Глава 2. Ранние известия о Русах.



У целого ряда арабо-персидских историков 10-15вв. этноним ар-рус (русы) фигурирует в рассказах о событиях ,которые происходят на Кавказе в 6-7вв. Писавший по-арабски иранский историк ас-Са`алиби в своем сочинении «Лучшее из жизнеописаний персидских царей и известий о них», рассказывая о постройке Хосровом 1 Ануширваном Дербентской стены , среди враждебных персам северных народов упоминает русов.

Прикаспийский историк Захир ад-дин Мар`аши , написавший «Историю Табаристана , Руйана и Мазандерана» , также относит русов в 6 в., где то к северу от Кавказа. К тому же автор пишет о походе русов на территорию Табаристана : «В то время толпа русов, которая сидела на кораблях , высадилась с моря и произвела опустошение в Табаристане .Род Самана сделал усилия для их истребления и полностью тот народ уничтожил.» [9]

Маулан Аулий Аллах Амули в своем труде «История Руйана» , который был написан в 1362г., также содержит в себе краткие сведения о набеге русов на прикаспийские территории.

 «Тогда толпа русов с моря появилась на кораблях и произвела опустошение в Табаристане. Род Самана их истребил.»[10]

Еще одно раннее упоминание о русах у арабо-персидских авторов связано с событиями 643г. на Кавказе . С правителем Дербента по имени Шахрабараз арабы заключили соглашение , по которому он освобождался от уплаты дани ,взамен чего брал на себя обязательство охранять Дербентский проход от северных народов. В обработке Бал`ами среди врагов Шахрабараза дважды упоминаются русы.

Данные Бал`ами до сих пор не имеют однозначного толкования .Одни исследователи считают его сообщение позднейшей вставкой , которую можно не принимать во внимание , другие рассматривают его как вполне достоверное. Новосельцев полагает , что рассказ о событиях 643г. историк почерпнул из несохранившейся полной редакции сочинения ат-Тараби. Содержание этнонима ар-рус у Бал`ами генетически связано с информацией о русах , которая также имеется у Захир ад-дина. Однако в связи с невозможностью проверить наличие у ат-Табари данных о русах сообщению Бал`ами можно дать иное толкование . Для этого нужно посмотреть в каком году он закончил обработку своего труда. Это случилось в 963 г. , когда в Прикаспии еще помнили о походах русов на Каспийском море в первой половине 10в. В эпоху Бал`ами русы были могущественным народом Восточной Европы , поэтому упоминание их в числе опасных врагов арабов в 7в. Могло только подчеркивать значение арабских завоеваний на Кавказе.

Глава 3. Три группы русов

 В 10в. Среди ученых халифата была сформирована географическая школа , которая в наше время называется «классической». В работах представителей этой школы наиболее ранние сведения о Древней Руси приводятся в виде рассказала о трех группах русов.

Одним из основателей школы географов считается ал-Балкри.В его труде «Книга путей и царств» мы можем найти информацию о том на какие группы подразделялись русы.

«Рассказ о русах. Что касается русов, то они живут на острове , окруженном озером , длина их острова размером пять дней пути , на нем леса и заросли . А царя их называют хакан рус, их около ста тысяч человек , и они нападают на славян на кораблях. А булгары подчиняются русам и заключают договор с ними. И нет у русов пашен, и нет другого вида добычи , кроме добытого мечом . И говорилось : их три вида : вид их , в котором живет их царь,- город Куйаба, и он – ближайший к булгарам , и они ближайшие русы к булгарам. А вид их другой называется Слава , а вид третий называется Аусанийа, а царь их пребывает в Ауса, а купцы их не достигают Куйабы…»[11]

 

   В начале 30-х годов 10в. Сочинение ал-Бакри обработал ал-Истахри. Около 950 года он составил свой труд «Книга путей и стран». Согласно этой работе русы подразделялись на три группы , каждая из которых имела свой ареал проживания . Правитель первой группы – сидел в городе Куйаба. Местом обитания правителя второй группы русов был город Салав, а группа именовалась ас-Салавийа. Что очень схоже по звучанию со славянами. Правитель третей группы находился в городе Арса. Куйаба являлась оживленным торговым центром. В Арсу же не мог проникнуть ни один чужеземный купец из за распространенного там обычая убивать иностранцев. Купцы Арсы сами вели торговлю , спускаясь по воде для продажи мехов и металлов . Они торговали чаще всего с Византией , Хазарией и Волжской Булгарией : «…Что же касается Арсы , то неизвестно , чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее , так как там они убивают всякого чужеземца , приходящего в их землю…»[12]

 

 Эти термины позволяют нам полагать , то что в разных частях Восточной Европы существуют три большие группы во главе со своими правителями. Сведения о трех группах русов восходят ко второй половине 9 века. Локализация двух групп в районе Киева (Куйаба) и словен (Славийа) не вызывает сильных споров у ученых . А локализация третьей группы –Арсанийа- до сих пор является предметом дискуссий. Большинство востоковедов придерживаются мнения в пользу северного расположения Арсы, предположительно в районе Ростова.

Одно из самых ценных географических произведений было создано в последней четверти 10 века . Это «Пределы мира от востока к западу» автор которого нам неизвестен. Несмотря на то что оно написано на персидском языке , оно тесно связано с арабской традицией. Установлено что произведение было создано около 982 года по заказу эмира из династии Феригунидов , правителя области Гузган на севере Афганистана. В «Худуд ал-алам» ( так называется произведение без перевода) , имеются ссылки на неизвестную нам карту , которая ,вероятно, была подготовлена заранее.

Произведение состоит из 51 главы с описанием различных территорий. Автор располагал русов , славян, булгар, печенегов , хазар , алан и буртасов в северном полушарии. Согласно вавтору произведения все три группы русов располагались около реки , которая являлась притоком Атила. Данное утверждение говорит о том что все три группы были связаны между собой водными путями. Так же данный труд дает нам информацию о жизни славян и их обычаях : «    Это большая страна , и народ ее плохого нрава, непристойный , нахальный , склонный к ссорам и воинственный . Они воюют со всеми неверными , окружающими их и выходят победителями…Страна их изобилует всеми жизненными благами . Среди них есть группа моровват. Знахари у них в почете. Ежегодно они платят одну десятую добычи и торговой прибыли государю. Среди них есть группа славян , которая им служит. Они шьют шаровары приблизительно и 100 гязов холста, которые надевают и заворачивают выше колена…Мертвого сжигают со всем, что ему принадлежало из одежды и украшений .С ними кладут в могилу еду и питье…»[13]

 

Заключение

 Благодаря восточным источникам мы узнаем много нового о славянах. На мой взгляд именно эти источники в большей степени дают нам информацию в отличие от источников Греции.

Мы узнали о том что славян отождествляли с русами , а они в свою очередь подразделялись на три группы Куйаба , Славийа и Арсанийа. Восточные авторы так же описывают их быт. Мы узнаем то что они поклонялись огню , об этом свидетельствует тот факт , то что покойников сжигали .

 

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

 

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

 

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

 

Основной вывод из всех отрывков в том, что верховная власть у русов и славян в 8-9 вв. - или имела существенные хазарские (или просто тюркские) признаки, так как традиция священного каганата (правитель и его заместитель), была не только хазарской, но и общетюркской, или же была непосредственно представлена какими-то кочевниками. Т.е. возвращаясь к вступлению, именно государства кочевников (хазар, авар, булгар и прочих) повлияли на формирование Древнерусского государства и были его политической основой. Кстати, здесь уместно вспомнить историю балканской Болгарии, где тюркская династия создала всем известное славянское государство.

Задачи поставленные в данной работе выполнены. Восточные авторы не «смешивают» мифы и реальность в своих трудах. Они очень тщательно подходят к выбору информации. Так же при анализе восточных источников мы получили данные о том что русы и славяне это сходные понятия.

 От себя могу сказать , то что мне было очень интересно работать с источниками Востока. Для себя я узнала много новой информации.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!