Система воззрений основателей консерватизма основывалась,
Тема: «Консерватизм и неоконсерватизм»
1. Консерватизм: история и современность. Идеи Е. Бёрка и А. де Токвиля.
2. Основные направления консерватизма.
3. Доктрина неоконсерватизма.
4. Основные цели неоконсерватизма: концепции Д. Белла, З. Бжезинского, И. Кристолла и др.
Консерватизм: история и современность
КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservo - охранять, сохранять) - в широком смысле - обозначение умонастроения и жизненной позиции, характерными особенностями которых являются приверженность традиции - социальной, нравственной, религиозной, связанное с этим недоверие к любым радикальным нововведениям и предпочтение медленных, постепенных изменений («органической эволюции»).
По определению одного из виднейших идеологов британского консерватизма М. Оукшотта, «быть консерватором означает предпочитать известное – неизвестному, испытанное – неизведанному, факт – загадке, насущное – возможному, ограниченное –бескрайнему, близкое – далёкому, достаточное – избыточному, удобное – идеальному…».
Майкл Оукшотт (1901—1990) — английский философ, представитель британской интеллектуальной традиции, выпускник Оксфордского и Кембриджского университетов, преподаватель Лондонской школы экономики и политической науки. В англоязычных странах считается классиком политической философии. |
В этом смысле консерватизм не связан с какой-либо определённой теорией, существует главным образом латентно и получает то или иное идеологическое оформление как ответ на вызовы, обращённые к конкретному обществу и подрывающие сложившийся уклад жизни.
|
|
В более узком смысле консерватизм – одно из общественно-политических течений XIX-XX веков, идеология которого, однако, с трудом поддаётся систематизации в силу многообразия тех религиозных, культурно-исторических, национальных традиций, на которые обычно ссылаются консерваторы. В отличие от либерализма и социализма, консерватизм, не имеющий идеала совершенного общественного строя, определяется С. Хантингтоном как «институциональная идеология», т. е. выступающая в защиту наличных социальных институтов, когда они оказываются под угрозой.
«Обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные социальные ситуации. Содержание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны (прерывисты). Таким образом, как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции. Консерватизм — этот призыв к истории, сам без истории».
|
|
С. Хантингтон (1927-2008 – 81 год) Американский социолог и политолог, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций. |
Его идейное и политическое значение трудно идентифицировать, что связано с рядом обстоятельств.
Во-первых, в процессе развития произошла инверсия (от лат. «переворачивание, перестановка») исторических значений либерализма и консерватизма. Так, многие принципиальные положения классического либерализма – требование свободы рынка и ограничение государственного вмешательства – сегодня рассматриваются как консервативные. В то же время идея сильной централизованной регулирующей власти государства, выдвинутая ранее консерваторами традиционалистского типа, ныне стала важнейшим компонентом либерального сознания.
Во-вторых, налицо внутренняя разнородность, консерватизм включает различные направления, объединенные общей функцией – оправдание и стабилизация устоявшихся общественных структур. Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении.
|
|
В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме, другой – на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводство прежних. В этом контексте консерватизм выступает и как политическая идеология оправдания существующих порядков, и как апелляция к утраченному.
Различные направления и формы консерватизма проявляют общие характерные черты. К ним относятся:
· признание существования общего морально-религиозного порядка и несовершенство человеческой природы;
· убеждение в врожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума;
· убеждение в необходимости твердой социальной и классовой иерархии;
· преимущества устойчивых общественных структур и институтов.
Возникновение консерватизма как политического течения в конце XVIII – начале XIX веков связано с реакцией на события Французской революции XVIII века . Cвоё первоначальное выражение он получил прежде всего в программных «Размышлениях о революции во Франции» (1790 год) Э. Бёрка, а также в сочинениях франц. философа Жозефа де Местра, фр. философ Луи Габриэль Амбруаз Бональда, немецко-австрийский писатель и публицист политический мыслитель Фридриха фон Генца и др.
|
|
Термин укоренился благодаря названию издававшегося Франсуа Рене де Шатобрианом (французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, виконт, пэр Франции, консерватор, один из первых представителей романтизма) в 1818-1820 годы журнала «Le Conservateur». Общим для этого раннего политического консерватизма явилось негативное отношение к попыткам пересоздать общество по какому-либо «рациональному» проекту: притязаниям просветительского «автономного» разума с его абстрактными концепциями идеального общественного устройства был противопоставлен авторитет традиции - коллективных верований, нравов и обычаев, в которых воплотился многовековой опыт данного народа, представленный такими исторически сложившимися институциями, как Церковь и государство (религия как «основа гражданского общества» у Бёрка, союз «трона и алтаря» у Ж. де Местра и др.).
Основа консерватизма
Что касается традиций и истоков французского консерватизма, я не считаю консерватизм реактивной идеологией, то есть идеологией, которая возникла как реакция на Просвещение, на Французскую революцию. Скорее, эти факторы стали катализаторами развития консервативной мысли. Консерватизм – это такой же, как и либерализм, ответ на вызовы Нового времени, на вызовы того, того, что мы называем «модерном». Ответ консерватизма иной, чем у либерализма. Поэтому и возникают консервативные тенденции в политической мысли практически одновременно с либеральными – в XVII -XVIII веках. Здесь уместно назвать имя Жана Боссюэ, французского историка и политического мыслителя, основателя теократии, на которого позднее будет опираться Жозеф де Местр. |
В чем же состоял этот вызов модерна? Заданный им вопрос можно сформулировать так: что, если не природа – как в античности, и не Бог, как в средние века, — является источником политических институтов? На этот вопрос было дано два ответа: либерализм говорит – человек и его разум, консерватизм говорит – история. Политические идеологии отличаются не столько набором базовых ценностей, сколько способом их интерпретации. Поэтому и консерватизм, и либерализм – это своеобразные интерпретации проблемы свободы человека, поставленной восходящим модерном. |
Теперь что касается отношения к католицизму во Франции. Любой консерватизм всегда утверждает контекстуальность человека. Для него человек – это не абстрактный индивид либеральной теории, который обладает своими правами и свободами. Для любого консерватора человек находится в контексте истории, семьи, определенных социальных связей. Консерваторы всегда настаивают на том, что общество первично. Нет абстрактного индивида, естественного индивида. В таком, самом широком контексте человек связан и религиозными узами. Только либерализм многое черпал из реформации и протестантизма, заявляя о естественных правах человека, постулируя идею равенства людей в их правах и свободах. Либерализм утверждает, что достаточное условие для реализации этих идеалов – рамки законности. Все остальные иерархии и разделения вторичны. В том числе в рамках гражданского общества вторичны, как бы вынесены за скобки и конфессиональные различия. Для консерватизма иерархия естественна, она естественна и в природе, и в обществе. И здесь мы наблюдаем отсылки к традициям античной мысли. Для консерватизма естественны и отношения между человеком и Богом. Вертикаль отношений человек – Бог, которую либерализм заменяет горизонтальными отношениями между людьми, одна из осевых идей консервативной идеологии. Конечно, консерватизм этого периода в какой-то мере теократичен, он не мыслит себя без отношения к религии, без осмысления связи человека и Бога. |
Эдмунд Бёрк:
БЁРК, ЭДМУНД (Burke, Edmund) (1729–1797), английский государственный деятель, оратор и политический мыслитель, известный прежде всего своей философией консерватизма. Родился в Дублине 12 января 1729 в семье судебного поверенного, протестанта; мать Бёрка была католичкой. Бёрк получил образование в Баллиторском интернате, а затем в Тринити-колледже в Дублине. Первоначально намеревался пойти по судебной линии и в 1750 переехал в Лондон, чтобы поступить в школу барристеров «Миддл темпл». |
В настоящее время все западные исследователи консерватизма отцом-основателем консерватизма считают Эдмунда Берка. В качестве философской основы им была выдвинута идея органической эволюции общества. Ее сущность заключалась в том, что общество и его институты являются результатом многовековой эволюции, а потому любые потрясения и радикализм неприемлемы, не говоря уже о революции. На этой основе Э. Берк защищал политическую систему, установленную «Славной революцией» 1689 г.
Главный теоретический труд Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции и происходящем в определенных обществах в Англии в связи с этим событием» был опубликован впервые в 1790 году, через год после падения Бастилии и провозглашения новой конституции, но еще до ликвидации монархии, начала войны и развязывания террора. С этой работы, по существу, начались фундаментальные политические споры о смысле и значении Французской революции и провозглашенных ею принципах, продолжающиеся по сей день.
Эдмунд Бёрк выступил в роли убежденного критика тех тенденций, которые выявились в ходе революции, увидев в них семена, обещающие со временем дать совсем не те всходы, на которые рассчитывали их сеятели, опасные, с его точки зрения, не только для французского, но и для британского общества.
Политическая теория Бёрка базируется на трех принципах:
· истории,
· интерпретации общества и
· преемственности.
Бёрк считал, что человечество может реализовать себя только в истории, и только через институты, выдержавшие проверку временем. Это связано у него с весьма определенным подходом к человеку. Осознавая моральную неустойчивость, злобность и невежество в природе человека, он верил в необходимость дисциплинирующего воздействия упорядоченного общества ради высвобождения лучших сторон человеческой личности и ограничения худших.
«Человек — наиболее немудрое и одновременно наиболее мудрое существо. Индивид глуп. Масса, в момент, когда действует необдуманно, глупа; но род мудр и, когда этому дается время, как род он почти всегда действует правильно».
Общество, поэтому, может быть лишь историческим продуктом, результатом медленного, естественного роста: органическое единство со своим характером, в котором находится место и для патриотизма, и для морали, и для религии. Оно же одновременно диктует кодекс поведения, направленного как против эксцессов индивидуализма, так и против тиранов.
Ибо для Берка неограниченный индивидуализм, равно как и политическая тирания, проистекают из одного источника — произвольного поведения, разрушающего традиции и обычаи. Традиция — собранная история обычаев, предрассудков и мудрости — единственно разумное средство достижения справедливости. Вопреки идеям Просвещения, полемизируя с ними, Берк противопоставлял традицию разуму, возвышая ее над ним. Ибо для него следовать традиции — значит действовать в соответствии с вековой мудростью рода, самой природой, воплощенной в традиции.
Консерватизм в англосаксонском мире был более либерален, чем в странах континентальной Европы, где центральную роль в сохранении социальной стабильности отводилась государству и Церкви. Э. Бёрк, защитник личной свободы и британского парламентаризма, придавал важное значение в формировании индивида «малым кланам» - семье, гильдиям, ассоциациям.
Первой политической партией, которая стала называться «консервативной» с 1830-х годов, были британские тори (см. Консервативная партия), лидер которых Роберт Пиль видел задачу партии в проведении реформ при сохранении общественного порядка.
Алексис де Токвиль:
Алексис Клерель де Токвиль – выдающийся французский социолог, историк, политический деятель. Алексис де Токвиль родился в Вернее, в дворянской семье, подвергшейся репрессиям и гонениям во время революции и террора, что наложило особый отпечаток на детские и юношеские годы будущего мыслителя. Он получил хорошее гуманитарное образование в Париже и Метце: изучал риторику, философию, право. После обучения в 1827 г. был назначен на пост судьи в трибунале Версаля, где вступил в тесную дружбу со своим сослуживцем Гюставом де Бомоном. Под предлогом изучения пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы Соединенных Штатов, Токвиль в 1831 г. отправился в заокеанское путешествие. Подлинная же ее цель состояла в детальном исследовании американских демократических порядков и возможности перенесения американского опыта на французскую почву. К моменту своего возвращения во Францию у Токвиля сложилось цельное убеждение и политическая программа: воспитание общественного мнения, подлинного гражданского духа у своих соотечественников. Начиная с 1837 г. Токвиль принимал активное участие в государственной и политической жизни Франции, однако начал занимать выдающееся положение (министр иностранных дел, разработчик новой Конституции) только после революции 1848 г.: после низложения монархии и провозглашения республики. В апреле 1852 г. в качестве президента Академии моральных и политических наук он работал над ежегодным отчетом, в преамбуле к которому определяет отношения между политической наукой и искусством правления. Также занимался анализом Великой революции, за поверхностью фактов и событий хотел выявить глубинные тенденции, помешавшие прочному укоренению во Франции демократической традиции. Однако смерть помешала закончить работу: в 1859 г. Алексис де Токвиль умер от туберкулеза. |
Основные произведения:
«Демократия в Америке»
«Воспоминания»
«Старый порядок и революция»
Основные идеи:
1) признание исторической неизбежности упадка аристократии и постоянного и неуклонного движения в направлении свободы и демократии. Со времени средних веков европейское общество переживает глубокую и беспрерывную демократическую революцию. Аристократия падает, сословные неравенства сглаживаются, классы уравниваются;
2) необходимы «система сдержек и противовесов» и разделение властей, которые нашли закрепление в американской конституции;
3) в традиции общественного самоуправления содержатся корни народного суверенитета и утверждения на практике принципов свободы;
4) народовластие: каждый индивид обладает равной долей власти, и каждый в одинаковой степени участвует в управлении государством. Демократический человек подчиняется обществу не потому, что менее других способен управлять государственными делами или самим собой, но потому, что признает полезным для себя союз с себе подобными и понимает, что союз этот не может существовать без власти, поддерживающей порядок;
5) равенство – основа демократии. Демократическое общество постоянно воспроизводит феномен индивидуализма на всех уровнях общественного бытия;
6) демократические народы, несмотря на свою любовь к свободе, лучше понимают и выше ценят прелести равенства. Поэтому они иногда согласны пожертвовать свободой для сохранения равенства, которое развивает в обществе наклонности, грозящие установлением деспотизма;
7) «крайняя точка», в которой свобода и равенство совпадают, есть та точка, где все общественные связи ослаблены, и каждый человек сосредоточен только на самом себе;
8) централизация является фактором, который парализует всю общественную жизнь. Сосредоточение всех вопросов общественной жизни в компетенции центральной власти − главное препятствие для утверждения свободы и демократии.
В последнем де Токвилю действительно нельзя отказать. Идея ценности свободы является центральной в его главном политическом труде, книге «Демократия в Америке». Но вот говорить о де Токвиле только как о либерале и только как о стороннике революции было бы не верно. Ведь он, помимо восхищения американской политической системой, написал о ней уничтожающую фразу: демократия это господство посредственностей. А говоря о свободе, де Токвиль отметил, что «понятия свободы и демократии противоположны». |
Общие положения, разделявшиеся представителями этого направления в течение XVIII-XIX вв., следующие:
· Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос (Ж. де Местр: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной»).
· Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишком сложны и запутанны — и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны; совершенствование же человека может постепенно осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов (Ж. де Местр: «Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий»).
· Не общество является продуктом деятельности человека, но человек — продуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройк.
· У консервативных мыслителей так или иначе присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Например, у В. Соловьева в качестве такого жизненного начала выступала София — Душа мира, Премудрость Божия. Предполагалось, что попытка человека вмешаться в естественный эволюционный и органический процесс развития общества может принести только вред (ибо общество — это организм, и его нельзя перестраивать, как машину). Поэтому любые перемены могут быть только частичными и постепенными.
· Предрассудки и традиции («скрытый коллективный разум», «вековая мудрость народа») имеют преимущество перед отвлеченным философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека.
· Права человека — это абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов (т. е. «историческое право»), и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому (органицизм).
· Законы и конституции по-настоящему эффективны, если опираются на моральные и религиозные нормы (Э. Берк: «Мы знаем, что не сделали никаких открытий, и думаем, что нет никакой необходимости в каких-либо открытиях в морали») и имеют неписаный характер (Ж. де Местр: «Существует немало законов, которым нужно следовать, но которые не нужно записывать»).
· Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существующих в этой сфере проблем — что опять же подчеркивает важность опоры на опыт и традицию (Ж. де Местр указывает, что «опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям»; Э. Берк признает, что «разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков общим банком и капиталом народов»).
· Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция — человеком.
Основные направления консерватизма:
В консерватизме обычно выделяют три течения – традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное (или либерал-консервативное). Они взаимодействуют между собой, образуя сложноструктурное целое, обозначаемое понятием «современный консерватизм».
Традиционалистское течение
Традиционалистское течение было исторически первым, положившим начало консерватизму. Основатели этого идейного течения - англичанин Эдмунд Берк (1729-1797), французы Жозеф де Местр (1753-1821) и Луи де Бональд (1754-1840) по своей социально-классовой принадлежности выражавшие главным образом интересы феодально-аристократических кругов потерпевших поражение во время Великой французской революции. Их труды и прежде всего вышедшая в 1790 г. книга Э. Берка «Размышления о революции во Франции» являлись реакцией вытесняемых с исторической арены классов и слоев на идеи Просвещения и французской буржуазной революции. Этим идеям противопоставлялись традиции, преемственность, эволюционность и порядок.
В трудах Э. Берка наличествуют две главные идеи, оказавшие влияние на развитие консерватизма:
1) традиционализм, в соответствии с которым политический строй понимается как продукт истории и передачи от поколения к поколению;
2) органицизм, согласно которому политическая мудрость состоит в постоянном изучении традиции и нравов.
Система воззрений основателей консерватизма основывалась,
во-первых, на приоритете преемственности над инновациями;
во-вторых, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии морали, семье, собственности;
в-третьих, на культивировании идеи ранжирования общества в противовес идее равенства.
Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.
Важное место в трудах этих мыслителей занимало понятие «традиционализм». В противоположность идеям Просвещения традиция получает у них приоритет над разумом, поскольку подчинение ей означает действие в соответствии с естественным ходом вещей и вековой мудростью.
Традиционализм должен определять содержание реформ, проведение которых не нарушало бы естественный ход вещей. При этом выделяются два основных вида реформ:
Ø реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов и
Ø превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революций.
Либертаристское течение
В конце XIX - начале XX в. в США и позднее в Европе возникла и становилась все более влиятельной либертаристская разновидность консерватизма. Она окончательно оформилась в первой половине XX в.
Либертаризм - экономоцентричное течение в современном консерватизме, которое наследовало классическую либеральную традицию XVIII-XIX вв. На этом основании некоторые ученые даже относят его к неолиберализму.
Либертаризм, по мнению его идеологов, призван, с одной стороны, развить идею индивидуальной свободы, сформировавшуюся в минувшие эпохи, а с другой - предотвратить дальнейшее распространение социалистических идей.
Концептуальные основы либертаристского консерватизма заложили Фридрих фон Хайек (1899-1992) и Людвиг фон Мизес (1881-1973). Работа австро-британского экономиста и философа Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944), по существу, явилась манифестом либертаризма.
Основатели либертаристского течения считали любую форму вмешательства в экономику неприемлемой и негативно относились к идее макроэкономического регулирования. В их представлении ночная свобода, равно как свобода политическая, правовая и духовная не может быть даже частично ограничена. В качестве естественной формы организации общества они рассматривали «спонтанный порядок», т. е. возникающий в процессе естественного развития.
Основная проблематика Ф. Хайека с середины 1940-х гг. - полемика с тоталитаризмом, к которому он относил социализм и социалистическую идеологию.
В работе «Дорога к рабству» Ф. Хайек доказывал принципиальную неосуществимость целей социализма ввиду несостоятельности централизованной системы управления, не соответствующей структуре производства и общественным потребностям. Реализация принципов планирования неизбежно приводит к тоталитаризму, поскольку невозможна без принудительных мер, свертывания законности, проникновения государства во все сферы общественной жизни.
Ведущие представители современного либертаризма – недавно скончавшийся глава Чикагской школы монетаризма Милтон Фридман и амер. фил. Роберт Нозик, автор широко известной книги «Анархия, государство и утопия» (1975). Они доказывают, что эрозия свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведут к стагнации и бедности, что необходимо возрождение классической традиции индивидуализма и свободной рыночной экономики. По их мнению, источник многих нынешних проблем - в нарушении естественных, богом данных принципов свободного предпринимательства и рынка, прежде всего со стороны государства.
Либертаристы отвергли тезис неолибералов о необходимости планирования и регулирования экономики в рамках государства всеобщего благоденствия. Они полагают, что усиление роли государственного сектора, программирование отдельных отраслей промышленности и т. п. подрывают естественный способ регуляции человеческой жизни.
Исходя из этой принципиальной позиции, либертаристы выступали за ограниченную социальную политику государства, которая позволяла бы лишь разряжать социальную напряженность, призывали правительства в реализации своих программ опираться исключительно на рынок. При этом они считают целесообразным переложить значительную часть ответственности за оказание помощи бедным на местные органы власти и такие общественные институты, как семья, церковь, школа, добровольная благотворительность со стороны богатых.
В вопросе о правах либертаристы отстаивают, прежде всего, естественные права человека - на жизнь, свободу, частную собственность, т е так называемые «негативные права». По их мнению, марксисты и социал-демократы извратили подлинную концепцию прав человека, утвердив в сознании людей так называемые «позитивные права» - право на труд, отдых, жилище, справедливую заработную плату и т. д. Социальное равенство полагают либертаристы, лишено гуманистического смысла, поскольку провозглашает равенство условий, посягающее на право частной собственности, а не равенство возможностей.
Неоконсерватизм
Значительную роль в становлении постиндустриального общества сыграл неоконсерватизм, доминировавший в наиболее развитых странах с конца 70-х до начала 90-х гг. XX в. Это идейно-политическое течение сочетает либерально-технократическую приверженность прогрессу, свободе и экономическому росту с ориентацией на сохранение и укрепление традиционных общественных ценностей.
Наиболее значимых результатов неоконсерватизм достиг в США и Великобритании. В практике европейских государств неоконсервативные взгляды и представления не получили широкого распространения ввиду укоренившейся социал-реформистской традиции, воплощенной в функционировании социального государства.
Разработкой неоконсервативных идей в США занимались Ирвинг Кристол (американский журналист) и Норман Подгорец (американский политолог), которых нередко называют «крестными отцами» неоконсерватизма, Дэниела Белла (американского социолога), Сеймура Мартина Липсета (американского социолога и политолога), С. Хантингтон и др., в ФРГ – Герд-Клаус Кальтенбруннер.
«До сих пор нет ясности в вопросе о том, что такое консерватизм вообще», - констатировал в начале 1970-х гг. самый, пожалуй, умный представитель современного немецкого консерватизма Герд-Клаус Кальтенбруннер. В этом плане ничего не изменилось до сих пор. Многие люди, называющие себя «консерваторами», сами точно не могут сказать, что они под этим подразумевают. Зачастую речь идет лишь о недовольстве современностью, в которой видят, прежде всего, неприятные перемены и неудобные новшества. Тогда, недолго думая, говорят: «Я консерватор, я лучше все буду делать как раньше!». Но действительно ли консерватизм – это всего лишь защита прошлого перед лицом перемен? Исчерпывается ли его мотивация отрицанием новшеств, сторонники которых нередко и зачастую обманчиво драпируют их в сверкающие одежды прогресса? А может быть, консерватор – это тот человек с ясным, незамутненным взглядом, который замечает, что восхищение новым нарядом короля – как в сказке Ганса-Христиана Андерсена – в действительности ничего не значит, поскольку основано на ослеплении и самообмане? |
В США самые известные неоконсервативные идеологи вышли из либеральных кругов, близких к демократической партии. Европейский консерватизм также имеет либеральные корни.
Американские неоконсерваторы первой волны, например, И Кристол, Н Подгорец, дистанцировавшись от традиционных консерваторов, отрицавших необходимость в идеологических конструкциях, выступили за реидеологизацию политики Соединенных Штатов. Эта установка проявилась в объявлении Советского Союза «империей зла», которую необходимо уничтожить, а в начале XXI в. стала идеологической составляющей политики «экспорта демократии», проводимой Соединенными Штатами с целью обеспечения своего доминирования в мире.
В 1980-х гг. неоконсервативными идеями руководствовались известные политические деятели Р. Рейган, Дж. Буш-ст., М. Тэтчер, Г. Коль. Эти идеи во многом определяют военно-политическую стратегию администрации Дж. Буша-мл.
В сфере международных отношений неоконсерватизм основывается на идеях влиятельной на Западе школы «политического реализма», отдавая предпочтение силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, особенно на локальном уровне. В то же время ряд исследователей, в целом разделяющих неоконсервативные идеи, выступают против концепции «локальных войн», поскольку на практике трудно определить грань между «ограниченным» и «неограниченным» применением силы, способным создать угрозу самому существованию человечества.
Социальную базу неоконсерватизма составил
Ø «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и
Ø группировки так называемого «молодого капитала», сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.
В 1970-1980-х гг. неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как
Ø потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы,
Ø в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал.
Политический консерватизм стал реакцией на чрезмерный радикализм Великой французской революции. И если многие его идеи (органицизм, культ неограниченной монархической власти и клерикализм, неприкосновенность сословных привилегий) были отвергнуты последующим развитием политической мысли, то другие (необходимость уважения к государству и нормам традиционной морали, допущение лишь постепенных и эволюционных изменений общества, критика уравнительной психологии и чрезмерного индивидуализма) нашли свое продолжение в идеологии неоконсерватизма (или либерального консерватизма), ключевыми разработчиками которой стали А. де Токвиль, Ф. Хайек, К. Поппер, И. Кристол и др.
Сегодня сторонники идеологии консерватизма видят его преимущество в том, что, сохраняя свое идейно-ценностное ядро и принимая различные модификации (либеральный консерватизм, религиозный консерватизм, элитарный консерватизм), он способен интегрировать в себя новые идеи (социальные, технологические и т. д.) и дать ответы на основные вызовы современности:
· ответ на вызов глобального хаоса — через укрепление национальных государств и национально-религиозных традиций, что обеспечит миру подлинную геополитическую многополярность и межцивилизационный диалог;
· ответ на вызов социальной автономии — через укрепление традиционных моральных и религиозных ценностей общества;
· ответ на проблему социальной атомизации — через консолидацию общества на основе общих духовных и нравственных ценностей;
· ответ на проблему политического отчуждения — через создание принципиально новой модели отношений элиты и общества, построенных на принципах служения и ответственности;
· ответ на проблему глобального дефицита ресурсов — через пропаганду идеи индивидуального самоограничения ради удовлетворения духовных потребностей, а также создание более экологичной и социально ориентированной модели экономики.
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!