Архитектура классицизма Франции



Класс Стиль Рококо (представители)

Стиль Классицизм (особенности в архитектуре, скульптуре и живописи).

Характерными чертами рококо, которые можно выявить в произведениях искусства этого стиля, можно признать следующие:

1. Грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике.

2. Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. п.

3. Сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота.

4. Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность.

5. Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам ("прелестным безделицам"), наполняющим быт галантного человека "галантного века".

6. Эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска в глазах.

А если говорить об изобразительном искусстве рококо, то прежде всего вспоминаются имена таких мастеров как Антуан ВАТТО и Франсуа БУШЕ.

  

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, "галантные празденства", идиллические картины "пастушеской" жизни на фоне первозданной природы.

Антуана ВАТТО (1684 - 1721) современники называли "поэтом беспечного досуга", "певцом изящества и красоты". В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствует щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфимерности происходящего.

А вот эта картина Антуана Ватто, созданная в 1720 году в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов, является его подлинным шедевром. Она называется "Жиль".

Жиль - один из главных персонажей французской комедии масок, созвучный Пьеро - герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально созданное для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. В нелепой позе комедианта, потерянно и неподвижно стоящего перед зрителями, ощущается его бесполезный поиск собеседника, способного выслушать и понять его. Но тщетно. В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. В этой картине Антуан Ватто как будто бы предпринял попытку переступить через господствующие в современном ему обществе гедонистические нравы, в чем и заключается величие его таланта.

Франсуа БУШЕ (1703 - 1770) считал себя верным учеником Антуана Ватто. Одни называли его "художником граций", "Анакреоном живописи", "королевским живописцем". Вторые видели в нем "художника - лицемера", "у которого есть всё, кроме правды". Третьи скептически замечали: "Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы".

Кисти Франсуа Буше принадлежат несколько парадных портретов знаменитой фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур, покровительствовавшей художнику.

Наиболее известным изображением маркизы работы Ф. Буше является картина "Госпожа де Помпадур" 1756 года, на которой героиня представлена в окружении предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях. При этом книга в её руках - явный намёк на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям.

Кроме выполнения заказов французского королевского двора Франсуа Буше постоянно обращался к изображению разного рода фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухлые обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан.

В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка, картины которого зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.

Классицизмхудожественный стиль в европейском искусстве XVII—начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.

Классицизм (Classicisme) — это широкое эстетическое направление в искусстве, оказавшее влияние на живопись, архитектуру, скульптуру, литературу и театр XVII-XIX веков. Эстетика классицизма легла в основу одноименного художественного стиля. Значение его для развития европейской культуры столь высоко, что говорят о целой эпохе классицизма. Название пришло из французского языка (classicisme). Термин образован от латинского слова classicus, что означает «образцовый».
Классицизм как стиль сформировался во Франции в XVII столетии, где и получил наивысшее развитие.

Характерные черты классицизма:

Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.
Особенности этого стиля:

 ориентация на каноны античного искусства;

строгие пропорции, стройность композиции;

тяга к симметрии, упорядоченности;

геометрическая простота и чёткость линий, форм;

опора на логику;

гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности;

следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;

стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;

выбор высоких, вечных тем.

Скульптура.

В классицистической эстетике скульптура занимает первостепенное место, поскольку, прежде всего именно в ней получил конкретное воплощение постулированный идеал красоты, которым руководствовались древнегреческие мастера. Именно в сфере скульптуры обращение к классическому образцу проявило себя с наибольшей силой, особенно в системе академического обучения, где ориентировались на копирование слепков, сделанных с античной скульптуры. Эта характеристика имперсональной холодности, в чем деятели романтизма обвиняли приверженцев классицизма, была результатом рационального выбора, закон которого действовал даже у самых крупных мастеров: через технически безупречное исполнение они хотели выяснить собственные возможности в исполнении социальной и дидактической функции. В подавляющем большинстве случаев классицистическая скульптура была теснейшим образом связана с архитектурой, выступая завершающей отделкой гражданских построек, памятников, триумфальных арок и мемориальных колонн.

Архитектура.

Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Город как место сосредоточения общественной жизни становится главной темой: в виде античных храмов возводятся не только дворцы и церкви, но и театры, казармы, больницы, рынки, тюрьмы; затрагивается сама ткань городской структуры: прокладываются улицы, планировка включает разбивку площадей и парков, короче, рождается само понятие урбанистики в современном смысле.

Главными чертами архитектуры классицизма, как западноевропейского, так и русского, является стремление к ясности и простоте, проявляющееся в симметрии, тектоничности композиции и рациональном пропорционировании. Архитектуре классицизма в целом присущи принципы регулярности. Поэтому основой архитектурного языка классицизма стал архитектурный ордер и его разновидности, заимствованные из античного, главным образом римского, наследия: тосканский, ионический, коринфский и, в особенно торжественных случаях, композитный[27].

В эпоху французского абсолютизма, в правление «Короля-солнца» Людовика XIV, сложился « большой стиль » (фр. Grand Manière), особенностью которого было необычное соединение элементов классицизма и барокко. Идеи и художественные формы классицизма позволяли возвеличивать короля, сравнивая его деяния с великими творениями императоров Рима, а барокко — придавать этим формам особую пышность, экспрессию и величие. В архитектуре примерами «большого стиля» стали дворец Во-ле-Виконт, творение архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена (1658—1661) и Большой дворец в Версале (Л. Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — А. Ленотр, 1668—1687). Дворец и парк в Версале стали «триумфом большого стиля» и продемонстрировали оригинальный вклад Франции в искусство западноевропейского классицизма. Ещё один пример архитектуры французского классицизма эпохи Людовика XIV, но на этот раз почти без барочных реминисценций, — знаменитая «колоннада Лувра» большого ордера (1664—1673), работа Клода Перро[28].

Архитектура классицизма Франции

Уникальный опыт в тематическом и функциональном аспектах архитектуры нарабатывают французские зодчие. Сколь бы утопичной ни была урбанистика Этьена Луи Булле (1728-1799) и Клода Никола Леду (1736-1806), теснейшим образом связанная с просветительской идеологией и идеями Французской революции, их проекты носят строго рациональный характер, а теоретическая мысль последовательно развивает представление о том, что из архитектурного объекта можно получить не только образец, но и «тип», то есть «схему».

В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!