Исследование как обоснование объективности природы



Реальность природы как план использования вещей

«Выявленный в своей пространственно-временной объективности мир – это природа» [c. 247]. «Исследование направлено лишь на выявление реальности вещей, но эта реальность – не что иное, как доступная измерению объективность, чистая инструментальность» [c. 247].

Границы естественнонаучного исследования: научные методы на затрагивают человека.

 

ЭКЗИСТЕНЦИЯ И ИСКУССТВО

Возвращение к природе как основа понимания искусства.

Чувственность как элементарная природность.

«Если чувственность – это восприятие вещей, манипулирование ими и использование их, то чистая чувственность – это восприятие вещей, манипулирование и использование их для целей чувственности» [c. 257–258].

«Возвращение к природе как выявление и реализация изначальной природности и чистой чувственности составляет сущность искусства» [c. 258].

«Субъект чувственности – человек как художник. И это – субъект, сформированный и реализованный исключительно возвращением к природе… » [c. 259].

«Возвращение к природе – это целостная реализация человека в его изначальной природности и в силу этого круг, в котором чувственность соединяется с чувственностью, ставя себя в чистое отношение с самим собой. Искусство начинается лишь тогда, когда человек… направляет сами вещи и их свойства, а также их производство и манипулирование ими к единой цели самой чувственности» [c. 259].

«Возвращение к природе – это осуществлённое человеком осознание чувственности как своей природы и в силу этого приятие чувственности в окончательной форме, подчиняющей и направляющей элементы, к которым она на первых порах была устремлена» [c. 260].

Искусство как изначальная чувственность.

«…Изображать значит делать из видения самоцель, создавая объект, делающий её полностью возможной. Таким образом, чистая или художественная чувственность влечёт за собой спецификацию объекта» [c. 260–261]. «Объект искусства не является вещью…» [c. 261].

«Подлинная реализация природности в человеке – это искусство как чистая чувственность.

Но если это так, природность эстетического объекта состоит исключительно в его действительном участии в человеческой экзистенции как таковой» [c. 261].

«Вещи мира как таковые по отношению к человеку имеют внешнюю объективность. Они выражают зависимость человека от мира, рабство потребности. Преобразованные чистой чувственностью в эстетические объекты, они выражают свободу человека, его возможность проявлять себя в сообразности со своим началом. Как искусство природа входит в жизненный круг человеческого существования и соединяет свою судьбу с судьбой человека» [c. 262].

Искусство как подлинный выбор.

«И всё же для человеческой экзистенции искусство – лишь выбор. […] О возвращении к природе может и должен принимать решение человек, и это возвращение не является однозначной и непременной специфической чертой его экзистенции. …Человек может пренебречь этой возможностью, может не предать ей должного значения. Существование в качестве природы означает для человека возможность выбора. Прежде всего человек может следовать природе. В этом случае его жизненный интерес направлен исключительно на реальность мира вещей, на их инструментальную полезность. Человек домогается вещей, потому что он в них нуждается… […] Человек укрепляет цепи своего рабства по отношению к миру» [c. 262–263].

«Но вместо того чтобы следовать природе, человек может также возвращаться к природе. В этом случае его жизненный интерес направлен не только на реальность и полезность вещей, но также и прежде всего на саму чувственность как условие и основу этой реальности и полезности, которая тем самым не отрицается и не уничтожается, а сохраняется и оправдывается. […] Тогда человек утверждает свою свободу по отношению к миру» [c. 263].

«Человек может следовать природе, но он должен возвращаться к ней. Возвращение – конститутивная нормативность его природности. И эта нормативность означает требование, которое человек может и не удовлетворить, потому что удовлетворение его – это его ответственное решение, но которое никогда не сходит на нет и присутствует даже в слепоте самого инертного безразличия» [c. 263–264].

Искусство как чистая чувственность универсально.

Нормативность выражает требование: определения жизненной позиции. «…Эстетический объект выступает в плане возможности» [c. 264].


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!