Функции художественно-выразительных средств (тропов)
- характеристика предмета или явления;
- выражение авторской позиции;
- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого
Поэтический синтаксис
Название синтаксической фигуры | Характеристика | Пример |
Риторичес кий вопрос | Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа | Снег идет густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той, Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? (Б. Л. Пастернак) |
Риторичес кое восклица ние | Синтаксический приём; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому | ...И, содрав гонорар неумеренный, Восклицал мой присяжный поверенный; "Перед вами стоит гражданин Чище снега альпийских вершин!.." (Н. А. Некрасов) |
Риторичес кое обращение | Синтаксический приём; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата | Здравствуйте, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст... (А. С. Пушкин) |
Повтор | Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений | Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности (С. И. Кирсанов) |
Градация | Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ | "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь) |
Антитеза | Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов | Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин) |
Инверсия | Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи | "Швейцара мимо он дверейскользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин) |
Плеоназм | Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста | Горьким смехом моимпосмеюся" (Н. В. Гоголь) |
Алогизм | Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении | Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов) |
Анаколуф | Стилистический приём, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах | А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть... (И. А. Крылов) |
Поэтическая фонетика
|
|
Название фонетического приёма | Характеристика | Пример |
Звукопись | Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи | Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчаспредложенье, Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ. Как жаль ее слез! Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак) |
Анафора | Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк | Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин) |
Эпифора | Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк | Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий) |
Аллитерация | Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе | "Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин) |
Ассонанс | Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки | Багровое взметнулось полымя Над рокотом аэродрома, А голуби, как будто голые, Неслись на сизом фоне грома. (Л.Н. Мартынов) |
Лексические средства выразительности
|
|
|
|
Название лексического средства | Характеристика | Пример |
Синонимы | Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению | Не часто к нам слетает вдохновенье, И краткий миг в душе оно горит; Но этот миг любимец музценит, Как мученик с землею разлученье, В друзьях обман, в любви разуверенье И яд во всем, чем сердце дорожит, Забыты им: восторженный пиит Уж прочитал свое предназначенье. (А. А. Дельвиг) |
Антонимы | Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению | Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы - большие, маленькие, многие! - скачут бешеные,и уже нервов подкашиваются ноги! (В. В. Маяковский) |
Омонимы | Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению | Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играем в шашки. (Я. Козловский) |
Неологизм | Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления | Эти сегодня стихли и оды, в аплодисментах ревомые ревмя, войдут в историю как накладные расходы на сделанное нами - двумя или тремя. (В. В. Маяковский) |
Архаизм | Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления | Зажгли костер, сложилися, За водкой двое сбегали, А прочие покудова Стаканчик изготовили, Бересты понадрав. (Н. А. Некрасов) |
Историзм | Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало | Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумныххозарам... (А. С. Пушкин) |
Фразеоло гизм | Устойчивое сочетание слов | Узнали, подняли тревогу, По форме нарядили суд, Отставку Мишке дали И приказали, Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут... А Мишенька и ухом не ведет. (И. А. Крылов) |
Афоризм | Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме | Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) |
Диалектизм | Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности. Диалектизмы: - фонетические (передают особенности произношения); - морфологические (передают особенности грамматики определенного диалекта); - лексические (служат для называния предметов или явлений людьми определенной местности); - этнографические (обозначают вещи или явления, характерные только для какого-то узкого сообщества) | – Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!" – Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо, Отец, слышишь, рубит, а я отвожу." (Н. А. Некрасов) |
Профес сионализм | Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности | ...К тебе явлюся я; увижу сей дворец, Где циркуль зодчего, палитра и резец Ученой прихоти твоей повиновались И, вдохновенные, в искусстве состязались. (А. С. Пушкин) |
Фигурные стихи
|
|
Фигурные стихи - жанр визуальной поэзии; стихи в виде какой-либо геометрической фигуры или предмета: треугольника, ромба, конуса, сердца, звезды и пр. Фигурные стихи - изобретение древнегреческих поэтов, позже в своём творчестве к ним обращались поэты различных эпох и направлений. В России фигурные стихи были популярны в поэзии Серебряного века и у поэтов-модернистов в начале 20 века.
ПИРАМИДА
Зрю
Зарю
Лучами,
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг все души приводящу,
Но что? - от солнца в ней толь милое блистанье?
Нет! - Пирамида - дел благих воспоминанье.
Г. Державин
ФОНТАН
Из пасти льва
струя не журчит и не слышно рыка.
Гиацинты цветут. Ни свистка, ни крика.
Никаких голосов. Неподвижна листва.
И чужда обстановка сия для столь грозного лика,
и нова.
Пересохли уста,
и гортань проржавела: металл не вечен.
Просто кем-нибудь наглухо кран заверчен,
хоронящийся в кущах, в конце хвоста,
и крапива опутала вентиль. Спускается вечер;
из куста
сонм теней
выбегает к фонтану, как львы из чащи.
Окружают сородича, спящего в центре чаши,
перепрыгнув барьер, начинают носиться в ней,
лижут лапы и морду вождя своего. И чем чаще,
тем темней
грозный облик. И вот
наконец он сливается с ними и резко
оживает и прыгает вниз. И все общество резво
убегает во тьму. Небосвод
прячет звезды за тучу, и мыслящий трезво
назовет
похищенье вождя
- так как первые капли блестят на скамейке -
назовет похищенье вождя приближеньем дождя.
Дождь спускает на землю косые линейки,
строя в воздухе сеть или клетку для львиной семейки
без узла и гвоздя.
Теплый
дождь
моросит.
Как и льву, им гортань не остудишь.
Ты не будешь любим и забыт не будешь.
И тебя в поздний час из земли воскресит,
если чудищем был ты, компания чудищ.
Разгласит
твой побег
дождь и снег.
И, не склонный к простуде,
все равно ты вернешься в сей мир на ночлег.
Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде.
Так в тюрьму возвращаются в ней побывавшие люди,
и голубки - в ковчег.
Й. Бродский
ПИРАМИДА-ТРЕУГОЛЬНИК
Я
еле
качая
верёвки,
в синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе
крылатый, как птица,
меж лиловых кустов !
Но в заманчивом взоре,
знаю, блещет, алея, зарница!
Я и счастлив ею без слов!
В. Брюсов
Мы -
Среди тьмы.
Глаз отдыхает.
Сумрак ночи живой.
Сердце жадно вздыхает.
Шёпот звезд долетает порой,
И лазурные чувства теснятся толпой.
Всё забылося в блеске росистом.
Поцелуем душистым
Поскорее блесни!
Снова шепни,
Как тогда:
"Да!"
Э.Мартов
ЗВЕЗДА
И
кто,
придя
в твои
запретныя,
где б не был до того никто,
найдёт безмолвныя твои.
И тайны света низведя,
в тьме безответныя
родит тебе мечты.
Тот светлый ты,
твоя звезда живая,
твой гений двойника
его смиренно призывая,
смутясь, молись издалека
А ты, а ты вечерняя звезда
тебе туда
глядеть,
где я,
я.
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!