ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ



На правах рукописи

Аксенов Федор Олегович

МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЕ

Специальность 24.00.01. – Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

Кандидата культурологии

Москва 2016

Диссертация выполнена на кафедре истории, истории культуры и музееведения ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»

Научный руководитель:        Есаков Валерий Анатольевич,

                                                   доктор культурологии, профессор

Официальные оппоненты:                Богатырева Татьяна Георгиевна

                                                           доктор культурологии, профессор, эксперт Института «Высшая школа государственного управления»

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

 

                                                   Щербакова Анна Иосифовна

                                                      

доктор культурологии, доктор

                                                       педагогических наук, профессор,

 и.о. ректора ГБОУ ВО

«Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке»

 

 

Ведущая организация:                  ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» (кафедра философии, культурологии и педагогики)

Защита состоится «30» июня 2016 г. в 11 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, н а соискание ученой степени доктора наук Д 210.010.04, созданного на базе Московского государственного института культуры, по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д.7, корп.2, зал защиты диссертаций 218 ауд.).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного института культуры.

Автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки РФ «____»_____________20___г.

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат культурологии                                                           Н.В. Синявина

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современные социокультурные процессы существенным образом определяются «визуальным поворотом» в культуре, результатом которого стало появление феномена «экранного сознания». Динамичная, неустойчивая историческая, социальная, политическая реальность накладывает отпечаток на культуру, порождает столь же неустойчивые, лишенные ценностной определенности «эталонные» паттерны, активно транслируемые современной экранной культурой. Историки, культурологи, философы, кинематографисты спорят о настоящем и будущем экранной культуры, которое становится подобным симулякру, существующему вне какой-либо системы ценностей. Данное обстоятельство актуализирует вопрос о носителе культурных ценностей, которым является герой экранной культуры.

Существует мнение, что современному миру свойственно стирание значимых для этнических и национальных культур ценностей и паттернов, глобализация культурного пространства и модернизация нивелирует значимость этнокультурного и этноментального опыта. В этой связи актуализация проблемы культурного героя, в том числе, в контексте его этнонациональной и конкретно-исторической локализации, может способствовать преодолению данных тенденций, одновременно стимулируя поиск новых объяснительных моделей конструирования и особенностей репрезентации культурного героя средствами национальной (в том числе, экранной) культуры.

Анализ представлений общества о современном герое как носителе базовых культурных ценностей и воплощении социального порядка открывает перспективу понимания тенденций и векторов динамики культуры общества в целом, а соответственно, способствует социальному прогнозированию.

Для того чтобы гармонизировать современную культуру, необходимо выявить факторы зависимости массового сознания от моделей реальности, предлагаемых экранной культурой.

Экранная культура в силу своей сущности художественным образом «искажает» реальность, «монтируя» ее в соответствии с тем или иным социальным или культурным запросом. Потребитель массовой экранной продукции воспринимает эту реальность как истинную благодаря развитым компьютерным технологиям, которые превращают иллюзию в реальность артефакта. Все это способствовало тому, что экранная культура деформировала себя в систему координат симулякров, которой не обязательно переживание истинной реальности. Отчасти данный процесс способен иметь позитивные тенденции в силу реальности героя экрана, в которую верит зритель и с которой он соотносит собственные модели и паттерны поведения.

Средства массовой информации нередко навязывают напряжение, которое якобы вызывается угрозами культурной и социальной деградации общества и культуры. Способы переключения внимания человека от насущных проблем путем погружения в некую абстрактную реальность разрушительно действуют на его сознание. Внутренний мир человека оказывается раздвоенным из-за столкновения оценки человеком своих реальных способностей и намеренно заниженным уровнем его социальных притязаний. Данное несоответствие порождает напряжение, способное деформировать сознание потребителя продуктов экранной культуры. Это диктует необходимость выработки стройной теории, которая помогла бы экранной культуре, культуре в целом описать и проанализировать механизмы, с помощью которых в сознание современного человека проецируется образ современного героя экрана.

Экран рисует перед своим потребителем новые спектры реальности, в рамках которой действует новый герой. Таким образом, экранная культура предлагает массовому потребителю своей продукции «вписать» себя в эту реальность вне первобытных страхов и современных стрессов. Стратегия «успокоения» массового зрителя и снятия его напряжения, с одной стороны, открывает ему «иллюзию прекрасного будущего», с другой, подчиняет некоей структуре подавления «молчаливого большинства», помещает его в прокрустово ложе социокультурных приоритетов.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена противоречием между постоянно возрастающей степенью влияния современной экранной культуры на массовое сознание, в том числе, на формирование представлений общества о культурном герое, с одной стороны, и отсутствием адекватной современному уровню культурологического знания объяснительной модели, способствующей пониманию данных процессов. Дополнительную актуальность в данном аспекте приобретает исследование особенностей моделирования (конструирования) и репрезентации современного культурного героя средствами отечественной экранной культуры.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Особенностями развития современной культуры занимаются многие ученые, как отечественные, так и зарубежные, представляющие различные области научного знания, а также работающие на стыке научных направлений. Применительно к нашей работе перечислим имена исследователей тех проблем, которые мы в ней решаем. В области психологии образа культурного и народного героев можно выделить работы следующих ученых: Андреев А.А., Арнхейм Р., Берн Э., Бородецкий А.Я., Брунсвик Е., Выготский Л.С., Гельман И.А., Гибсон Дж., Зинченко В.П., Кон И.С., Крылов И.В., Лебедев А.Н., Левин К., Омельченко С.А., Петрова Е.Ю., Покровская С.В., Чалдини Р. и др.

Философские проблемы, связанные, в частности, с проблемой ценностей и их трансформацией в современной культуре посвящены работы Андреева И.Л., Арнольдова А.И., Библера В.С., Гуревича П.С., Лосева А.Ф., Ортеги-и-Гассета Х., Тоффлера Э., Туровского М.Б. и др.

О трансформации образа культурного героя в современном мире и обществе писали в работах по культурологии и социологии Агеев В.С., Алексеев В.М., Аронов А.А., Баллер Э.А., Баразгова Е.С., Богатырёва Т.Г., Борев В.Ю., Грехнев В.С., Есаков В.А., Заславская Т.И., Затуливетер Ю.С., Иноземцев В.Л., Каган М.С., Левин И.Д., Маркарян Э.С., Токарев С.А., Флиер А.Я., Фриш А.С., Щербакова А.И., Ясперс К., и др. Проблем современного культурного героя касаются также историки и этнографы (Бромлей Ю.В., Гумилев Л.Н. и др.), искусствоведы и режиссеры (Арнхейм Р., Бобринская Е.А., Вайсфельд И.В., Кириллова Н.Б., Муратов С.А., Разлогов К.Э., Ромм М.И., Усов Ю.Н., Эйзенштейн С.М. и др.). Исследованием феномена культурного героя в рамках теорий мифа занимались Барт Р., Бахтин М.М., Деррида Ж., Засурский И.И., Лотман Ю.М., Мелетинский Е.М., Топоров В.Н., Тынянов Ю.Н., Шкловский В.Б., Эко У. и др. Близкие нашему исследованию проблемы затрагиваются также в диссертационных исследованиях (Ахраменко Л.П., Костина А.В., Устин В.Б. и др.).

Однако проблема современного культурного героя и связанная с ней проблема моделирования социальных ценностей и антиценностей, разработана недостаточно, и требует привлечения накопленных за последнее время знаний в различных сферах науки, а также данных анализа отечественного и зарубежного кинематографического материала. Современный культурный герой, в связи с развитием новых форм общественного и культурного взаимодействия, должен быть описан в иной терминологии, чем это было сделано до сих пор. В связи с исследованием проблемы моделирования современного культурного героя мы поставили вопрос о харизматическом герое, сочетающем в себе качества культурного и народного героев и воплощающем как позитивные, так и деструктивные, но способствующие прогрессу культуры в целом, ценности, формирующие положительную модель современной культуры. Если раньше харизматический герой, культурный и народный герои были включены в разные парадигмы, то в современных реалиях происходит их взаимодействие, взаимовлияние и в некотором смысле даже слияние.

Библиографический список нашего исследования включает в себя более 200 источников отечественных и зарубежных.

Объект исследования – феномен культурного героя в совокупности сущностных и функциональных параметров и типологических характеристик.

Предмет исследования: особенности конструирования и репрезентации культурного героя средствами современной отечественной экранной культуры.

Цель исследования – создание целостной объяснительной модели конструирования и репрезентации культурного героя (в его различных модификациях) средствами современной отечественной экранной культуры.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

-   выявить основные теоретико-методологические подходы к интерпретации понятий «экранная культура» и «культурный герой»;

-   выявить функциональную специфику и выделить основные типы культурного героя;

-   обосновать особенности функционирования разных типов героев в современном социокультурном и информационном поле;

- охарактеризовать экранную культуру как актуальную форму социального мифотворчества;

- определить особенности функционирования культурного героя как носителя ценностей современной культуры;

- обосновать продуктивные и деструктивные тенденции в процессе моделирования культурного героя средствами современной отечественной экранной культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования: теоретическую базу исследования составили научные концепции и разработки в области первобытного мышления, мифологии и мифотворчества; аксиологические и коммуникативные концепции культуры.

Методологическую основу исследования составил междисциплинарный подход, основные положения классического эволюционизма (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Дж. Морган), функционализма (А. Радклиф-Браун, Б. Малиновский) и психологической антропологии (С. Лурье и др.). Методологически важной для настоящего исследования явилась концепция «визуального поворота» в культуре (Р. Барт и др.).

Методы исследования. Основными методами являются генетический анализ,структурно-функциональный анализ, междисциплинарная компаративистика. При характеристике культурного, народного и харизматического героев автор обращается к методу психоанализа. При помощи метода генетического анализа описывается эволюция культурного и народного героев в истории культуры. Структурно-функциональный анализ позволяет автору выявить характерные черты разных типов героев, их функции в культуре. Метод междисциплинарной компаративистики позволяет взглянуть на социальные и культурные функции народного и культурного героев в современной экранной культуре, поскольку эти герои имеют различные источники формирования: художественную литературу, общественно-политическую реальность и т. д.

Также при работе над диссертацией использовались такие научные методы, как сбор и систематизация фактического материала (системный анализ); просмотр и анализ фильмов; анализ мировой фильмографии с точки зрения эволюции представленного в них культурного героя эпохи); методы сравнения и описания применялись при работе с художественными фильмами, как отечественными, так и зарубежными.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- уточнено содержание понятий «культурный герой» и «экранная культура» в связи с бурным развитием цифровых технологий, сообщающих культурному герою дополнительные характеристики;

- обосновано, что функционирование современного культурного героя, в отличие от народного героя (как константы этнической картины мира), носит конкретно исторический, социально обусловленный характер и является плодом фантазии автора; выделены следующие виды героя в современной экранной культуре: собственно культурный, народный, харизматический герой и трикстер;

- обозначены векторы функциональной динамики культурного, народного и харизматического героев, доказано, что они могут обмениваться своими функциями (при отсутствии пассионарности харизматический герой становится культурным героем) или приобретать общие черты (народный и харизматический герои могут производить впечатление народного лидера);

- доказано, что экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества открывает новые перспективы манипулирования потребителем экранной продукции. Экранная культура создает мифы с целью деформации социокультурной реальности соответственно определенному заказу;

- выявлены особенности функционирования культурного героя как носителя ценностей современной культуры, суть которых состоит в преобразовании основных современных ценностных постулатов культуры посредством экранных образов. Это способствует превращению экранной культуры во вторичную моделирующую систему, влияющую на все области деятельности человека;

- обоснованы продуктивные и деструктивные тенденции в процессе моделирования культурного героя средствами современной отечественной экранной культуры: продуктивный потенциал экранной культуры заключается в акцентировании ценностных оснований современной культуры. Деструктивным выступает то, что новая мифология культуры кино открывает ранее неизвестные перспективы манипулирования потребителем продукции экранной культуры и вводит зрителя в заблуждение, создавая иллюзию целостности во взаимодействии внешне противоречивых современных мифологических конструкций.

Теоретическая значимость исследования связанна в первую очередь с его научной новизной и состоит в исследовании функционирования современного героя отечественной экранной культуры как одного из факторов повышения уровня российской культуры. Данное исследование открывает перспективу для исследований проблемы ценностей отечественной культуры на современном этапе развития и создания модели позитивного экранного героя (харизматического героя), а также построения общества на базовых принципах, вводимых при помощи образа такого героя; для научных обобщений в области онтологии, аксиологии и гносеологии. Теоретическая значимость диссертационной работы также состоит в прояснении перспектив исследования отечественного культурного героя на стыке различных областей науки: философии, филологии, антропологии, культурологии, этнологии и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы кинорежиссерами, людьми творческих профессий, философами, культурологами, социологами и психологами в своей культуротворческой и культуроведческой деятельности. Выводы и основные положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов лекций по аксиологической, культурологической проблематике, социологии, психологии творчества, социальной психологии, футурологическим дисциплинам, киноведению. Основные мысли данной диссертации могут быть полезны кинорежиссерам, продюсерам, работникам кинопроката.

Важным практическим вкладом данной диссертационной работы можно считать развитие тезиса В.А. Есакова об обоснованности формирования государственной культурной политики и стратегии государственного управления культурой, который приводится в книге «Мегаполис и его культура». Проанализировав большое число отечественных фильмов, автор диссертации приходит к выводу о необходимости государственного контроля в сфере экранной культуры, поскольку эта сфера отвечает за создание образа современного культурного героя как творца новой мифологии.

Апробация работы. Материалы диссертации апробированы автором в ходе выступлений на заседаниях дискуссионного клуба ВГИК, где с участием ведущих ученых обсуждаются актуальные вопросы развития экранной культуры и их отражения в современных гуманитарных исследованиях. Основные тезисы диссертационного исследования были представлены автором на научных конференциях, посвященных проблемам современной экранной культуры. Основные идеи диссертации опубликованы автором в ряде научных статей, в том числе входящих в перечень ВАК.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное проблеме моделирования и репрезентации культурного героя в современной отечественной экранной культуре, соответствует п. 1.12 «Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре», п. 1.13 «Факторы развития культуры», п. 1.14 «Возникновение и развитие современных феноменов культуры», п. 1.17 «Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство)», п. 1.21 «Традиционная, массовая и элитарная культура», п. 1.23 «Личность и культура» паспорта специальности 24.00.01 – «Теория и история культуры» (культурология).

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ основных теоретико-методологических подходов к интерпретации понятий «экранная культура» и «культурный герой» показал, что смысловое пространство этих понятий претерпело существенные трансформации в связи с бурным развитием цифровых технологий и коренным изменением технических аудиовизуальных возможностей современной экранной культуры. Оставаясь константой мифологической картины мира, современный культурный герой приобретает качественно иные характеристики, которых у него не было в контексте традиционных научных подходов (мифологического, фольклорного, психологического, социологического). В связи с этим актуальным становится исследование новых возможностей и характеристик культурного героя, позволяющих выявить и охарактеризовать основные изменения, которые произошли в традиционной системе ценностей под влиянием новаций, характеризующих современную экранную культуру.

Актуализация проблематики современного культурного героя акцентирует внимание на проблемах ценностного основания культуры, социального и культурного порядка, а также национальной идентичности, персонифицированным воплощением которых оказывается тот или иной тип культурного героя. Культура кино и образ героя находятся в ситуации взаимной обусловленности, определяя этический и эстетический уровень не только экранной культуры, но и российского общества в целом.

2. Функционирование современного культурного героя носит конкретно исторический, социально обусловленный характер, поскольку этот герой, в отличие от народного героя (как выразителя этнической картины мира), оказывается плодом фантазии автора, несвободного от неразрешимых внутренних противоречий человека ХХ века с его «клиповым» сознанием. Деформированное («клиповое») сознание автора приводит к деформациям в развитии общества, которое порождает деформации в образе культурного и народного героев и их системе идей, что способствует преобразованию культурного героя то в героя харизматического (отличительной чертой которого является пассионарность), то в трикстера. При этом мы выявили следующую тенденцию: харизматический герой, который совмещает черты современного культурного и народного героев и даже трикстера, действуя деструктивно, способен (парадоксальным образом) выполнять культуротворческую функцию. В результате исследования мы пришли к выводу, что есть основания для дифференциации следующих типов героя в современной экранной культуре: собственно культурный, народный, харизматический герой и трикстер.

3. Функциональная динамика культурного, народного и харизматического героев в социокультурном и информационном поле обнаруживается в том, что харизматический герой, когда он не проявляет своей пассионарности, иногда может превращаться в культурного героя. При позитивном отношении к пассионарности как социальному явлению, народный герой постепенно превращается в синоним харизматического героя. У народного и харизматического героев выявляются общие черты: они производят впечатление народного лидера, который всегда говорит только правду, даже если на самом деле это не так. В нашей стране культурный и народный герои оказываются своего рода индикатором, открывающим весь спектр назревших задач и противоречий общества и культуры.

4. Новая мифология экранной культуры открывает новые перспективы манипулирования потребителем экранной продукции, которое происходит с помощью утверждения моделей поведения культурных героев. Экранная культура создает мифы с целью деформации социокультурной реальности соответственно определенному заказу, реализация которого возможна в области социологии, истории, политики, религии, искусства, этики. Современному культурному и народному герою свойственно некое культивирование хаоса как отсутствия структуры ценностей, которое, с одной стороны, открывает свободу развития личностных горизонтов, но с другой, тормозит развитие человека, который вне причастности к культурным ценностям может превратиться в асоциальный элемент.

5. Воплощая на экране идеи и поступки культурного и народного героев, экранная культура превращается во вторичную моделирующую систему, которая оказывает влияние на все области деятельности человека. Преобразование основных современных ценностных постулатов культуры посредством экранных образов приводит к размытости всей структуры ценностей и к экспериментированию с традицией на уровне поступков, мотивов, смысло- и целеполагания, ценностной ориентации. В конечном итоге, это способствует рождению новых мифов и концепций мироустройства, метафор и символов, новых культурных ценностей и новых культурных героев.

6. Продуктивный потенциал экранной культуры в формировании образа культурного героя заключается в следующем: современный культурный герой, в котором сочетаются черты харизматического героя (с его пассионарностью), народного героя и мифологического культурного героя, способен к развитию и прогрессу, что, в свою очередь, работает на нивелирование деструктивных ресурсов экранной культуры и делает их продуктивными. Актуализация проблематики современного культурного героя акцентирует внимание на ценностных аспектах культуры, на сохранении социального и культурного порядка, а также национальной идентичности, персонифицированным воплощением которых оказывается тот или иной тип культурного героя.

Деструктивный потенциал экранной культуры заключается в том, что новая мифология культуры кино открывает ранее неизвестные перспективы манипулирования потребителем продукции экранной культуры при помощи утверждения моделей поведения культурного героя. Внимание массового зрителя переключается с глубинных проблем социума и культуры на бытовые ситуации. Взаимодействие внешне противоречивых современных мифологических конструкций, которые не сталкиваются друг с другом и не отрицают друг друга, создает иллюзию целостности, при которой человек доверяет им всем, не осознавая их противоречивости.

Структура диссертации. Диссертационное исследование включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, формулируются объект и предмет исследования, освещается степень разработанности проблемы, даётся характеристика теоретико-методологической основы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, определяется научная новизна и значимость исследования, формулируется практическая значимость полученных результатов.

В первой главе диссертации « Теоретико-методологические основы исследования культурного героя и экранной культуры» раскрывается смысловое пространство понятий «культурный герой» и «экранная культура»; анализируются функции культурного героя и его типологические модификации, а также особенности функционирования в социокультурном пространстве и информационном поле.

Первая глава состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Смысловое пространство понятий «культурный герой» и «экранная культура» предложена авторская интерпретация основных понятий диссертационного исследования.

Прежде всего, с опорой на концепцию К.Э. Разлогова, раскрывается эвристический потенциал понятия «экранная культура», его соотношение с понятием «киноискусство». Исследование, проведенное в данном разделе диссертации, позволяет утверждать, что понятие «экранная культура», зародившееся в конце ХХ в., впервые появляется для обозначения культуры, творимой в киберпространстве (это понятие считается синонимичным понятию «экранная культура»). Под экранной культурой в широком смысле подразумевается целостность аудиовизуальной коммуникации, которая реализует себя на экране. В узком смысле, экранная культура связана с киноискусством, со специфическими особенностями кинематографа в отличие от других продуктов экранной продукции.

Реализация цели и задач исследования потребовали обращения к феномену культурного героя с позиций междисциплинарной компаративистики, что позволило выделить две его основополагающие характеристики: как константы мифологической картины мира и как социального конструкта. Раскрыта сущность основных подходов к определению места и функциям культурного героя в обществе: психоаналитический (З. Фрейд, К. Юнг и др.), культуро-центрированный (К. Клакхон, М. Джимбутас и др.), этнологический (Дж. Уайтинг, И. Чайлд и др.), когнитивно-психологический, сформировавшийся в рамках антропологии (Л. Фестингер, Дж. Келли, Э. Аронсон и др.) и психологической антропологии (Р. Ле Вин, Дж. Хонигман, Л. Выгодский, А. Леонтьев и др.). Актуальной показалась нам концепция Н. Макиавелли, который провозгласил безусловную победу героя над миром безликих, по его мнению, личностей (над чернью). Герои, о которых писал Н. Макиавелли, широко проявили себя на протяжении ХХ века. Они вполне удачно вписались в развитие рыночной экономики и порожденную ею «мозаичную культуру», подробно проанализированную постмодернистами. Было бы ошибкой полагать, что манипулятивные технологии стали порождением капиталистического строя, они были распространены и ранее, однако не получили такого откровенного характера декларирования не вполне честных и чистых намерений героя своего времени.

В конце CC в. стали открыто создаваться специальные лаборатории (например, лаборатория И.М. Сеченова и И.Р. Тарханова), проводились эксперименты (М. Селигмана и С. Майера, С. Милгрэма, Г. Лебона и др.), посвященные апробациям технологий воздействия народного героя на толпу, опираясь на исследования известных ученых (Г. Лебон, К. Грауманн, С. Московичи, В. Бехтерев и др.). Анализ данных материалов также оказывается в поле внимания автора диссертации.

В результате автор приходит к выводу, что особенностью функционирования современного культурного героя является то, что над ним властвует цивилизация со всеми свойственными ей благами и тенденциями. Мифологическое мироощущение культурного героя современности приобретает драматический или саркастический характер; его поведение не всегда культурно, отнюдь не благородно, довольно корыстно, неизящно и часто нечестно. Рефлексия культурного героя ХХ века ищет философских обоснований собственному разрушенному мироощущению; темой культурного героя современности становится абсурд существования в мире и потеря ценностных ориентаций.

Исследование современного культурного героя имеет большое значение для осознания современных процессов, происходящих в культуре, а также их дальнейшего прогнозирования. Тенденция к мифологизации массового сознания требует анализа особенностей культурного героя как новой архетипической модели, с помощью которой становится возможным как анализ современности, так и ее прогнозирование.

Второй параграф «Функциональная специфика и типологические модификации культурного героя» посвящен анализу функций и типологических модификаций современного культурного героя. В связи с этим рассмотрены концепции М. М. Бахтина, П. Радин о трикстере и А. Кардинера о психологических защитных механизмах культурного героя. Также мы опирались на теорию Р. Шведера, в которой культура и личность представляют собой две стороны одной медали. В итоге мы пришли к мысли о необходимости изучения взаимозависимости и взаимодополняемости культурного героя и культуры, их обусловленности социальным и историческим контекстом. При такой постановке вопроса важную роль играет система культурных ценностей и приоритетов, которая и определяет сценарий жизни культурного героя. Существенно новым этапом становления культурного героя оказывается принятие и распространение христианства, что наделяет его религиозной спецификой, а также обуславливает целеполагание и направленность его поступков.

Третий параграф «Функциональная динамика культурного, народного и харизматического героев в социально-культурном и информационном поле» посвящен сопоставлению ролей культурного и народного героев в современном информационном поле. Современное информационное поле представляется как сложное и многообразное, чреватое различными опасностями (например, в рамках этого поля неискушенного молодого человека могут подстерегать такие явления современной культуры, как аудионаркотики, компьютерная зависимость и т. п., о чем пишет в своих статьях современный философ И.Л. Андреев). Так, И. Л. Андреев в соавторстве с психологом Л. Н. Назаровой и В.А. Есаковым доказал, что в случае увлечения компьютерными играми яркие и динамичные зрительные образы в сочетании с резкими звуками бьют по глазам и барабанным перепонкам, «выбивая» из «архитектуры» сознания «автобиографическое «Я» личности. Тема этой статьи, лежащая на пересечении философии и медицины, может быть интересна и перспективна также и в сфере исследования культурного героя современной экранной культуры, она очень тесно соприкасается с проблемой нашего диссертационного исследования. По аналогии с аудионаркотиками, можно было бы говорить о клипах как о кинонаркотиках, которые не менее интенсивно и беспощадно разрушают сознание современной молодежи. И даже во многом современный антигерой экранного искусства может называться клиповым героем. Прежде всего, И.Л. Андреев наталкивает нас в своей статье на мысль о том, что современный зритель, потребитель продукции экранной культуры со всеми ее культурными, народными и харизматическими героями, изменился. И главное, что в нем изменилось, по справедливому замечанию И.Л. Андреева, было сознание. А именно – сознание современного зрителя (молодого человека в возрасте, если считать от начала 1990-х годов, от 3-4 до 15-25 лет) стало клиповым. Для клипового сознания, по свидетельству исследователя, характерно разорванное, обрывочное, картинно-яркое мышление, внедряемое Интернетом и приводящее к цифровому «расколу» внутри человеческого сознания. Пагубная привычка к мелькающим, практически неуловимым клиповым картинкам приводит к неспособности юного, еще неокрепшего, беззащитного мозга сложить целостную картинку из разрозненных фрагментов. Эта привычка приводит к тому, что молодой человек не может сосредоточиться на постижении целого и вообще не может воспринимать серьезные фильмы, книги, музыку, где нет мелькающих кадров, а идет линейное, последовательное изложение определенной авторской точки зрения, концепции.

Тенденции современной культуры, порождающие новых героев экранной культуры, начали проявляться с середины прошлого века, когда стало постепенно зарождаться новое медиапространство, поддерживаемое быстрым развитием технических средств. В конце ХХ в. утвердилось новое медиапространство, а вместе с ним и новый, универсальный, язык кино, благодаря чему новое медиапространство оказалось доступным и понятным всем пользователям сети Интернет. Виртуальная реальность начала воспитывать своего нового потребителя, и при этом уровень культурной подготовленности его неизбежно снижался.

Большинство произведений экранной культуры показывает проблемы современного народного героя, который является перед зрителями как нереализованный, не вписавшийся в социальный контекст, не умеющий воплотить свои способности и таланты (например, герой фильма «Между здесь и там» (2014) режиссера А. Ханютина).

Модным народным героем оказывается завуалированный герой русских народных сказок, у которого все «по щучьему веленью», который убогий и странный, не очень умный, но иногда везучий (картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014) режиссера А. Кончаловского).

Начиная с середины девяностых годов рождается новый модный народный герой, поведение которого носит ярко выраженный асоциальный характер: это либо сильно пьющий художник, либо невостребованный поэт, употребляющий наркотики и незаслуженно забытый современниками, либо актер, который деликвентен (фильм «Брат» (1997) режиссера А. Балабанова).

Около двадцати процентов народных героев экранных полотен действительно являются героями в высоком смысле этого слова, людьми, которые внесли свой позитивный вклад в развитие культуры и общества, к их числу относятся ученые-изобретатели, музыканты, государственные деятели, чей вклад в развитие истории оказался неоценимым («Юрий Арабов. Механика судьбы» (2007), режиссер А. Коган. «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» (2007), режиссер О. Кавалов).

Плавно растет число фильмов о священниках, мучениках, лицах, которые внесли свой вклад в духовное развитие страны («Остров» (2005), режиссер П. Лунгин).

Негативно настроенный по отношению к социуму и культуре герой (например, фильм «Левиафан» А. Звягинцева) становится все более и более популярным с начала девяностых годов.

Тенденция ухода от социальных и культурных проблем современности являет себя в образе народного героя, который живет на экране вплоть до конца девяностых годов, впоследствии плавно растет число экранных полотен, на которых оказываются запечатленными активные в социальном и культурном плане герои («Дух в движении» (2015), режиссер С. Гевейлер).

С начала девяностых годов также появляется тенденция к придумыванию героя, которые интерпретируется как реальный, однако на самом деле оказывается плодом фантазии режиссера, которому окружающая его социальная и культурная действительность оказывается менее интересной, чем собственный вымысел («Тяжелый случай» (2015), режиссер П. Фаттахутдинов).

В нашей стране культурный и народный герои оказываются своего рода лакмусовой бумажкой, которая открывает весь спектр назревших задач и противоречий общества и культуры. Поэтому исследование особенностей функционирования современных культурного и народного героев представляет собой одну из важнейших задач современной культурологии.

В отношении пассионарности и харизматичности культурного и народного героев вырисовывается оппозиция «культурный герой» и «антигерой». Под антигероем следует понимать трикстера, разрушителя культуры. Когда мы говорим о том, что функции трикстера способны играть положительную роль в образе культурного героя, не нужно забывать, что «антигерой» в чистом виде несет лишь разрушение, выполняет в культуре деструктивную функцию. Поэтому здесь очень важна грань между функциями, которые сочетает в себе современный культурный герой.

Вторая глава «Отечественная экранная культура как сфера моделирования и репрезентации современного культурного героя» состоит также из трех параграфов.

Первый параграф «Экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества и моделирование экранного культурного героя» посвящен рассмотрению проблем современной экранной культуры. Выявляются роли в ней культурного и народного героев в аспекте социального мифотворчества. Возникает противоречие между уровнем предвосхищений потенциальных возможностей экранной культуры и уровнем ее современных притязаний, человек чувствует себя беспомощным в виду развития технических средств, которые рисуют ему перспективу безграничных возможностей.

При анализе отечественных и зарубежных фильмов, в которых присутствует творение социального мифа, прежде всего, актуальной оказывается тема предощущения конца цивилизации и культуры. Также имеет место мифологизация сознания человека современной культуры.

Попытки отечественной экранной культуры занять устойчивое положение на международном кинорынке нередко осложняется невысоким профессиональным уровнем и отсутствием единой ценностной базы. Согласно свидетельству современных исследователей данных процессов, рыночная ориентация кинокультуры определяет ее культурную модель, что оказывает существенное влияние на схемы поведения народных и культурных героев, запечатленных на экране.

Второй параграф «Функционирование культурного героя как выразителя ценностей современной культуры» посвящен анализу образа современного культурного героя как создателя и выразителя современной системы ценностей. В современной экранной культуре наглядно проявляется разрушение универсальной картины мира, в контексте которого разрушаются и вечные ценности бытия, современный культурный герой открывает негативные стороны нивелирования коллективной идентичности, а ценности утрачивают свою актуальность. Ведущим способом познания мира для него становится иррационализм, а логоцентризм утрачивает свою актуальность, одновременно с этим происходит разрушение объединяющих ценностные структуры мифологем. Новый культурный герой транслирует миру фрагментарность мировосприятия, разрушение вечных ценностей. Открытость структуры ценности глобализационным процессам приводит к неизбежной дискредитации видимого мира как реального, гармоничного и единственно разумного во вселенной.

Современные культурный, народный и харизматический герои культивируют хаос, отсутствие какой-либо системы ценностей, которое открывают свободу развития личностных горизонтов, но, с другой стороны, тормозит развитие человека, угрожая воспитать из него асоциальный элемент. В этом последнем видится потенциальная опасность, которая может быть преодолена при условии сохранения вечных ценностей бытия, стремлении современного человека сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, чистоту и гармонию.

Третий параграф «Диалектика продуктивного и деструктивного в моделировании современного культурного героя средствами современной отечественной экранной культуры» посвящен анализу соотношения деструктивного и конструктивного начал в моделировании культурного героя средствами современной отечественной экранной культуры. В моделировании позитивного культурного героя помогает образ харизматического героя, гибкого, сочетающего в себе возможности как продуктивного, так и деструктивного характера. Произведения экранной культуры, которые имеют в своей основе тот или иной мифологический сюжет, вызывают сильную эмоциональную реакцию у зрителя, поскольку включают в себя переживание, катарсис. Перенесение на область экранной культуры исследований в области мифологии открывает перспективу нового научного подхода к изучению проблематики культурного, народного и харизматического героев.

ВЗаключении подводятся итоги исследовательской работы.

 

Основные положения диссертации отражены в Следующих публикацияХ:


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!