Искусство Византии V - XII вв. Станковая живопись.



Станковая живопись Византии представлена иконописью. Икона (от греч. Eikon – образ) – это изображение Христа, Богоматери, событий из их жизни, а так же изображений святых, служащих предметами религиозного почитания как образы, которые возводят чувства молящихся к изображаемому первообразу. Составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христиан и храма. Первые иконы были выполнены в технике энкаустика – живопись красками на основе воска.

Характеристика икон написанных в технике энкаустика:

· Пастозность

· Экспрессивность

· Изображения объемны

· Образ возникал подобно лепной статуе, при помощи инструмента каутерий

· Особый колорит, красочный пигмент, обволакивающий со всех сторон воском, делал цвет глубоким, живым – жизнеподобным, «дышащим».

1. Образ Иоанна Предтечи (монастырь Святой Екатерины на Синае)

2. Богоматерь с младенцем (монастырь Святой Екатерины на Синае)

                                 

С V в. техникой иконописи стала темперная живопись. В качестве связующего вещества для приготовления красок из природных пигментов мастера использовали яичный желток., разбавленным водой с вином или в России хлебным квасом.

В ходе исторического развития христианства, сложились определенные правила (каноны), которые представлены в ИКОНОГРАФИИ (от греч. «образ» и «пишу») – это система правил изображения лиц, событий, святых в иконописи.

Этапы изготовления иконы:

· Подготовка доски (2-3 доски соединялись шпонками)

· На лицевой стороне выполнялось углубление – ковчег (для главной композиции иконы), ковчег окружают поля, на них располагаются образы или композиции небольшого размера.

· На подготовленную доску наклеивается ткань – паволока.

· Паволока покрывалась грунтом – левкасом, на основе мела или алебастра.

· Начинают писать многослойную живопись (Сначала прокладываются основные цветовые пятна – роскрыш; доличное письмо – написание элементов пейзажа, драпировок, животных; самая ответственная часть иконы написание ликов и кур – личное письмо. Послойно иконописец добивается небольшой степени объемности. Последними накладываются движки – белые или светлые черты и точки. Они символизируют блеск божественного света, дающего жизнь и дыхание всякому живому существу).

· Завершающий этап – покрытие иконы олифой – натуральным лаком.

Изобразительные особенности иконы:

· Иконография ( область станковой религиозной живописи, произведения которой служат объектом культа, поклонения; восточная ветвь христиан) традиционна и хорошо узнаваема.

· Обратная перспектива – система изображения пространства. Персонажи находящиеся на первом плане могут быть меньших размеров, чем персонажи расположенные дальше. Точка схода параллельных линий находится не на горизонте, а перед изображением.

· В иконе могут соединятся события происходившие в различное время в разных местах.

· Один и тот же персонаж может повторяться несколько раз.

· В иконе нет определенного источника света, нет падающих теней: все изображение светоносно.

· Во многих иконах стилизуются или деформируются пропорции человеческого тела.

· Применяется символика цвета, света, жестов.

· Главным является композиционное решение, ритм, выразительность линии и цвета, чаще всего локального.

· Особую роль в иконе играет золото (нимбы, фоны).

· Золото в иконе символ божественного света.

3. «Богоматерь Владимирская» привезена в Киев из Константинополя.

 

Считается произведением великого византийского художника XII в. Строго соблюдал требования, которым отвечали , в течение веков, все иконы Богоматери. Фон иконы покрыт золотом. В центре доски в углублении ковчега располагается изображение Богоматери с младенцем, нежно прижавшегося к ее щеке (Образ «Умиление»).

Мария закутана в темно-вишневый плащ мафорий, известно, что у Марии « лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля т руци (руки) тонкостью источены». Этому описанию дословно следовал константинопольский мастер.

Но узнаваемые черты под кистью художника обрели одухотворенную красоту. Красота неотделима от бездонной, чистой печали – печали Матери, у которой пронзенное сановным страданием сердце навеки отозвалось на все людские беды и горести.

В лике младенца слились детская мягкость и глубокая мудрость. Золотым ассистом – знаком божественной силы и сиянием благодати - расчерчена его рубашка, а через плечо по ней проходит клав – особая полоса, традиционный византийский символ царской власти, ставший символом власти Небесного Царя…

В 1204 г. Константинополь захвачен западными рыцарями – крестоносцами, из Иерусалима. Спустя пол вера византийскому императору удалось вернуть власть в столице. Она существовала еще более 1000 лет. К началу XV в. она оказалась во враждебном мусульманском окружении.

Византия имела огромный авторитет как родина и опора православия, восточной ветви христианства.

В мае 1453 г. Константинополь был захвачен турками – османами под предводительством султана Мехмеда II. Это означало уничтожение Восточной Римской империи (Византии).

                                                       


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!