Прославились благодаря созданию



ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ.

Нидерланды — историческая область, занимающая часть обширной низменности на североевропейском побережье от Финского залива до пролива Ла-Манш. В настоящее время на этой территории находятся государства Нидерланды (Голландия), Бельгия и Люксембург.
После распада Римской империи Нидерланды превратились в пестрое скопление больших и малых полунезависимых государств. Наиболее значительными среди них стали герцогство Брабант, графства Фландрия и Голландия, Утрехтское епископство. На севере страны население было в основном германское — фризы и голландцы, на юге преобладали потомки галлов и римлян — фламандцы и валлоны.
Самозабвенно трудились нидерландцы с их особенным талантом «без скуки делать самые скучные вещи», как выразился французский историк Ипполит Тэн об этих людях, безраздельно преданных повседневности. Возвышенной поэзии они не знали, но тем трепетнее чтили вещи самые простые: чистое уютное жилище, теплый очаг, скромную, но вкусную еду. Нидерландец привык смотреть на мир, как на огромный дом, в котором он призван поддерживать порядок и комфорт.

 

Эразм Роттердамский – известный европейский философ, ученый и гуманист Северного Возрождения.

Любопытные пословицы     от Эразма Роттердамского

В 1500 году нидерландский философ опубликовал частично собранные им у народа, частично переведенные с латыни поговорки. Некоторые поговорки точь в точь совпадают с аналогичными у нашего народа, а часть - очень близки по значению, только менее (ибо более образны). Хочу в качестве примера привести парочку подобных выражений. Сначала нидерландская поговорка. затем, через дефис - толкование или наш вариант.
Итак.
С ним не повернёшь вертела - "с ним каши не сваришь"
Дуть в ухо - Разносить слухи
Что толку от красивой тарелки, если на неё нечего положить? - Красота не самоценна
Носить воздух в корзинах - Тратить время попусту
Бросать розы перед свиньями - "Метать бисер перед свиньями"

Разлитую кашу не собрать обратно - "разбитый горшок не склеить"
Мотыга без ручки - нечто совершенно бесполезное
Держать угря за хвост - "держать удачу за хвост"
Плыть по ветру — легко - не составит особого труда достичь цели в благоприятных обстоятельствах
Треснутая стена скоро обрушится - всё быстро отказывает без должного ухода
Висит, как нужник над ямой - Очевидный случай
Свалиться с быка на осла - Настали чёрные дни
Зерна меньше — свинья толще - Прибыль одного оборачивается потерями другого
Два дурака под одним капюшоном - Глупость любит общество
Дуракам идёт карта - Глупость может превозмочь ум

 

Основные черты искусства Возрождения Нидерландов

Общим для искусства Возрождения в Италии и в странах Центральной Европы является стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. Но эти задачи решались различно из-за различия характера культур.
Для итальянских художников Ренессанса было важным обобщение и создание идеального, с точки зрения гуманизма, образа человека. Для них важную роль играла наука – художники разрабатывали теории перспективы и учения о пропорциях.
Нидерландских мастеров привлекало многообразие индивидуального облика людей и богатство природы. Они не стремятся создать обобщенный образ, а передают характерное и особенное. Художники не используют теории перспективы и другие, а передают впечатление глубины и пространства, оптические эффекты и сложность светотеневых отношений благодаря тщательному наблюдению.
Для них характерна любовь к своему краю и удивительное внимание ко всем мелочам: к родной северной природе, к особенностям быта, к деталям интерьера, костюмов, к различию материалов и фактур…
Нидерландские художники с предельной тщательностью воспроизводят мельчайшие детали и воссоздают сверкающее богатство красок. Эти новые живописные задачи могли быть решены только при помощи новой техники масляной живописи.
Открытие масляной живописи приписывается Яну ван Эйку. С середины 15 века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и в Италии. Не случайно на нидерландских алтарях, являющихся отражением целой Вселенной, можно рассмотреть все, из чего она состоит, — каждую травинку и деревце в пейзаже, архитектурные детали соборов и городских домов, стежки вышитых орнаментов на одеяниях святых, а также массу других, самых мелких, деталей.

Искусство XV столетия — золотой век нидерландской живописи.
Ярчайший ее представитель Ян Ван Эйк. Ок. 1400—1441.
Величайший мастер европейской живописи
:
открыл своим творчеством новую эпоху Раннего Возрождения в нидерландском искусстве.
Был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго.
Одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма).

Крупнейшим произведением Яна Ван Эйка стал Гентский алтарь, который он исполнил вместе со своим братом Губертом Ван Эйком .
Гентский алтарь представляет собой грандиозный многоярусный полиптих. Его высота в центральной части - 3,5 м, ширина в раскрытом виде — 5 м.
На внешней стороне алтаря (когда он закрыт) изображен повседневный цикл:
- в нижнем ряду изображены донаторы - горожанин Йодок Вейдт с супругой, молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, покровителей церкви и капеллы.
- выше расположена сцена Благовещения, причем фигуры Богоматери и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором вырисовывается городской пейзаж.


Гентский алтарь (в закрытом виде) . 1422—32.

 

 


Праздничный цикл изображен на внутренней части алтаря.
Когда алтарные створки раскрываются, на глазах у зрителя происходит поистине ошеломляющее превращение:
- размеры полиптиха увеличиваются в два раза,
- картина повседневности мгновенно сменяется зрелищем земного рая.
- исчезают тесные и сумрачные каморки, и мир словно распахивается: просторный ландшафт загорается всеми красками палитры, яркими и свежими.
Живопись праздничного цикла посвящена редкой в христианском изобразительном искусстве теме торжества преображенного мира, которое должно наступить после совершения Страшного суда, когда зло будет побеждено окончательно и на земле утвердятся правда и согласие.

В верхнем ряду:
- в центральной части алтаря, изображен Бог-Отец, сидящий на престоле,
- слева и справа от престола восседают Богоматерь и Иоанн Креститель,
- далее по обеим сторонам располагаются поющие и музицирующие ангелы,
- замыкают ряд нагие фигуры Адама и Евы.
Нижний ряд картин изображает сцену поклонения Божественному Агнцу.
- в середине луга возвышается жертвенник, на нем стоит белый Агнец, из его пронзенной груди стекает в чашу кровь
- ближе к зрителю находится колодец, из которого изливается живая вода.


Мадонна канцлера Ролена . Около 1436.


Мадонна каноника ван дер Пале . 1436.


Портрет четы Арнольфини . 1434.


Человек в красном головном уборе. 1433.

 

Братья Лимбург

- Поль, Эрман и Жеаннскен, французские живописцы-миниатюристы, родом из Северных Нидерландов.

Прославились благодаря созданию

«Великолепного Часослова герцога Беррийского».

«Великолепный часослов герцога Беррийского», является одной из самых прекрасных книг
в истории мировой культуры. Манускрипт был начат братьями Лимбургами в
период между 1409 годом по 1416 год. Сам текст, заглавные буквицы,
маргинальные декорации и позолота, скорее всего, выполнены другими
мастрерами.

 

Рождественская месса


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!