Соотношение Ветхого и Нового Заветов 3 страница



Но были и другие, которые возлагали на будущего избавителя Израиля иные надежды. Особенно в апокалиптической традиции, которой придерживались Иисус и его последователи, было распространено мнение, что будущий Спаситель окажется не просто земным правителем. Он будет высшим судией над миром, посланным Богом, чтобы сокрушить силы зла и показать свое могущество. Этот божественный посланец в текстах назван по-разному, в том числе «Сыном человеческим» (см. Дан 7:13–14). Обратимся к двум следующим иудейским текстам, датированным приблизительно временем зарождения христианства:

И было для них (для праведников) великою радостью, и прославляли, и восхваляли за то, что им было открыто имя того Сына человеческого. И Он сел на престол Своей славы и весь суд был предан Ему, — Сыну человеческому, — и Он допустил прийти и погибнуть с лица земли грешникам и тем, которые соблазнили мир. Они связаны ценою и заключены в своих сборных местах разврата, и все дела их исчезают с земли. И отныне не будет более там ничего тленного, ибо Он, Сын мужа, явился и сел на престоле Своей славы: и всякое зло исчезнет и прейдет пред Его лицом (Енох, 11:61–64).

Вот, поднялся ветер с моря, чтобы возмутить все волны его. Я смотрел, и вот, вышел крепкий муж с воинством небесным, и куда он ни обращал лице свое, чтобы взглянуть, все трепетало, что виднелось под ним… И после этого видел я: вот, собралось множество людей, которым не было числа, от четырех ветров небесных, чтобы преодолеть этого мужа, который поднялся с моря… Он же, когда увидел устремление идущего множества, не поднял руки своей, ни копья не держал и никакого оружия воинского, но только, как я видел, он испускал из уст своих как бы дуновение огня и из губ своих — как бы дыхание пламени… И стремительно напал он на это множество, которое приготовилось сразиться, и сжег всех, так что ничего не видно было из бесчисленного множества, кроме праха, и только был запах от дыма (Четвертая книга Ездры, 13:1–11).

Великий и могущественный царь-воин или еще более могущественный высший судия над всей землей — вот каким некоторые иудеи представляли себе Мессию. Другие придерживались иных взглядов на будущего спасителя. Но ожидания всех иудеев объединяло одно: будущий Мессия должен быть величественной фигурой, обладателем подлинной силы и власти, способным сокрушить врагов Бога, продемонстрировать свое могущество и впредь править народом Божьим и другими народами земли железным жезлом.

11. Догматическое содержание пролога Евангелие от Иоанна.

Про́логом Ева́нгелия от Иоа́нна названы первые 18 стихов его Евангелия. Ведущей темой Пролога является свидетельство о божественном достоинстве Спасителя. Свт. Кирилл Александрийский отмечает, что характерная для Пролога и всего Иоаннова Евангелия догматическая насыщенность исключает возможность появления у верующих ложных представлений о Христе. Одна из ярких особенностей Пролога – обозначение основных (сквозных) богословских тем четвертого Евангелия. Все тематические «нити» Евангелия от Иоанна собраны в Прологе. В последующих главах эти темы неоднократно поднимаются вновь, развиваются и раскрываются. Первая фраза Пролога в Евангелии от Иоанна говорит, что, когда тварный мир начал свое существование, Слово Божие уже было – постоянно и вне времени (предвечно). Евангелист говорит, что это Слово есть Сам Бог, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, ради спасения мира от власти тьмы (диавола) ставшее человеком: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). «Слово» в писаниях апостола Иоанна не просто термин, это имя Бога Сына; оно было открыто ап. Иоанну свыше. Нет сомнений, что Иоанново учение о Боге-Слове возникает в рамках библейской традиции. В Прологе понятие Слово (Логос) помогает выразить тайну отношений Отца и Сына; Сын равен Отцу по сущности и славе. Будучи полным отображением Отца, Слово может «изъяснить», явить Бога миру. Ради этого Богоявления и дарования людям возможности совершенного богопознания Слово стало человеком. Единородный Сын Божий открыл (= явил) людям Бога, дал возможность Его познавать и вступать с Ним в теснейшее соединение (Ин. 1: 18; 1 Ин. 5: 20). Полноту познания человеком Откровения апостол Иоанн выражает через понятие богосыновства: посредством Сына люди получили возможность усыновления и вхождения в славу Отца. Предложенный путь к этому: вера в Сына Божия и духовное рождение, ведущие к освобождению от власти тьмы (Ин. 1: 13–14; см. также: 1 Ин. 5: 1–4). Познание Бога доступно всем; Бог открывает Себя тем, кто этого хочет: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9). «Свет» здесь не физическое явление, Свет – это Бог: «Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей”. Поскольку Свет – это Бог, то тьма в Прологе и всем Евангелии – это отсутствие Света, активное ничто – действия падшего ангела, живущего отрицанием Бога. Именно Пролог является евангельским чтением на Пасхальной литургии, вмещающий в себя все – о явлении в мир Сына Божия. Апостол Иоанн, называя Христа Светом, перед Которым бессильна тьма, и Жизнью: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», тем самым свидетельствует о Нем как о Победителе смерти и показывает неизбежность победы Воскресения: тьма, то есть диавол, грех и смерть не могут обладать и победить Того, Кто является Источником вечной жизни: «…свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 4–5).

12. Объяснить различие в родословиях Господа Иисуса Христа по евангелистам Матфею и Луке.

В двух Евангелиях — от Матфея и от Луки — содержится родословие Господа Иисуса Христа во плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном и в другом не всегда совпадают. Так как св. Матфей писал свое Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Господь Иисус Христос происходит, как это, согласно ветхозаветным пророчествам, надлежало Мессии, от Авраама и Давида. Он, св. Матфей, и начинает свое Евангелие с родословной Господа, причем ведет его только от Авраама и доводит до "Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос". Возникает вопрос: почему Евангелие дает родословную Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии? Потому что у евреев было не принято вести чью-либо родословную по линии матери. Но так как Пресвятая Дева, несомненно, была единственным ребенком у Иоакима и Анны, то, согласно требованию закона Моисея, Она должна была быть выдана замуж только за родственника из того же колена, племени и рода, а поскольку Иосиф был из племени царя Давида, следовательно, и Она — из того же рода.

Святой Лука ставил перед собой другую задачу: показать, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и является Спасителем всех людей, поэтому он ведет родословную Господа от Адама до Самого Бога. В этой родословной, однако, есть некоторые разногласия с родословной от св. Матфея. Так, например, Иосиф, мнимый отец Господа, по Матфею — сын Иакова, а по Луке — сын Илия. Так же и упоминаемый обоими евангелистами Салафиил, отец Зоровавеля, по святому Матфею — сын Иехонии, а по святому Луке — Нирии. Древнейший христианский ученый Юлий Африкан прекрасно объясняет это законом ужичества, по которому, если один из братьев умирал бездетным, другой должен был взять на себя его жену, и "Первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле" (Второзак. 25:5–6).

Этот закон имел силу в отношении не только родных, но и сводных братьев, какими были Иаков и Илий. Отцы у них были разные, но мать одна, Эста. Таким образом, когда Илий умер, Иаков, взяв за себя его жену, восстановил род брата, зачав Иосифа. Отсюда и вышло разногласие, так как св. Лука ведет род Иосифа через Рисая, сына Зоровавеля, и Илия, а св. Матфей — через Авиуда, другого сына Зоровавеля, и Иакова.

13. Причина упоминания в родословии женщин

Женщины, бывшие язычницами или даже грешницами, включены святым Матфеем в родословную Господа не случайно. Этим он хотел показать то, что Бог, не погнушавшийся причислить к избранному народу таких женщин, не гнушается призывать язычников и грешников в Свое Царство: не заслугами своими спасается человек, а силою все очищающей благодати Божией.

Не напрасно евангелист Матфей упомянул в родословии как о Фамари, так и о трех женах ниже. Хотя Фамарь была в незаконной брачной связи со своим свекром, Раав была блудница, Руфь – иноплеменница, а Вирсавия, жена Урии – была прелюбодейная женщина, как показывают их истории, однако евангелист включил и этих женщин, чтобы показать, что Христос не стыдился произойти от таких предков, из которых один родился от незаконного брака, другой от блуждения, третий от иноплеменницы, четвертый от прелюбодеяния. Беззаконие предков не вредит добродетельному. Всякий считается добрым или злым на основании собственных дел, а не чужих. Христос не для того пришел, чтобы избежать позора нашего, но чтобы воспринять его и уничтожить Своими совершенствами. Он пришел как врач, а не как судья. Такова первая причина. Вторая: так как иудеи, не радея о существенных добродетелях, особенно превозносились предками и распространяли их благородство вверх и вниз, то евангелист смиряет их превозношение, показывая, что и они произошли от незаконных браков. Так, одноименный с ними патриарх Иуда – от незаконного брака родил предков их, Фареса и Зару. И Давид, весьма славный, родил Соломона от прелюбодейной женщины. Итак, напрасно они превозносятся своими предками. Полагаю, что по этой, преимущественно, причине евангелист упомянул о братьях Иуды. Четыре из них рождены от рабынь Иакова, и, однако, никому из них не повредило различие происхождения: все равно были патриархами и главами колен. Третья причина та, что эти женщины были образом Церкви из язычников. Как на них, подверженных различным порокам, женились вышеупомянутые мужи, так и Христос соединил с Собою человеческую природу, угнетенную различными прегрешениями. И как род таких жен, так и брак Церкви с Собою не считал недостойным. Чрез это же мы вместе научаемся – не стыдиться грехов предков, а своих собственных; не превозноситься предками, а заботиться о собственной добродетели; не порицать славных мужей, происшедших от достойных осуждения браков; не отталкивать тех, которые приходят к вере от различного нечестия. (Толкование на Евангелие от Матфея учёным монахом Евфимием Зигабеном, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII века)

14. Датировка Рождества Христова по Евангелию и внеевангельским источникам. Датировка Дионисия Малого.

Если кратко: Дата Рождества Христова

Начало летоисчисления от Рождества Христова положил аббат Дионисий в 6 веке, но в своих расчетах он ошибся ~ 4-5 лет, т.к. Ирод умер в 4 г. до н. э. и начало проповеди Иоанна Крестителя в 15 год правления Тиберия это в 26 г. от н. э.

ВРЕМЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ПО ГОДАМ ТИБЕРИЯ

«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне… Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати», – пишет апостол и Евангелист Лука (Лк.3:1–2,23). Согласно датировкам, принятым в современной науке, кесарь Тиберий правил с 14 по 37 года н.э. или эры Дионисия. 15 год Тиберия, следовательно, соответствует 29 году н.э. или эры Дионисия (14 + 15 = 29). Иисусу Христу в это время – «лет 30» (Лк.3:23). Греческое w`sei. evtw/n tria,konta означает «около 30 лет», что можно определить двояко. Или Иисусу Христу было чуть больше 30 лет, или Спасителю было полных 29 лет и наступил 30-й год Его земной жизни. Первое прочтение дает разницу в 1 год. Но если принять второе, то от Рождества Христова прошло 29 лет: это полное совпадение с эрой Дионисия. Таблица 1.

«15 год Тиберия» (Лк.3:1) «Иисус был лет 30» (Лк.3:23) Дельта

Тиберий (14 – 37 гг.)

15 + 14 = 29

29 полных лет 29 – 29 = 0
30 полных лет 30 – 29 = 1

 

ВРЕМЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ПО ГОДАМ АВГУСТА

Согласно святоотеческому преданию, Иисус Христос родился в 42 год Августа. Время царствования Августа считают, по современным представлениям, с 43 г. до н.э. или эры Дионисия по 14 г. н.э. Мы видим отличие в 1 год: 43 – 42 = 1. Вообще говоря, источники оставляют нам полную свободу считать годы как полными, так и говорить о неполных 43 годах до н.э. Тогда разница станет меньше, чем 0,5 года – совсем небольшое расхождение. Схема 1.

Разумеется, дата 43 г. до н.э. для начала царствования Августа получена чисто спекулятивными методами, поскольку греческие историки имели свои системы летосчисления, не связанные с событем, произошедшем в провинции далеко от Рима. Она основывается на соотнесении годов правления Августа с годами от создания Рима, а последних, в свою очередь, с годами н.э. К сожалению, методика соотнесения годов Августа с годами нашей эры остается достоянием узких специалистов. Как правило, мы вынуждены принимать научные датировки что называется «на веру». В настоящее время принято считать, что Август умер в 14 г. н.э. Но Тертуллиан пишет, что Август после рождения Спасителя прожил еще 15 лет! Аналогично считает и Климент Александрийский. Он складывает 15 лет Тиберия и 15 (а не 14!) лет Августа: «15 лет жизни Спасителя, пришедшиеся на царствование Августа, и другие 15 лет, падающие на царствование Тиверия, составляют 30 лет». Иными словами, Август Октавий умер не в 14 году н.э., а в 15. Сделав соответствующую поправку на 1 год, получим более корректное время: Август царствовал с 42 года до н.э. по 15 год н.э., и соответствие с эрой Дионисия и церковными писателями вновь будет полным.

ВРЕМЯ РОЖДЕСТВА ПО ГОДАМ ОТ СОЗДАНИЯ РИМА

43 год до н.э. для начала царствования Августа получен из датировки по годам от основания Рима. Принято отсчитывать годы правления Августа от его консульства, которое он получил в 711 году a.u.c. (ab urbe condita). Главный вопрос, который необходимо решить: как датировать 1 год a.u.c.? Известный хронолог Э.Бикерман пишет: «Эра ab urbe condita в действительности не существовала в древнем мире, и подобный способ отсчета лет принят лишь в наше время». Она не использовалась потому, что возраст Рима оставался спорным: даты основания Рима колеблются в источниках от 759 до 748 гг. до н.э., в интервале больше 10 лет! А разброс датировок для времени захвата Рима галлами, краеугольного камня хронологии древнего Рима, составляет 6 лет:

В современной науке до 387/6 г. н.э.
В списке римских консулов 382 г. до н.э.
Тит Ливий 387/6 г. до н.э
Fasti Capitolini 391/0 г . до н.э.

В настоящее время принята система Варрона. Согласно этому историку, 1 г. a.u.c. = 753 г. до н.э. Начало царствования Августа, 711 г. a.u.c., соответствует 43 г. до н.э. (753 – 710 = 43). А 42-й год царствования Августа, год, в который родился Христос, будет 752 годом a.u.c. (711 + 41 = 752). По Варрону (и по своременной хронологии) 752 год a.u.c. приходится на 2 г. до н.э. Иными словами, научная датировка отличается от церковной на 2 года.

Но система Варрона далеко не единственная в античном мире. Одна из самых авторитетных датировок времени основания Рима принадлежит античному историку Полибию. «Долгое время дата Полибия – 751/750 г. до н.э. – считалась эталоном для Цицерона, Ливия и Диодора, – указывает Э.Бикерман, – Аттик передвинул дату основания Рима назад, к 753 году. Эта дата была принята и популяризировалась Варроном». Если принять датировку Полибия, тогда 1-й год Августа (711 год a.u.c.) попадет на 41 год до н.э. (751 – 710 = 41). Следовательно, 42-й год Августа или 752 г. a.u.c. придется в 1 году нашей эры (752 – 41 = 1)! И вновь мы видим точное совпадение с указаниями как церковных историков, так и Дионисия Малого.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО И ВРЕМЯ СМЕРТИ ИРОДА

Как было показано выше, расхождение между эрой Дионисия и современными датами не превышает 1 года. Откуда же берется цирфа 57 лет? Она происходит из принятой в современной науке датой смерти Ирода Великого в 4 г. до н.э. Согласно Евангелию, Иисус Христос родился при Ироде, следовательно, до 4 г. н.э. Многие предлагают увеличить разницу до 6 лет: Ирод приказал убить младенцев до 2-х лет возраста, да и умер он не в самый год Рождества, т.к. Святое семейство какое-то время жило в Египте. Современная датировка смерти Ирода в 4 г. до н.э. явилась результатом вычислений E.Shurer-a, которые были приняты далеко не сразу (и сейчас находятся авторы, оспаривающие эту цифру и датирующие смерть Ирода в 1 г. до н.э). Автор основывался на указании Иосифа Флавия о том, что Ирод получил царскую власть от Антония и Августа Октавиана в 184 олимпиаду при консулах Гнее Домиции Кальвине в второй раз и Гае Азинии Поллионе (Древн.14.14:45). Консульство Кальвина и Поллиона соответствует 40 г. до н.э. В то же время Иосиф Флавий говорит, что Ирод не был в Риме до зимы. А так как 4-й год 184 олимпиады оканчивается в июне, то Ирод стал царем Иудеи в 1-й год 185 олимпиады. Но фактически воцарился Ирод после взятия Иерусалима в 185 олимпиаду при консулах Марке Агриппе и Канинии Галле (Древн.14,487).

Таблица 3.

 

гг. до н.э. a.u.c. олимпиады консулы
40 714 1 г. 185 ол. Кальвин 2, Поллион
39 715 2 г. 185 ол. Цензорин, Сабин
38 716 3 г. 185 ол. Пульхр, Флакк
37 717 4 г. 185 ол. Агриппа, Каниний Галл

 Иосиф Флавий указывает, что всех лет царствования Ирода было 37 от объявления его царем и 34 после захвата Иерусалима (Древн.17,191). Тогда время смерти Ирода падает на 3/4 г. до н.э. (40 – 37 = 3; 37 – 34 = 3). Таким образом, 4 г. до н.э. основывается на полном доверии датировкам Иосифа Флавия. В то же время, ученые отмечают, что произведения иудейского историка не безупречны в отношении хронологии и содержат многочисленные противоречия. Например, Иосиф Флавий противоречит себе, когда датирует время правления Маккавейской династии (см. Древн.12.6.4 и Древн.14.16.4). Указывая время, когда Гиркан стал первосвященником, датировка Иосифа Флавия по консулам соответствует 69 г. до н.э., а по олимпиадам 70 г. до н.э. (См. Древн.14.1.2). Определяя 28 год Ирода, когда закончилось строительство Себасты, как год 192 олимпиады, Иосиф Флавий вновь ошибается как минимум на 1 год, т.к. 28 год Ирода соответствует 3 или 4 году 191 олимпиады (Древн.16.5.1). Иосиф Флавий сообщает нам важную подробность: когда Август выиграл битву при Акции, шел 7 год царствования Ирода (Древн.15.5.2.). Если принять, что 1 год Ирода наступил в 1 году 185 олимпиады, то 7 год Ирода придется на 3 год 186 олимпиады, что соответствует 34 г. до н.э. В то же время современная дата битвы при Акции – 2 сентября 31 г. до н.э. Указание Иосифа Флавия на 7 год Ирода для битвы при Акции – чрезвычайно важный синхронизм библейской истории! Как мы знаем, историки Церкви (Тертуллиан, Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский, Юлий Африкан) свидетельствуют, что Христос родился через 28 лет (Юлий Африкан – через 29) после покорения Августом Египта, т.е. через 28 лет после битвы при Акции. Если учесть, что битва при Акции была в 7-й год Ирода, то рождение Спасителя приходится на 7 + 28 = 35 год Ирода. А так как Ирод царствовал всего 37 лет, то Рождество Христово было за 2 года до смерти нечестивого идумеянина. Это идеальное соответствие церковной хронологии!


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!