Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА.

Арабо-мусульманская культура

После распада Римской империи казалось уже невозможным существование таких огромных государственных образований. Но в середине I тыс., когда буддизм, достигший к тому времени наивысшего расцвета, уверенно продвигался на восток, а христианство в Европе – на север, в Юго-Западной Азии на Аравийском полуострове возник ислам – самая молодая мировая религия. На основе исламской идеологии за считанные десятилетия образовалось государство, территория которого была бо?льшей, чем земли, подвластные когда-то Риму.

Ниже мы рассмотрим следующие вопросы:

1) доисламская Аравия и возникновение ислама;

2) распространение и утверждение ислама;

3) арабоязычная культура и философия.

Доисламская Аравия

Аравийский полуостров – самый большой на земном шаре и по площади превышает четвертую часть Европы. Территория полуострова – степи, пустыни и полупустыни, для земледелия пригодна лишь незначительная его часть. С древнейших времён Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. На юге, где были достаточные водные ресурсы, ещё в I тыс. до н.э. сложилась земледельческая культура. Арабы-земледельцы выращивали здесь злаки, фрукты и овощи, у них были развиты ремесло и торговля.

Но большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы – бедуины (степняки), занимавшиеся преимущественно разведением скота, торговавшие с арабами-земледельцами. В середине I тыс. племена бедуинов переживали процесс разложения первобытнообщинных отношений: появилась племенная знать и зависимые люди – са?луки. Большое распространение, особенно на юге полуострова, в Йемене, получило рабство, но в экономическом отношении оно всё же играло менее заметную роль, чем процветавшая в те времена торговля. Последняя явилась одной из причин того, что Аравия стала объектом внешних завоеваний.

В VI в. Византия и Иран боролись за торговые пути, проходившие через Йемен и Западную Аравию. При этом предпринимались попытки насаждения христианства, но ему противостояли старые языческие верования. Результатом этой борьбы стало изменение торгового пути между Индией и Средиземноморьем таким образом, что он проходил по территории Ирана, а не Йемена. Оставаясь в стороне, Йемен переживал экономический упадок. Немало южноарабских племён переселилось на север полуострова. Ущерб был нанесён и другим районам Аравии. Внешние завоевания не могли не сказаться на доходах купечества, а именно оно было наиболее влиятельной силой в обществе арабов и на юге, и на западе Аравии. Здесь было несколько городов, где правило купечество. Среди них выделялись Ясриб (позднее – Медина), Таиф и Мекка – центр территории, занятой племенем Курейш (курейшитов).

Здесь необходимы исторические параллели. За тысячу лет до описываемых событий нечто похожее пережили иудеи после вавилонского пленения. Порушенная жизнь и горечь вынужденной разлуки с родиной рождали убеждение в необходимости духовного единения общества. Наиболее ярко они выразились в пророческом движении, главным мотивом которого был призыв к признанию Яхве единственным Богом. В результате родился иудаизм как монотеистическая религия. Арабы переживали подобные настроения, и они привели к возникновению ислама и объединению Аравии.

Древнеарабская мифология

К началу VII в. в духовной культуре Аравии произошли значительные изменения: сложились единый североарабский язык и арабская буквенная письменность, появились поэты среди степняков-бедуинов, в числе которых был и легендарный «неистовый» Меджнун.104 Мусульманские историки предшествующий исламу период иногда называют «джахилийей», т.е. периодом незнания и варварства, но нельзя отрицать, вопервых, существования древне-арабской духовности, а вовторых, её влияния на возникновение новой религии. Правда, мифология у арабов в целом не сложилась в единую систему, но отдельные этнокультурные общности имели достаточно содержательные и компактные верования. К примеру, покровителем города Босра был бог Аарра. Он олицетворял собой и плодородие, имел черты божества света и солнца. Когда Босра стала частью государства Набатея, Аарра был отождествлен с Душарой, став ипостасью верховного, космического божества, творца и устроителя мировой гармонии и вселенского порядка. Он отождествлялся с Дионисом и, согласно мифу, был рождён девой, т.е. в нём можно видеть арабский вариант умирающего и воскресающего бога. Идолом Душары считался чёрный четырехугольный необработанный камень, и вполне возможно, что в Набатее он отождествлялся с Аллахом.

Постепенное слияние местных верховных богов, их обезличивание и конечное возведение в единый и единственный принцип бытия – общая логика становления монотеистической религии. Тонкие, невидимые нити порой связывают самых отдалённых богов, которые живут у разных, казалось бы, народов, имеют разные, малозначимые, на первый взгляд, имена. Так, ещё Геродот писал, что единственными богами, почитавшимися арабами, являются Аллат и Ороталт. При этом последнего он отождествлял с Дионисом. Но Дионису соответствовал и Душара, который в Набатее, возможно, отождествлялся с Аллахом. В Мекке, особенно у племени курейшитов, из которого происходил Мухаммед, с Аллахом отождествлялся Хубал, почитаемый также в Набатее и Пальмире. Таким образом, слово «Аллах» стало заменой имени божества, появившегося в поздней древнеарабской мифологии и уже в доисламский период ставшего как бы чистой сущностью, утратившей какое-либо определённое лицо. Ведь для мифологического сознания имя выражает что-то незримое, тайное, мистическое, и в имени не только отдельного божества, но и человека оно усматривает признание и судьбу. Столкновение различных имён, что и происходило с именами различных божеств в доисламской Аравии, обесценивает их, принуждая мифологическое сознание выходить за пределы отдельных имён и образов, следовательно, искать безымянного Бога – единственного и единого. Арабы нашли его с помощью пророка Мухаммеда.

Возникновение ислама

Прежде чем в Аравии появились первые мусульмане,105 там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религии. И всё же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, – ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они смутно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. В устах христиан и иудеев слово «ханиф» было бранным, а Мухаммед сделал его почётным и называл так тех, кто не был ни христианином, ни иудеем, кто следовал учению и образу жизни, соответствующим исламу.

Но действительно ли новой была самая молодая из мировых религий? На этот счёт не существует единого мнения. Одни авторы полагают, что в исламе нет ничего оригинального, поскольку он возник на почве старых верований и уже существовавших монотеистических религий. Другие авторы, напротив, считают ислам принципиально новой религией, несмотря на его синкретизм. Разумеется, можно по-разному оценивать новизну мусульманского вероучения, впрочем, как и любой другой мировой религии. Даже новизна взглядов того или иного человека может быть оценена по-разному, не говоря уж о каком-либо учении, тем более религиозном. Выше, говоря о Библии, мы, затрагивая вопрос о том, важно или нет знать, насколько достоверны описываемые в ней события, отмечали, что в их достоверности можно сомневаться, но нельзя отрицать то воздействие, которое они оказывают на верующих. Иными словами, вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих её, а для учёного-исследователя данный вопрос может быть решён лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.

Вот что писал о роли ислама в жизни арабов академик В.В. Бартольд, крупнейший отечественный исламовед:

«Из всех религий ислам был менее всего связан с прошлым своего народа и в то же время оказал наиболее прочное влияние на будущность своего народа. Идеи Будды и Иисуса могут быть поняты только в связи с религиозным прошлым индийцев и евреев; ни в первоначальном буддизме, ни в первоначальном христианстве нет прямых следов каких-либо чужестранных влияний; тем не менее христианство с самого начала было отвергнуто евреями, буддизм в конце концов был отвергнут индийцами. Мухаммед знал, что он приносит арабам откровение, раньше бывшее известным другим народам; не только для современных мусульман, но и для себя самого он был прямым продолжателем Моисея и Иисуса. Придуманные в подражание библейским легендам бледные образы арабских пророков Худа и Салиха не могли сделать его учение более близким для его соплеменников; тем не менее арабы сделались и остались мусульманами; никакие проповеди чужого учения теперь не могли бы иметь среди них успеха, и даже религиозная реформа, предпринятая в Аравии в конце XVIII в., имела целью только восстановить учение пророка в его первоначальной чистоте».106

Пророк Мухаммед, его образ и деятельность

Пророк ислама – реальное историческое лицо. О его жизни написана обширнейшая литература, его деятельность привлекала к себе внимание многих исследователей, вдохновляла поэтов и писателей. Разумеется, что чисто литературный образ Мухаммеда может не совпадать с реальным. Те, кто считает его конкретной исторической личностью, опираются на три источника: Коран, «Житие посланника Аллаха», написанное в VIII в. уроженцем Медины Ибн Исхаком, и «Книга военных походов» Вакыди (747–823).107Но В.В. Бартольд писал, что лучшим источником для биографии Мухаммеда является 93-я сура (глава) Корана. Она называется «Утро» и, как почти все суры, имеет подзаголовок: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного».

Халифат

После смерти Мухаммеда во многих районах Аравии вспыхнули сепаратистские мятежи, возглавлявшиеся лжепророками. Подавлять их пришлось первым халифам («заместителям» пророка), которых выбирали из сподвижников Мухаммеда. Таких выборных халифов было четыре: Абу Бакр (632–634), Омар (634–644), Осман (644–656) и зять Мухаммеда Али (656–661). Объединению арабов способствовали новый государственный строй – мусульманская феодальная теократия (халифат) – и политика внешних завоеваний: энергия новой веры как бы выплеснулась за пределы полуострова. Такой политике, и это нередко случалось в истории, соответствовали межгосударственные отношения, сложившиеся к тому времени. В частности, продолжительная война между Византией и Ираном (602–628) истощила их силы, что позволило арабам успешно воевать одновременно с обоими государствами. К 640 г. они завоевали Палестину и Сирию, чуть позже – Египет, а в 658 г. овладели Арменией и частью Грузии. Поначалу арабы сохраняли местные порядки в покорённых странах, были веротерпимы по отношению к христианам, иудеям, зороастрийцам, умеренно эксплуатировали население. Завоевания стали благоприятной предпосылкой для переселения массы арабов на новые места. В Сирии и Ираке, где арабоязычное население жило ещё до завоеваний, а местное население говорило на близком к арабскому языке семитской группы, активно происходила арабизация культуры. В Северной Африке и Египте этот процесс шёл медленнее, а поселившиеся в Иране, Закавказье и Средней Азии арабы были позднее ассимилированы местным населением.

Как и в эпоху завоеваний Древнего Рима, когда несметные богатства, хлынувшие в Империю, отнюдь не способствовали стабилизации внутригосударственных отношений и упрочению нравов, так и арабские завоевания и сопровождавшая их военная добыча влекли за собой рост имущественного расслоения и социальных противоречий в обществе. Правление Омара, который, кстати сказать, под предлогом борьбы с язычеством полностью уничтожил Александрийскую библиотеку, внешне ещё выглядело как укрепление единства и прочности новой веры. Почти 400 лет спустя Фирдоуси такими словами закончил свою поэму «Шах-наме»: «И век настал великого Омара, И стих Корана зазвучал с Минбара» (кафедра в мечети). Но при Османе, третьем халифе, представителе враждебного пророку мекканского рода Омейядов, вопрос веры отошёл на задний план, главной заботой стали захват земель и богатств, их накопление в руках арабской аристократии. Это вызвало оппозиционные настроения. Недовольные политикой Омейядов сплотились вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, мужа его дочери Фатимы. Сторонники Али, называвшие себя шиитами (шиа по-арабски – группа, партия), провозгласили его единственным истинным халифом. Впоследствии они составили особое направление ислама, распространённое в Ираке и Иране. К шиитам примкнули низы арабского общества, и в 656 г., в ходе их восстания, халиф Осман был убит, а Али провозгласили четвёртым халифом. Не признанный аристократией, в том числе, естественно, и родом Омейядов, Али вёл себя нерешительно, старался угождать знати. Это оттолкнуло от него часть разочаровавшихся в нём приверженцев, ставших хариджитами («ушедшими») – сторонниками сохранения общинного равенства. Гражданская война (656–661) расколола не только арабское общество, но и мусульманскую веру: в исламе к середине VII в. оформились три направления – шиизм, движение хариджитов и суннизм, которых представлял род Омейядов.110 В 661 г. Али был убит одним из хариджитов, а престол захватил наместник из Сирии Муавия из Омейядов, род которых управлял арабским государством до 750 г. Столица халифата была перенесена в Дамаск.

Прерванные гражданской войной, арабские завоевания при Омейядах возобновились. В халифате осуществлялись экономические и политические преобразования, ожила торговля, росли города, зодчие византийской выучки строили дворцы, мечети и загородные замки. Арабский язык становился языком делопроизводства и международным для огромного государства, находившегося одновременно в Азии, Африке и Европе. Омейяды стали чеканить собственную монету. Для управления государством были учреждены наместничества. Их главы – эмиры – осуществляли на местах военную, административную и фискальную власть. Халифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. Важным следствием арабских завоеваний было распространение ислама на территории всего халифата.

Распад халифата

Однако основы безмерного государства сотрясали следовавшие одно за другим восстания, в которых участвовали мусульмане различных толков – сунниты, шииты, хариджиты, а также и немусульманское население. Восстание в Харасане в 747 г., возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, вылилось в гражданскую войну, охватившую Иран и Ирак. Повстанцы разбили войска Омейядов, в результате к власти пришли Аббасиды – потомки Аббаса, дяди Мухаммеда. Утвердившись на престоле, они расправились с восставшими. Абу Муслим был казнён.

Аббасиды перенесли столицу в Ирак, где в 762 г. был основан город Багдад. Багдадский период известен в истории сказочной роскошью халифов. «Золотым веком» арабской культуры называют время правления Харун ар-Рашида (763 или 766–809), современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши (вспомним сказки «Тысяча и одна ночь»), поэзии и учёности, неизмеримы были доходы его казны, а империя простиралась от Гибралтарского пролива до Инда. Власть Харун ар-Рашида была неограниченной, часто его сопровождал палач, который по одному кивку халифа исполнял свои обязанности. Но халифат был уже обречён. Такова общая закономерность развития культуры, которая, подобно маятнику, движется от взлёта к падению, а от падения к взлёту. Вспомним Соломона, последнего царя объединённого Израиля, который вёл сказочный образ жизни, но подтолкнул тем самым государство к распаду. Преемник Харун ар-Рашида в свою гвардию набрал главным образом турок, которые постепенно низвели халифа до положения марионетки. Схожая ситуация сложилась в Далекой от Аравии средневековой Японии, где начиная с XII в. власть в стране перешла к бывшим дружинникам, из которых образовался слой мелкопоместного дворянства – самураев. И на Руси в своё время у власти оказались варяги, призванные славянами защищать свои города от набегов кочевников. К началу X в. в руках Аббасидов оставались только арабский Ирак и Западный Иран. В 945 г. и эти области захватила иранская династия Бундов, а халифу была оставлена лишь духовная власть над всеми мусульманами. Последний халиф из династии Аббасидов был убит монголами во время взятия Багдада в 1258 г.

Распространение ислама

В результате арабских завоеваний ислам пересёк границы многих стран, стал религией многих народов, населявших пространства от Испании до Персидского залива. В конце VII в. ислам проникает в южные районы Средней Азии, на Северный Кавказ, в IX–X вв. – в Волжско-Камский бассейн и в Приуралье, в IX в. – в северную и северо-западную Индию, в глубь африканского континента.

Любая религия, распространяясь, встречает противодействие со стороны не знающего её населения. Сказываются и естественный консерватизм людей, и приверженность к старым, привычным для них взглядам, нормам. Чтобы новая религия нашла место в умах и сердцах людей, требуется определённая сила, пусть даже и сила убеждения. И, конечно же, время. Христианству потребовалось три с половиной века, чтобы утвердиться в Римской империи, а ислам через сто с небольшим лет после смерти Мухаммеда распространился и утвердился на бо?льшей территории, чем Римская империя. Такой энергичный и широкий размах новой религии может быть объяснён только силой принуждения. Действительно, идеология раннего ислама предписывала мусульманам участвовать в «священной» войне (джихад) с «неверными». Предписание, родившееся в годы войны Медины и Мекки, стало основной идеей двух единых по сути процессов – арабских завоеваний и распространения ислама.

Мусульманское вероучение

В сознании мусульманина понятие «ислам» отражает единство веры, государственно-правовых установлений и определённых форм культуры. Частью этого понятия является «дин» – божественное установление, ведущее человека к спасению. Мусульманские теологи включают в «дин» три основных элемента: «пять столпов ислама», веру (иман) и благие дела (ихсан).

«Пять столпов ислама»:

– исповедание единобожия (таухид) и пророческой миссии Мухаммеда;

– ежедневная пятикратная молитва (салат);

– добровольная очистительная милостыня (закят);

– пост (саум) раз в году в месяц рамадан;

– паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (хадж).

Исповедание единобожия выражается прежде всего в произнесении известной формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его посланник». Иновер, произнеся эту формулу после обрядового омовения и в присутствии хотя бы двух мусульман, может считать себя мусульманином. Существует ещё одна обязательная для мусульман формула: «басмала». Она представляет собой первый аят первой суры «Фатихи»: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного» (1:1). Верующий обязан произносить её, начиная любые дела, даже самые незначительные, перед приёмом пищи, приступая к работе.

В Коране кратко выражены основы мусульманской веры: «О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника, Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, а также в Писание, которое Он ниспослал прежде. Тот, кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и в судный день, впал в глубокое заблуждение» (4:136).

Таким образом, в исламе выделяются четыре основных предмета веры:

– в единого Бога;

– в его посланников и Писания (всего признается пять посланников-пророков: Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед, завершивший цепь пророчеств);

– в ангелов;

– в воскресение после смерти и Судный день.

В мусульманской мифологии ангелы созданы из света, они бесполы, выполняют поручения Аллаха. Выше всех стоят Джабраил, Микаил, Израил и Исрафил. Демоны, или джинны (шайтаны), были созданы раньше людей и ведут своё происхождение от Иблиса (Шайтана), который отказался поклониться человеку, за что Аллах низвергнул его (7:11-13). В отместку Иблис пообещал Аллаху, что будет мешать людям следовать по пути истины. Принято считать, что каждый человек имеет ангела и шайтана, побуждающих его творить добро и зло соответственно. А на плечах человека сидят два незримых ангела: один из них отмечает добрые, другой – злые дела, которые зачтутся ему после смерти и в Судный день.

Представления о загробной жизни в мусульманском вероучении развивались под очевидным влиянием христианства. Согласно этим представлениям, все деяния людей будут учтены и взвешены Аллахом, достойные будут отправлены в рай, недостойные – в ад. Будет всеобщее воскресение, но перед этим – «конец света», когда в мире воцарится чудовищный Даджжал (соответствующий христианскому Антихристу). Конец его злокозненным деяниям положит Иса (в христианском вероучении – Иисус Христос). Лишь после этого судьба каждого человека решится окончательно: праведники войдут в рай, грешники – в ад. Грешников ожидают пытки и истязания, праведников – всё то, о чём мечтает человек в земной жизни, в том числе и чувственные наслаждения. Особенностью мусульманской мифологии является мотив плотских утех праведников с прекрасными девами-гуриями, которые не уродуют своих тел рождением детей, а к утру восстанавливают свою девственность. Но в толковании сущности райской жизни мусульманские теологи занимают различные позиции. Одни склонны видеть иносказания в том, как она описана в Коране, полагая, что блаженства рая имеют в принципе неземной характер. Другие полагают, что в Коране речь идёт о духовных наслаждениях, которые возмещают праведникам в раю убыточность их чувственной земной жизни.

Мусульманский культ

В исламе нет церкви как социального института, нет и духовенства в строгом смысле слова, поскольку посредничество между Богом и человеком не признаётся. Богослужение может совершать любой член уммы (религиозная общность людей, объект заботы и спасения Аллаха), которая является формой социальной организации верующих. Коран – это самосвидетельство Аллаха, его личностный призыв; исполнение верующим культа является подтверждением свидетельства и откликом на призыв. Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей («пять столпов ислама»).

Исламский канон предписывает мусульманину совершение пяти ежедневных молитв: на заре, в полдень, во второй половине дня, на закате солнца и с наступлением ночи. Молитве предшествует ритуал омовения (тахарат). Прочтение её допускается в любом месте, кроме нечистого, но лицо молящегося должно быть обращено в сторону Мекки. Священным местом для мусульман является мечеть. В период правления Омейядов в Иерусалиме, святом месте для иудеев, христиан и мусульман, была построена (687–691) мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») на месте разрушенного римлянами храма царя Соломона. Немалое значение для мусульманского культа имело и сооружение «Большой мечети Омейядов» в Дамаске (705–715). Она была перестроена из христианской базилики Иоанна Крестителя, воздвигнутой на месте храма Юпитера Дамасского. Атмосфера особой торжественности в мечети является необходимым условием очищения и поддержания веры мусульманина.

Мусульманский культ включает в себя и праздники. Особенно широко отмечается праздник жертвоприношения – курбан-байрам (ид-аль-адха), или большой байрам. Он празднуется через 70 дней после окончания поста – уразы. Он связан с переосмысленным в исламе библейским сюжетом о готовности Авраама принести в жертву своего сына. В память об этом событии мусульманин должен принести жертву (курбан) Аллаху – зарезать овцу, корову или верблюда. Три последние ночи перед завершением поста тоже считаются праздничными и отмечаются по мусульманскому – лунному – календарю (отсчёт его ведётся от 15 июля 622 г., когда Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину). Ночь, выпадающая на 27 число месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря), считается особенно священной, поскольку именно в эту ночь сорокалетний Мухаммед услышал обращение Аллаха, проповедуемое им в течение 22 лет. Первое число месяца шавваль, следующего за месяцем рамадан, торжественно отмечается мусульманами как праздник окончания поста – ураза-байрам. К праздничным дням в исламе относится и пятница, отмечаемая еженедельно, как у иудеев суббота, а у христиан – воскресенье. Она считается официальным выходным днем. Важное место, как и во всех других религиях, в мусульманстве занимает пост. Его должны соблюдать все верующие вне зависимости от возраста и состояния здоровья. Это очищение тела и духа, которому подверг себя Мухаммед, ставший благодаря этому доступным речам Аллаха. Позже, во времена становления промышленного производства, строгое исполнение уразы не требовалось от несовершеннолетних, старых и больных, от рабочих и работниц, занятых на фабриках, заводах, транспорте, на сельскохозяйственном производстве.

В исламе существует обряд инициации (суннат), совершаемый над мальчиками 7-10 лет – обрезание крайней плоти. Он является символом начала жизни, концом которой станет джиназа (похоронный ритуал). Мусульмане говорят: «Кого хорошо отправят в последний путь, тот хорошо и доедет». Таким образом, мусульманский культ представляет собой некий цикл, содержащий в себе суточные, годичные и соразмерные всей человеческой жизни ритмы.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Употребляемый в научной и популярной лит-ре тер­мин «арабское ис­кус­ст­во» в ши­ро­ком смыс­ле оз­на­ча­ет иск-во араб. стран, на­чи­ная с древ­но­сти, и обоб­ща­ет дос­ти­же­ния ср.-век. изо­бра­зит. и при­клад­но­го иск-ва и ар­хи­тек­ту­ры за­воё­ван­ных и ис­ла­ми­зир. ара­ба­ми ре­гио­нов Ближ­не­го Вос­то­ка, Сев. Аф­ри­ки и Юж. Ис­па­нии. При всей общ­но­сти ху­дож. про­цес­сов, свя­зан­ных с ут­верж­де­ни­ем и гос­под­ством ис­лам­ской идео­ло­гии, араб. иск-во от­ме­че­но су­ще­ст­вен­ны­ми раз­ли­чия­ми ху­дож. сти­лей и форм, что объ­яс­ня­ет­ся куль­тур­ной спе­ци­фи­кой и свое­об­ра­зи­ем ис­то­рич. раз­ви­тия ка­ж­до­го ре­гио­на.

Араб. зод­чест­во, впи­тав тра­ди­ции Юж. Ара­вии и Сре­ди­зем­но­мо­рья, соз­да­ло тип ме­че­ти – осн. куль­то­во­го зда­ния ис­ла­ма – в Бас­ре, Ку­фе, Фус­та­те. Наи­бо­лее из­вест­ны Куб­бат ас-Сах­ра в Ие­ру­са­ли­ме, Омей­я­дов ме­четь (707–715) в Да­ма­ске, ме­четь Ибн Ту­лу­на в Каи­ре (876–879). Архит. стили этих ме­че­тей по­влия­ли на му­сульм. ар­хи­тек­ту­ру по­сле­дую­щих ве­ков араб. стран, Ира­на, Ин­дии, Кав­ка­за и Ср. Азии. Ме­че­ти, двор­цы от Ма­рок­ко до Йе­ме­на по­ра­жа­ют де­ко­ра­тив­ны­ми рос­пи­ся­ми и слож­ными ор­на­мен­та­ми и ис­кус­ным впле­те­ни­ем в них араб. надписей, мо­заи­кой и май­о­ли­кой, вы­пол­нен­ны­ми в ори­ги­наль­ной ма­не­ре. Ара­бы соз­да­ли тип узо­ра (ара­бе­ску), до­ве­ли до со­вер­шен­ст­ва иск-во кал­ли­гра­фии, ис­поль­зуя его в де­ко­ре зда­ний, по­су­ды, тка­ней, че­кан­ке, гра­ви­ров­ке и ин­кру­ста­ци­ях на пред­ме­тах бы­та.

Изобразительное искусство не выражало идеи Корана, так как только Аллах может создавать живое, установлен запрет на реалистическое творчество. Мусульманские художники изображают стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска - орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Арабеска - тонкий растительный или геометрический орнамент, включавший стилизованные надписи.

Появились новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий.

Ближневосточная традиция крестово-купольных сооружений была использована арабскими зодчими при строительстве медресе (араб, изучать) и мавзолеев. Мавзолеи имеют форму куба, на котором возвышается купол. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой. Мавзолей Тадж-Махал (Индия) - памятник мирового зодчества, построен из белого мрамора шахом Джеханом в XVII в. в память любимой жены. Квадратный в плане, со скошенными углами, он перекрыт пятью куполами. Общая высота мавзолея 75 м.

Мечеть («мастжид» - место поклонения) как основное культовое сооружение возводится с VII -VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Стены мечети служили защитой городу. Стремление к замкнутости пространства здания - одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Рядом с мечетью возводится величественный и богато украшенный минарет («манара» - маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни. Его происхождение восходит к ряду прообразов: сторожевой или сигнальной башне, маяку. Практическое назначение минарета связано с публичным призывом правоверных на молитву, который выполняет специальный служащий при мечети - муэдзин.

В области архитектуры ислам выработал систему эстетических категорий, понятия-символы:

· джамал - божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети;

· джалал - божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета;

· сифат - божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Основная идея всей культовой архитектуры ислама - прославление божественной силы.

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!