Виктор Эжен Делакруа (1798-1863)

Искусство романтизма

Искусство романтизма формируется в полемике с классицизмом. Как идейно-художественное течение романтизм заявляет о себе в первой половине XIX в. Он возникает в первую очередь как литературное направление - здесь активность романтиков высока и успешна. Однако в изобразительных и пространственных искусствах романтизм проявил себя менее ярко и по количеству созданных произведений, и по их уровню. Живопись романтизма доходит до уровня шедевров в Германии и Франции, остальная Европа отстает. Об архитектуре романтизма и говорить не принято.

В изобразительных искусствах романтизм интересно проявил себя в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре. Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции, где шла упорная борьба с догматизмом и отвлеченным рационализмом в официальном искусстве в духе академического классицизма.

Искусство Франции первой половины XIX в. Романтизм

Классовая борьба во Франции в годы реставрации. Героизация личности, вступающей в борьбу с враждебной средой, страдания и гибель героев в борьбе за справедливость – главная тема прогрессивного романтизма.

Живопись.

Теодор Жерико (1791-1824). Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жерико (1791-1824). Он обучался у мастеров классицизма, но, сохранив от классицизма тяготение к обобщенно героизированным образам, Жерико впервые выразил в живописи чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному выражению значительных событий современности. Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады.

1) "Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку" (1812).

 

 

2) "Раненый кирасир, покидающий поля боя".

 

Герои классицизма  не испытывали и не эстетизировали уныние, растерянность, тоску. Живописные полотна художников романтизма написаны динамично, в колорите преобладает темный тон, который оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Одно из главных произведений Жерико – картина:

3) "Плот Медузы".

В ней он изображает реальные факты, но с такой силой обобщения, что современники увидели в ней не образ одного конкретного кораблекрушения, но всей Европы, находящейся в отчаянии. И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Художник показывает сложную гамму человеческих чувств - от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды. Динамика данного полотна определяется диагональю композиции, эффектной лепкой объемов, контрастных перепадов светотени.

Жерико успел проявить себя как мастер портретного жанра. Здесь он также выступает как новатор, определяя образную специфику портрета. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" и в автопортретах выражено представление о романтическом художнике как о независимом творце, яркой, эмоциональной личности. Он закладывает основы романтического портрета - впоследствии одного из самых успешных романтических жанров. К сожалению, жизнь Жерико оказалась короткой, но он положил начало славной традиции.

 

 

Виктор Эжен Делакруа (1798-1863)

С 1820-х гг. главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Первая картина, которую он выставил, изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс

1) "Ладья Данте"

Картина полна трагизма, мрачного пафоса.

2) "Резня на Хиосе"

Он откликнулся на реальные события, связанные со страданиями греков от турецкого ига. Здесь он открыто выразил свою политическую позицию, приняв в конфликте сторону греков, которым он сострадал, - тогда как французское правительство заигрывало с Турцией. Картина вызвала и политические, и искусствоведческие нападки.

В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно:

3) "Свобода, ведущая народ на баррикады" ("Свобода на баррикадах")

Над реалистически изображенными фигурами участников революционной борьбы, бедных, в основном молодых людей, воодушевленных борьбой, парит великолепная женщина. Это не просто аллегория свободы в духе классицизма, это - высокий символ революционного порыва. Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры - так она притягательна. У нее в руках знамя, лицо вдохновенно. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной.

 

Как настоящий романтик, Делакруа путешествует по экзотическим странам: Алжиру, Марокко. Из путешествия он привозит пять картин, среди которых "Львиная охота в Марокко", видимо, дань любимому Рубенсу.

 Творчество Делакруа принадлежит к вершинам живописи XIX в.

Скульптура. Франсуа Рюд.Франсуа Рюд (1784-1855).

Крупнейший скульптор Франции романтической эпохи. Рюд был сыном ремесленника — его отец держал в Дижоне ма­стерскую по изготовлению камин­ных решеток. С восьми лет маль­чик помогал отцу, постигая тайны ковки и бронзового литья, а в шест­надцатилетнем возрасте начал за­ниматься скульптурой под руко­водством директора Дижонской Академии Ф. Девожа.

Первоначальное и настоящее наз­вание барельефа — «Выступление в поход волонтеров 1792 года», но в историю мирового искусства он вошел как «Марсельеза» (пос­ле почти двадцатилетнего запре­та «Марсельеза» прозвучала вновь во Франции именно в июльские дни 1830 года). Название это срослось с рельефом, так как в нем выражен тот же ритм, тот же захватывающий порыв, кото­рый увлекал когда-то за собой революционные армии. Цент­ральные фигуры рельефа — зрелый воин, повторяющий призыв кры­латой богини, и устремленный за ним обнаженный юноша, оли­цетворяющий саму чистоту и от­вагу молодости. Их поступь твер­да и устойчива; духовный порыв богини как бы обретает в них реальную силу. Остальные четыре фигуры дополняют и замыкают группу — движение, которое на­чинает справа старый солдат, слева завершается и уравновеши­вается трубящим горнистом. Скульптор достиг подлинно музы­кального звучания линий и пла­стических масс, впечатления мно­гообразия и единства композиции, в которой богатство поз, жестов и ритмических отношений соче­тается с единым, «сквозным» ритмом. При всей классичности своего скульптурного языка Рюд непосредственно соприкасается здесь с романтиками благодаря многоплановости рельефа, разно­образию фактуры и живописной игре света и тени. В дальнейшем Рюд уже не смог ни в одном из своих произведений достичь уровня знаменитой «Мар­сельезы».


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!