Упражнения ФМРГ по уровням обучения



В.В. Емельянов

СПЕЦИФИКА РАЗНЫХ УЧАСТКОВ ДИАПАЗОНА

ЖЕНСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ГОЛОСА

(работа приёмами и упражнениями ФМРГ по «зонам»)

        

    Опыт последних лет подсказывает, что есть необходимость и практический смысл провести разделение на зоны звуковысотный диапазон всех типов женского академического голоса и обосновать это разделение в аспекте применения приёмов и упражнений ФМРГ. Примерно так же, как я предложил теоретическое обоснование работы по звуковысотным зонам мужского голоса, которое подробно описано в соответствующих моих текстах. Кроме чисто практического удобства этого подхода таковой анализ поможет очередной раз выявить причины той путаницы (уже четырёхвековой) с так называемыми регистрами женского голоса.

    Давно замечено, многократно и очень разнообразно описано, что разные участки диапазона не только по-разному звучат, но и требуют разного отношения певицы в части технологии голосообразования. Эстетическая традиция европейской академической оперно-концертной культуры требует так называемой «ровности тембра голоса» на всём диапазоне, употребляемом в исполнительстве. Этого же добиваются сами певицы и вокальные педагоги. С этого и начинается путаница объективного и субъективного.

    Большие мастера пения знают, но почему-то избегают от этом говорить и, тем более, писать, что их «ровный на всём диапазоне тембр» самим им субъективно отнюдь не представляется (слышится, чувствуется) «ровным». Например, известный «профиль певицы с расположением мест резонирования разных нот» Лили Леман ярко показывает, насколько различны одни только вибрационные ощущения по участкам диапазона. Полагать, что точное указание «где какая нота в какой точке лица резонирует» не реально и всё это не более чем «легенды и мифы» заклинательной педагогики. Но попытка осознания, пусть наивная, но делалась.

Понятно, что сейчас это выглядит, как курьёз, но, тем не менее подтверждает реальность проблемы.

  В академической вокальной технологии голосообразования используются три режима (не регистра!) работы гортани: грудной, фальцетный и свистковый. Штро-бас в академическом пении не используется, в отличие от неакадемических фольклорных, эстрадных и рок культур. «Грудной» как наименование режима в системе терминологии ФМРГ сохраняется и идентичен традиционному. Он связан с наличием вибрационных ощущений в области грудины, порождаемых резонансными и вибрационным процессами в трахеи (резонатор и «ренфорсатор» – усилитель по В.П. Морозову). В этом режиме озвучивается диапазон примерно от «f» до «f1» («фа» малой – «фа» первой октав).

Для тех, кто не в курсе теории режимов работы гортани, на которой основывается ФМРГ, в грудном режиме происходит вибрация со звуковой частотой голосовых отростков черпаловидных хрящей (на той высоте тона, которую поёт женщина, кстати, и мужчина и ребёнок тоже). Эта вибрация передаётся перстневидному хрящу, на задней части которого («печатке») и прикреплены черпаловидные хрящи и через него всему трахеобронхиальному древу. Так возникает вибрационная составляющая ощущений. Резонансная же и ренфорсаторная составляющая возникает иначе, но об этом хорошо написано у В.П. Морозова и нет смысла излагать это в рамках предлагаемого текста.

В разных национальных традициях академической культуры грудной режим в указанном участке диапазона используется по-разному, как и в оперной музыке разных композиторов. От исполнения двух-трёх тонов в самом низкой тесситуре, до пения «ми», «фа», а иногда и «соль» первой октавы в некоторых партиях опер Дж. Верди и в операх веристов. Некоторые певицы индивидуально пользуются даже более высокими тонами (Е.В. Образцова, например). Но наиболее типичная зона применения – это «соль» малой – «ми» первой. Эта секста и будет являться «первой зоной».

Особенно ярко использование грудного режима в первой зоне прослеживается у В.-А. Моцарта, например, в арии «Come Scoglio» из «Cosi fan tutte» на словах «contra i venti e la tempesta» скачки с «фа» второй октавы на «ре» и «ми-бемоль» первой (грудной режим), далее на «соль» второй – это всё одна фраза! Далее «си-бемоль» и «ля» малой октавы (грудной режим) со скачком на «ми-бемоль», «ре» второй и «си-бемоль» первой.

Вторая зона – самая проблемная для всех типов женских голосов (детских тоже – мальчики до пубертата). Секста «d1» – «h1» («ре» – «си» первой октавы). Проблемность этой зоны в том, что она находится на середине клавиатуры фортепьяно из-за чего она издавна традиционно считается «серединой» так же и голоса. Реально же, это верхний участок диапазона грудного режима (мужчины, женщины в народном и эстрадном пении, дети в «пионерском» варианте хоровой культуры) и нижний участок диапазона фальцетного режима. То есть, это диапазон «наложения» режимов работы гортани, из-за чего именно эта зона в традиции породила невразумительный термин «медиум» («посредник» между миром людей и духов?!) или, что ещё ошибочнее «микст» (смешанный регистр, как будто, регистры – жидкости и их можно «смешать»!). Я скоро 40 лет, как об этом говорю и пишу, объясняя, что под словом «микст» нормальные педагоги и вокалисты понимали не какой-то особый вариант работы гортани, а не более чем одновременное присутствие вибрационных ощущений как в области грудины, так и в лицевых костях черепа. Так нет, же! До сих пор педагоги, в том числе в западных эстрадных техниках старательно ищут этот самый «микст».

Именно во второй зоне певицы и педагоги часто жалуются не недостаточно «опёртый» звук, на «рыхлость» тембра, «сипловатость», плохую динамическую управляемость. Именно в этой зоне мучаются несчастные дети с хорошим слухом, хорошо держащие альтовую партию, из-за чего им приходится петь в грудном режиме, что вредно для аппарата. Именно в этой зоне в учебных хорах дирижёрско-хоровых отделений и факультетов формируются, так называемые «однорегистровые альты» (термин из дирижёрско-хоровой литературы!) – девушки с короткими диапазонами!

 Для работы над этой (второй) зоной на II уровне ФМРГ имеются «Упражнения специфического воздействия» («Зубы на зубы» и «Уточка»).   На III уровне ФМРГ упражнения № 2 и № 7. Биоакустический смысл упражнений ФМРГ изложен в соответствующих методических разработках по уровням обучения и в книгах «Развитие голоса. Координация и тренинг» и «Доказательная педагогика в развитии голоса и обучении пению».

Есть смысл уточнить, что диапазоны зон, обозначаемых в предлагаемом тексте достаточно условны (плюс-минус тон в обе стороны), в том числе и потому, что есть разделение женских голосов на сопрано и меццо и в каждом из «официальных» типов есть подразделения: «меццо-контральто», высокое меццо, драматическое сопрано, лирико-драматическое, лирическое, лёгкое. Ну, и, прежде всего, индивидуальные особенности. О названии «контральто» можно забыть, поскольку оно осталось только в номенклатуре партий (Графиня в «Пиковой даме» П.И. Чайковского – контральто). В реальной оперной практике одна и та же певица меццо может петь в одном спектакле партию Полины и Миловзора, а в другом – партию Графини.

Третья зона располагается от «си» первой до «соль» второй октав («h1» – «g2»). В этой зоне включается (во всяком случае должен включаться) фонетический компонент механизма «прикрытия», а именно сознательное и целенаправленное изменение формы гласных любого языка, на котором реализуется академическое пение. Отход от речевой формы гласных («чистых гласных») в направлении их вокальных аналогов (В.П. Морозов) или «перемещение гласных» (R. Appelman), связанный с особым положением языка и некоторой стабилизацией ротоглоточной полости на базе того, что в ФМРГ называется «нейтральный гласный». В традиционной вокальной терминологии некоторыми педагогами употребляется термин «микстование» в отношении гласных (не по поводу «смешивания» регистров), и аналогично употребляется понятие «смешанный гласный», что равно фонетическому термину «нейтральный гласный».

Четвёртая зона является особо вариабельной в зависимости от типа голоса певицы и владения свистковым режимом. Наиболее усреднённый вариант – «ля-бемоль» второй – «ми-бемоль» третьей (as2 – es3). Если рассматривать употребительный диапазон, то в этой зоне может встречаться и «фа» третьей (f3), например ария Царицы Ночи («Волшебная флейта» В.-А. Моцарта).

 

Упражнения ФМРГ по уровням обучения


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!