Археологи нашли в Умревинском остроге два клада: артиллерийских ядер и серебряных монет.



одновременно или последовательно использовались орудия трех или четырех калибров. «Строительство двух башен в период с 1730-го по 1734 год и поступление артиллерии еще раз доказывает, что в конце 1720-х — начале 1730-х годов в регионе складывалась ситуация, грозившая перерасти в вооруженный конфликт. Недалеко от острога обнаружены ядра

Что касается нумизматики, то есть монет: исследователи нашли так называемый умревинский клад (104 серебряных «капельных» копеек Петровской эпохи), а также еще 54 монеты различных исторических периодов. «Всё это можно разделить на группы по месту обнаружения: приказная изба, сборы на дороге в непосредственной близости от острога и на участке посада, петровские копейки, а также “закладная” монета на фундаменте юго-западной башни, — комментирует ученый. — Все монеты, за исключением “закладной” и “умревинского клада”, датируются в хронологическом интервале 1735—1893 гг.».

После того как Умревинский острог перестал быть пограничным пунктом, обороняющим окрестные земли (примерно в 1770—1780-е годы), и впоследствии был заброшен, а последние жители переселились в село Умрева, на территории сооружения начало формироваться кладбище. Для захоронений поначалу использовали готовую «инфраструктуру» в виде системы рвов и валов..
Помимо этого, в качестве дополнительной причины использовать территорию острога как некрополь, окрестных жителей привлекала также деревянная церковь Трех Святителей.
Надо отметить, что в Умревинском некрополе довольно велико количество детских захоронений. Это связано не только с традиционно высокой младенческой смертностью того времени, но и с явным желанием проводить усопших по православной традиции на общем кладбище, находящемся к тому же под эгидой церкви.

В прошедшем полевом сезоне ученые исследовали 23 захоронения, в которых найдено 14 бронзовых и медных нательных крестов. «Это довольно много по сравнению с числом таких культовых предметов на других кладбищах эпохи русского освоения Сибири, — говорит археолог. — Всего же исследовано уже более 100 захоронений, что позволяет проводить их сравнения с другими крупными некрополями сибирских острогов, например Усть-Илимского».
До этого у местного населения существовали только дерновые и сырцовые кирпичи. Во второй половине XVII века в Сибири, как и по всей России, разворачивалось грандиозное кирпичное строительство. Местные власти вводят специальную кирпичную повинность; согласно которой каждый взрослый мужчина должен был либо сам изготовить определенное количество кирпичей, либо купить их или внести необходимые деньги на х производство.

 

ИРМЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

20 августа 1598 года по приказу царя Бориса Годунова тарский воевода Андрей Воейков, во главе отряда из 700 казаков, стрельцов и 300 служилых татар, стремительным 800-километровым переходом настиг кочевую ставку хана Кучума в устье реки Ирмень. Битва продолжалась с рассвета до полудня и закончилась разгромом войск Кучума. Таким образом, завершился процесс присоединения Западной Сибири к Российскому Государству.

Поход 1598 года на Кучума был подготовлен и начат по приказу царя Бориса Годунова. Царская грамота была привезена в Тару 1 августа тарским атаманом Елистратом Никитиным, а 4 агуста 1598 года поход уже начался.

✒Царская грамота предписивала князю Степану Васильевичу Кузьмину-Караваеву (русский дворянин, происходящий из новгородских бояр) и княжескому наместнику, городовому воеводе в городе Тара, Андрею Матвеевичу Воейкову (боярин, воевода и думный дворянин, полное имя Князь Андрей Княж Матвеев сын Воейков. Из княжеского, а затем дворянского рода. В 1597—1599 годах воевода в городе Тара.) возглавить поход против Кучума и вернуть в русское подданство волости, платившие ранее ясак в город Тару. В походе участвовали « три сына боярских, (сын боярский- высшее должностное звание-сословие в казачей среде, казачьи атаманы, «головы», сотники и сторожевые казаки были приравненые к «детям боярским» и получали за свою службу не только деньги, но и земельные наделы) да голова татарская (казак командующий татарским отрядом), да три атамана, да четыреста без трех человек литвы и казаков, и юртовских и волосных татар», т.е. всего 405 человек. Около половины всех участников похода были тарскими, тобольскими и тюменскими служилыми юртовскими татарами.

Такой большой процент местного населения, участвовавший в столь ответственном походе, можно объяснить не только малолюдностью сибирских гарнизонов. Воеводы учитывали, что хан Кучум и его приближенные, постоянно разорявшие волости, немало натворили бед и поэтому, без особого риска включали в состав своего войска местных татар. Войско из Тары стремительно направилось в юго-восточном направлении в сторону Уби озера (ныне Убинское озеро Убинский р-н, НСО- ред).

Место, где произошло последнее сражение между Кучумом и отрядом воеводы Андрея Воейкова, установлено совершенно точно. «А сам я холоп твой, - пишет царю Воейков, - покиня кош свой на Ик озере, и пришел на Кучюма царя, наспех, и день и ночь, и сшел Кучюма царя на Оби на реке выше Чат три днища, на лугу Ормени, от калмаков в дву днищах». Упоминая о Чатах, Войков, повидимому, имеет в виду Чатский городок.О чатах и Чатском городке русские источники упоминают неоднократно. Чатские татары и в 1598 году и позднее жили на Оби.

✒Кочевавшие в низовьях реки Чик, левого притока Оби (в Колыванском районе, НСО ), чатские татары были не столько поддаными, сколько союзниками Кучума. Воейков, пишет, что он встретил Кучума на «лугу Ормени», но на правом берегу реки Ирмени в то время был Ирменский бор. Следовательно, встреча могла произойти лишь на левом берегу реки Ирмени, при впадении её в реку Обь.

Вооруженные луками и пищалями, воины Воейкова завязали бой с не ожидавшими нападения кучумовскими людьми, стараясь не дать им возможности уйти за реку Ирмень в Ирменский бор , на другой берег Оби в Караканский бор или к чатским татарам. Чем выше поднималось солнце, тем жарче разгоралась битва, в которой с обеих сторон участвовало более 800 человек. Полсотни конников Кучума вырвалось из кольца окружения и поскакали вдоль реки Оби в сторону Чат. Андрей Воейков вслед за ними послал сына боярского Мосея Глебова и атамана Третьяка Жаренного с сорока тарскими конными казаками и тридцатью пешими воинами , « и Мосей да Третьяк угонили их, не допущая до Чат, за два днища, и угонив их всех побили». Это сражениен произошло, возможно между теперешними деревнями Верхними и Нижними Чемами, недалеко от современного города Новосибирска. К полудню битва закончилачь.

На берегу Новосибирского водохранилища, скрывшего место битвы, в 1993 году установлен памятный знак. 20 августа 2014 года в нескольких километрах от места битвы (в селе Новопичугово Ордынского района) открыт мемориал участникам сражения – 6-метровый православный крест и стела с памятной надписью.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!