека» Ирония Сравнение Синекдоха Эпитеты
3 часа «На Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах», «голодные титулярные, надворные и прочие советники», «в их голове ералаш и целый архив начатых и неоконченных дел» Метафора
4 часа «Невский проспект пуст», «какая-нибудь швея», «какая-нибудь жалкая добыча человеколюбивого повытчика», «какой-нибудь заезжий чудак» и т.п. Метафора Эпитеты
сумерки «Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться», «очень много молодых людей, большею частию холостых», «встретите почтенных стариков" Олицетворение Эпитеты

 

Образы повести. Истории Пискарева и Пирогова

характеристика  
Петербург образ петербурга неоднозначен. автор воспевает и одновременно обличает главную улицу петербурга: воспевает величие, красоту, размах, а обличает зловещую изменчивость, циничность невского проспекта. здесь все не то, чем кажется. люди, с виду богато одетые, не имеют ничего, кроме своего наряда. красивые женщины направляются в дом терпимости продавать свое тело. невский проспект жесток, он готов обмануть вас, лишь только вы зазеваетесь. даже образы героев противопоставлены друг другу, они как бы исходят из двух сущностей петербурга.
Пискарев талантливый художник с развитым чувством прекрасного. мечтатель, влекомый ангельской красотой, он придумывает себе благочестивую душу ее обладательницы, и влюбляется в нее. он не в силах поверить, что столь милое создание может творить такие гадкие дела. по натуре он — идеалист, и готов поверить в любую иллюзию. именно поэтому ему удается рисовать талантливые работы, ведь он улавливает душу, а не изгибы тела. художник символизирует красоту и утонченность невского проспекта, его изящный вкус и возвышенное стремление к творчеству. говорящая фамилия «пискарев» говорит о том, что герой, несмотря на все свое мастерство, является маленьким человеком, который не может повлиять ни на что. у него нет внутренней силы поменять этот мир и нет возможности приспособиться к нему. он обречен на смерть, как и все прекрасное в холодном и циничном городе.
Пирогов низменная сущность пирогова, напротив, вызывает отвращение. поручик не прочь поживиться легкой добычей, он самонадеян и самовлюблен. у него нет талантов, есть лишь амбиции и пороки. ему очень хорошо живется на невском проспекте: иллюзий он не питает. в женщине он видит то, что в ней и есть, не придумывая каких-то возвышенных качеств ее души. в жене немца пирогов почувствовал легкодоступное удовольствие, и этого ему достаточно. этот герой тоже имеет говорящую фамилию «пирогов», которая указывает на его мещанскую и приземленную сущность. он лишь наживает богатство и чины, как образцовый столичный житель, на мир души и творчества ему плевать. поэтому он спокойно забывает потрясения минувшего дня и продолжает жизнь. он символизирует пошлость и торговлю собой на невском проспекте, где люди кичатся мнимыми достоинствами и показным достатком.
Женские образы в творчестве гоголя женщина зачастую выступает злым духом и коварной соблазнительницей без сердца. таковой является и избранница художника. внешне она прекрасна, но внутри глупа, порочна и жестока. в даме писатель видел пустой сосуд, который пленяет только внешними очертаниями. ничуть не лучше избранница пирогова: она легкомысленна и хитра, вероломна и порочна. хоть она и носит имя честной женщины, в душе у нее такой же дом терпимости.

Проблематика повести «Невский проспект» не менее интересна:

Проблема маленького человека. Пискарев пробует бунтовать против социальной несправедливости и порочности, но терпи поражение из-за своего бессилия.

Разврат и порочность города. Символично, что проститутка сама отвергла помощь художника. Ей нравится ее жизнь, веселый и пьяный угар дней.

Пошлость и мещанство. Пирогов — олицетворение обывательского образа мыслей. Он не углубляется в жизнь: ему достаточно поверхностного комфорта и достатка

Несоответствие мечты и реальности. Художник лишил себя жизни потому, что ощущал, как бесконечно далек идеал от действительности


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!