На втором этапе (1960–1975) деколонизация развернулась преимущественно в Африке.



В феврале 1960 г. на Генеральной Ассамблее ООН была принята Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В 1960 г. 17 стран Центральной и Западной Африки получили государственный суверенитет, среди них Конго, Нигерия, Камерун, Сенегал, Чад и другие. Поэтому 1960 год стали называть «годом Африки» .

В 1960-е гг. процесс деколонизации продолжился. Он имел не только мирные формы, но и вылился в вооружённое противостояние. Особенно болезненной была освободительная борьба в главной французской колонии Алжире, которая, начавшись в 1954 г., приняла форму кровопролитной гражданской войны. Франция признала независимость Алжира в 1962 г. Последней западноевропейской страной, лишившейся колоний, стала Португалия после свержения в ней правого авторитарного режима: в 1975 г. бывшие португальские колонии Ангола и Мозамбик стали независимыми.

Третьим, завершающим этапом (1975–1990-е), положившим конец эре колониализма, стало падение режима апартеида в Южно-Африканской Республике (ЮАР) и правления белого меньшинства в Южной Родезии.

Режим Я. Смита в Южной Родезии существовал 15 лет при поддержке ЮАР и не был признан мировым сообществом. Под давлением партизанского движения европейцы по происхождению в 1980 г. уступили власть представителям коренного населения, победившим на выборах и провозгласившим республику Зимбабве.

Апартеид — система расовой дискриминации цветного населения в ЮАР, проводившаяся на протяжении почти всего XX в.
В ЮАР режим расовой сегрегации просуществовал до середины 1980-х гг. несмотря на сопротивление местного африканского населения. В 1989 г. президент ЮАР Фредерик де Клерк (р. 1936) начал переговоры с оппозицией — Африканским национальным конгрессом (АНК). В 1990 г. из тюрьмы после 27-летнего заключения вышел лидер АНК Нельсон Мандела (1918–2013). В 1994 г. он победил на выборах и стал президентом страны.

В 1990 г. стала независимой Намибия, в прошлом германская колония, превратившаяся после Первой мировой войны в протекторат ЮАР.

В 1997 г. под юрисдикцию Китая вернулся Гонконг, который 99 лет был британской колонией. В 1999 г. остров Макао (Аомынь), завоёванный Португалией ещё в 1557 г., вновь стал китайским. Эпоха колониализма завершилась.

 

 

Страны «третьего мира»: выбор пути развития

В результате процесса деколонизации появилась страны, которые стали называть «третий мир», или развивающиеся страны.

 Эта группа государств была очень разнообразна по уровню социально-экономического развития, особенностям политического строя, религиозным и культурным традициям. Общим для новых государств было колониальное прошлое, последствия которого долго сказывались в их развитии.

После обретения независимости перед странами Азии и Африки возник вопрос о выборе пути дальнейшего развития. Общественно-политическая обстановка «холодной войны» делала наиболее вероятным выбор либо капиталистического, либо социалистического пути развития.
Более 20 стран Азии и Африки сделали выбор в пользу социалистической ориентации. Привлекательность этого варианта развития в послевоенные годы во многом была связана с ролью СССР в разгроме фашистской Германии и её союзников. Советский Союз продемонстрировал возможность в короткий срок совершить индустриализацию и превратиться в мировую державу. Ориентация на СССР и социалистические страны давала странам Востока возможность ослабить свои связи со старыми империями, стать действительно независимыми от прежних метрополий. Симпатии многих афро-азиатских стран к советской модели развития, тем более в сталинском варианте, были связаны с её близостью к восточным традициям сильного государства-собственника, авторитаризма и деспотии, командно-административной системы управления и распределения. Политической элите стран, провозгласивших социалистический выбор, привычнее и проще было «во имя светлого будущего» установить жёсткую диктатуру, ликвидировать частную собственность, сосредоточить в руках государства весь экономический механизм, чем формировать свободный рынок с конкуренцией частных собственников, развивать либеральную демократию.

Выбор пути развития во многом был связан с религиозно-цивилизационным фундаментом восточных стран. Так, наиболее восприимчивыми к коммунистическим идеям оказались страны китайско-конфуцианской цивилизации. Идеи равенства и справедливости, поиска социальной гармонии, ориентира на авторитет лидера-мудреца, характерные для конфуцианства и даосизма, сыграли огромную роль в распространении коммунистического движения в Восточной Азии ещё в первой половине XX в. Традиционная мощь китайского государства также была в пользу социалистического выбора. Не случайно именно Китай, Северная Корея и Вьетнам уже в первые послевоенное годы встали на путь строительства социализма и стали единственными странами, где эта модель смогла утвердиться надолго. Социалистического пути развития придерживались Камбоджа и Лаос, находившиеся под влиянием Китая и Вьетнама. Советская модель развития стала образцом и для Монголии в послевоенный период вплоть до распада СССР.

В 1960-е гг. курс социалистической ориентации избрали Гана, Гвинея, Мали, Египет, Сомали, Танзания, Алжир и Бирма.

В 1970–1980-е гг. этого курса придерживались Ангола, Мозамбик, Бенин, Конго, Эфиопия, Ирак, Сирия.

КПСС заявила о том, что бывшие колонии, став независимыми, могут преодолеть отсталость, миновать капитализм, построить справедливое социалистическое общество с помощью социалистических стран. СССР оказывал всяческую экономическую, политическую, военную помощь государствам, объявившим о социалистическом выборе. Эта помощь имела временный эффект для развития экономики, но подобная практика вела к негативным последствиям в исторической перспективе. Она способствовала отрыву этих стран от мирового хозяйства, в конечном счёте закрепляла отсталость независимых государств. Военная помощь со стороны СССР укрепляла военные режимы, зачастую ещё больше обостряя внутриполитическую обстановку.

Социалистическая модель развития оказалась экономически несостоятельной. Коллективные формы земледелия при примитивной технике обработки земли вели к падению производительности труда. Национализация предприятий, прежде принадлежавших колонизаторам, и передача управления ими чиновникам приводили к запустению прежде процветающих производств. Упадок экономики, кризис сельского хозяйства, голод стали результатом следования коммунистическим идеям.

Уже в 1960–1970-е гг. обнаружился кризис левого пути развития. Отказ от строительства социализма произошёл в Алжире, Египте, Ираке, Сирии, Бирме. После распада СССР и прекращения оказания помощи многие развивающиеся страны оказались в затруднительном положении. Постепенно они отказались от социалистической ориентации и стали развивать рыночную экономику. Социалистическая альтернатива оказалась неперспективной и безжизненной.

Большая часть развивающихся стран шла по пути капиталистической модернизации. Это было обусловлено наследием колониализма, который не только принёс страдания зависимым народам в эпоху своего господства, но и распространил в той или иной степени западные ценности в странах Азии и Африки. Среди этих ценностей были не только рынок, частная инициатива, индивидуализм собственника, но и идеи демократии, политического плюрализма, многопартийности, разделения властей. За годы колониального господства европейцы сформировали образованную политическую элиту, ставшую теперь во главе независимых государств. Ярким примером такого пути может служить Индия. Цивилизационные особенности этой страны, связанные с незначительной ролью государства, терпимостью к плюрализму мнений, а также длительный период взаимодействия англичан и индийцев, привёл к довольно органичному восприятию индийцами ценностей западной демократии и капиталистических отношений.

Страны, выбравшие капиталистический путь развития, уделяли большое внимание развитию частного предпринимательства, укреплению торговых отношений с западными странами. Многие из этих государств уже имели определённые результаты в развитии индустрии, опирались на национальную буржуазию. Так было, например, в Индии, где экономика состояла из капиталистического сектора, представленного индийскими фирмами, и традиционных сельского хозяйства, ремесла, торговли. Экономический курс правительств в таких государствах содержал протекционистскую политику, стимулирование инвестиций в перспективные отрасли экономики. В таких странах экономика становилась многоукладной, промышленные гиганты могли соседствовать с натуральным хозяйством, научные достижения и технологии с неграмотным населением.

Однако в первые десятилетия после крушения колониальной системы капиталистический путь также не мог обеспечить освободившимся странам быстрого достижения уровня развития передовых стран мира.

Для достижения экономического процветания новым независимым странам важно было создать стабильные государственные образования. Эта проблема стояла наиболее остро для африканских стран, не имевших, в отличие от азиатских, традиций государственности. Африка южнее Сахары представляла собой в недавнем прошлом океан первобытности. К моменту обретения независимости африканское общество по-прежнему состояло из множества этнических общностей (племён), основой организации которых являлись семья и община, а общественные отношения регулировались клановыми связями. В рамках созданных независимых государств взаимоотношения многочисленных этносов строились на основе противопоставления «своих» и «чужих». На развитие политических отношений в новых африканских государствах огромное влияние стал оказывать трибализм . Приход к власти представителей одного племени неизбежно влёк за собой дискриминацию других, что становилось залогом

Трибализм — приверженность к обособленности своей этнической общности, стремление противопоставить свою этническую общность другим, предоставление привилегий выходцам из доминирующей этнической общности.
дальнейшей политической нестабильности.

 Демократические  институты с трудом приживались на африканском континенте. В большей части африканских стран господствовали военные и авторитарные режимы. Но узурпация власти диктатором или сильным президентом обычно вновь приводила к нарастающей нестабильности. За 1952–2000 гг. в 33 африканских странах произошло в общей сложности 85 государственных переворотов.

Политическая неустойчивость была характерна для африканских стран независимо от выбранного пути развития. Абстрактные социалистические лозунги, воинствующий антиколониализм и антиимпериализм, которые использовали в борьбе за власть лидеры стран социалистической ориентации, по сути скрывали отстаивание этнических интересов. Ориентирующийся на радикальные преобразования Патрис Лумумба (1925–1961), а после его убийства Жозеф Мобуту (1930–1997) своей политикой привели население Конго к нищете, уходу иностранного капитала, череде военных переворотов.

Ни парламентская демократия, ни социалистические принципы в Африке не прижились. Только в 1990-е гг. здесь начали процессы реальной демократизации.

Черепа жертв «красных кхемеров», найденные на полях смерти. Музей геноцида в Туол Сленг, Камбоджа. Фотография Куаделла  
Премьер-министр Конго Патрис Лумумба в 1960 г.  
             

В экономике после обретения независимости многие африканские страны имели хорошие исходные позиции благодаря созданным колонизаторами инфраструктуре, предприятиям обрабатывающей промышленности, накопленным валютным резервам. Очевидную экономическую отсталость стран Африки объясняли их колониальной зависимостью. Быстрые темпы развития мировой экономики в 1950-е гг. вселяли надежду на блестящее будущее африканских народов после обретения независимости. Однако политическая нестабильность, нарушение прежних экономических связей, закрытие границ привели к истощению полей, вырубке лесов, заброшенным предприятиям, разрушенным дорогам, сбоям в электроснабжении. Упадку способствовал социализм: он привел многие страны к экономической разрухе и гражданской войне, чем полностью себя дискредитировал. Лишь немногие африканские страны — Ботсвана, Камерун, Габон, Кения и др. — сумели после получения независимости повысить уровень жизни, но они являются исключением.

Развитие стран Азии и Северной Африки, имевших более высокий исходный уровень развития цивилизации, стабильные политические, социально-экономические структуры, на фоне африканского мира выглядело намного успешнее. Тем не менее история этих стран в постколониальный период также полна драматизма военных конфликтов и гражданских войн, экономических трудностей и социальных противоречий. Ставшие на социалистический путь развития Северная Корея и Северный Вьетнам пережили трагедию тяжелейших войн с соотечественниками с целью воссоединения территорий своих стран. Социалистические эксперименты привели Камбоджу (тогда называлась Кампучией) в 1975–1979 гг. к кровавому режиму «красных кхмеров» во главе с Пол Потом (1925–1998), поставивших задачу коммунизации общества путём уничтожения городов, интеллигенции, чиновничества, искоренения образования, медицины, религии. В результате развернувшегося в Камбодже геноцида погибло по разным данным от 1 до 3 млн человек.

К концу 1970-х гг. многие из стран, использовавших советский и китайский опыт строительства социализма, стали испытывать трудности. Не лучшим образом обстояли дела и у тех, кто развивался по капиталистическому пути. В некоторых странах утвердились диктаторские режимы, имели место злоупотребления властью.

Итогами развития восточных стран в русле предложенных европейской традицией двух путей развития — капитализма и социализма — уже в 1970-е гг. были не удовлетворены многие общественно-политические силы. Поэтому среди них появились те, кто предпочёл собственный путь развития, опиравшийся на вековые традиции.

Исламизм — политическая и социальная идеология, которая призывает распространить исламские законы и традиции на всё общество, перестроить его на основе ислама.
Ярким примером подобного выбора стал Иран, в котором после антимонархической революции 1979 г. было создано исламское государство. Исламизм, появившийся в период между мировыми войнами, в послевоенный период потерял на время свою привлекательность. Кризис социалистической идеологии в 1970-е гг. придал новую силу исламистам. После победы в Иране они попытались расширить территории распространения своих идей, что привело к ирано-иракской войне 1980–1988 гг. Вывод советских войск из Афганистана в 1989 г. усилил позиции исламистов. Их идеи стали популярны во многих арабских странах — Саудовской Аравии, Египте, Алжире и др. Исламисты выступали с программой, альтернативной и западной, и советской моделям развития.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!