III. «Война и мир» как художественное целое.
07.02.2022
10 класс литература
Тема: Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Ход урока
1. Изучить теоретический материал
Автор в романе «Война и мир» выступает в качестве повествователя и в качестве философа-историка, поэтому авторский образ выражается как скрыто, так и явно, открыто.
Образ автора в романе Толстого
В романе «Война и мир» представлена открытая авторская позиция по философским вопросам о роли личности в истории, закономерностях исторического процесса:
§ отрицание возможности научного познания законов исторического процесса;
§ объяснение исторических закономерностей сложением бесчисленного количества факторов, зависящих от характеров, воль, интересов и устремлений людей
«Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»;
§ предусмотреть закономерность исторических событий нельзя, поскольку они зависят от всех и ни от кого в отдельности
«…для того, чтобы воля Наполеона или Александра… была исполнена, необходимо совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло совершиться»;
§ роль истинной личности в истории состоит в умении уловить истину провидения и следовать в своей деятельности ей. Такова деятельность Кутузова. В противовес ей дана позиция Наполеона и Александра I.
|
|
» В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самим событием»;
Скрытая позиция автора в романе «Война и мир» дана при описании события, действий, чувств героев:
§ «Диалектика души» — излюбленный прием Толстого.
Герой таков, какие мысли и чувства вкладывает в него автор. Так, объясняя, почему Пьер, дав обещание Болконскому не ездить к Курагину, все же едет в нему, Толстой показывает логику мыслей не знающего жизни Пьера, который своими умозаключениями, оправдывает своей поступок :
» Он вспомнил, что еще раньше он дал обещание Курагину быть у него»;
§ использование сравнений для прояснения позиции героя (о Пьере —
«Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его»;
§ переживая вместе с героями те или иные события, автор обращается к нравственной оценке
«Ей постоянно казалось, что что-то неприличное делает она, говоря с ним…»;
|
|
§ в авторской позиции открыто заявлено о нравственной сущности героя (О Наташе:
«Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней»;
§ понять происходящее в душе героя помогают описания природы (небо Аустрелица, дуб в Отрадном);
§ авторская позиция проявляется в использовании приема контраста (сцена гибели польских улан на глазах Наполеона:
«Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».);
2. Записать в тетрадь
Автор предстает в романе человеком:
§ ищущим смысл жизни,
§ видящим ее многообразие,
§ понимающим, что жить — значит совершать ошибки, но в то же время сохранять стремление «быть хорошим».
Смысл названия романа
Проблемный вопрос: Какой смысл имеют слова «война» и «мир» в названии романа? (обсуждение с классом с последующей записью в тетради)
Мир – это и отсутствие войн, раздоров и вражды между людьми. Но это не только отсутствие войн. Это и жизнь, окружающая человека (живет в мире), и общее согласованное действие (всем миром), и единение людей, и – самое главное – мир «как» не просто вся связь человеческой жизни ( жизнь в миру), но и особая, внутренняя, разумная связь, целесообразный порядок».
|
|
Столь же многозначно и другое ключевое слово романа – война. «Война и мир» - ведь это все в человеческой жизни, ее и вправду универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие. Это две концепции бытия, два уровня понимания жизни представляет ли она собой столкновение исходящих лишь единичные стремления, слепой произвол случайности – словом, «войну» (вспомним размышления Пьера на станции в Торжке: разве не находятся в состоянии войны люди, интересы которых непримиримо сталкиваются, - смотритель и прибивший его офицер, торговка в порванной шубе и богатый Пьер, Пьер и его жена? И разве любая интрига, вообще интрига как таковая – не военная операция? Или же жизнь представляет собой по своей глубокой, скрытой, потенциальной сущности мир – общую связь людей, единство, согласие, целесообразную связь.)
III. «Война и мир» как художественное целое.
Много миров сталкивается на страницах романа-эпопеи. Это
1. Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый.
|
|
2. Мир семьи.
3. Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство)
4. Мир нации.
5. Мир всех людей, живущих на земле.
6. Мир природы в ее самостоятельном развитии.
Каждый человек живет во множестве этих миров. Так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе и т.д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми, гармонии, духовного единения (Пьер и Андрей).
IV. Композиция (записать в тетрадь).
I том (Пролог) – вступление в мир разъединенный на миры людей, где рушатся связи в одной семье, даже если ее члены любят друг друга; разрушены связи между господами и холопами, солдатами и офицерами, и даже – между офицерами.
II том (Завязка) – жизнь души, ее неблагополучие и попытка найти себя в мире людей и «природы», «мысль семейная».
III том (Развитие действия) – единство людей в борьбе с единым врагом – «мысль народная» эпопеи.
IV том – Бородино, кульминация. Обретение разрушенной гармонии как в мире людей, так и в мире души.
Эпилог – развязка. Мир семьи и мир души. Рождение нового поколения.
Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр I) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).
Домашнее задание: прочитать главы 1-6 первого тома; ответить на вопросы в тетради
1. Нравятся ли Л.Н.Толстому персонажи, представленные в салоне Шерер?
2. Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог салона фрейлины ее величества А.П. Шерер?
3. Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?
4. Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.
5. Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!