Миссия на телевидении и радио



Селезнев Андрей Александрович-Задание№1

Миссия в СМИ

Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет- пространстве. Блоги, социальные сети — все этодает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев .

Различные передовые технологии стали неотъемлемой частью жизни наших современников. По данным российского филиала исследовательского концерна «Gesellschaft für Konsumforschung» на начало 2017 г. аудитория интернет-пользователей в нашей стране в возрасте от 16 лет истарше составила порядка 84 млн человек (70,4%). Проникновение Интернета среди молодых россиян (16–29 лет) достигло предельных значений — 97%. Причем отмечается значительный рост числа пользователей, использующих для выхода в Интернет мобильные устройства. К концу 2017 г. прогнозируется еще больший рост мобильного Интернета .

Наше время характеризуется высокими темпами развития средств коммуникации, расширением возможностей доступа в интернет, все более увеличивающейся ролью мобильных устройств связи. Создается новое информационное пространство, в которое включается все больше и больше людей.

Термин «миссия» (от лат. mittere — посылать, отправлять) означает «по- ручение, задание». Церковь призвана всегда проповедовать христианскую истину во исполнение заповеди Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, данной апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сы- на и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам (Мф. 28: 19–20).

Под воздействием изменений в обществе, под влиянием процессов его модернизации формы и методы миссионерской работы со временем транс- формировались. Сегодня различают две основные формы миссии — внешнюю и внутреннюю. Главное различие этих форм заключается в адресатах миссио- нерского служения. Внешняя миссия обращается к нецерковным людям или сторонникам иных верований, внутренняя миссия направлена на тех, кто уже является христианином, для более глубокого понимания своей религии.

Помимо прямой миссии в последнее время все большее значение при- обретает т. н. миссия присутствия, свидетельствующая о Благой Вести через выражение православного взгляда на события в различных областях куль- турной и общественной жизни. Среди различных форм миссии присутствия (культурная, социальная, личная) нас больше всего интересует миссия инфор- мационная, доносящая до общества православное свидетельство и позиции Церкви по самому широкому кругу вопросов посредством СМИ (печатные издания, телевидение, радио, Интернет).

В современном обществе эпохи постмодерна и глобализации, где доминирует повсеместное безразличие и почти забыта заповедь о любви к ближнему, перед миссионером стоит непростая задача — донести до человека весть, побудить равнодушного обратиться к Евангелию, предоставить ему возможность выбора (даже, в каком-то смысле, поставить его перед необходимостью нравственного выбора). Являясь проводником православной традиции, миссионер призван по- казать не только (и не столько) богатство богословского наследия Православной Церкви, но и, прежде всего, свой личный опыт следования за Христом. И это должно быть сделано на языке, понятном нашим, современникам.

Миссионерское поле.

  Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из-под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви, и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны.

  Можно выделить следующие основные особенности современного миссионерского поля:

1. Русская культура и многие национальные культуры сложились под влиянием православия, между тем современная массовая культура отражает чаще всего противоположные ценности. Значение православия как культурообразующего фактора уменьшается.

2. Отсутствие зрелого системного представления о православии у большинства людей усиливается разнообразием мировоззренческих и вероучительных систем, что приводит к фрагментарности и внутренней противоречивости религиозного мировоззрения человека.

3. Фрагментарность религиозных представлений человека и обилие альтернативных взглядов ведет к религиозной индифферентности.

4. Наследие советской атеистической пропаганды до сих пор оказывает значительное влияние на представление людей о Церкви.

5. Значительная часть взрослых людей крещена, но не имеет представления о православном вероучении.

6. Православие часто воспринимается как дань традиции с необходимостью соблюдения некоторых «обрядов» (Крещения, Венчания, отпевания, возжжения свечи).

7. Переизбыток информации ведет к обесцениванию слова.

Вывод: уникальность современного миссионерского поля, а также уникальность среды интернет как средства коммуникациипоказывает нам необходимость выработки совершенно новых методов просветительской деятельности, которые могут и должны учитывать исторический опыт миссии, не должны ограничиваться им. С этой точки зрения для нас будут представлять интерес принципы миссионерской деятельности.

Ведение просветительской деятельности в СМИ должно отличаться от пропаганды и рекламы.

Можно выделить 3 направления миссии в СМИ

1. Миссия в сети Интернет

Миссия в прессе

Миссия на телевидении и радио

 

 Существуют выработанные рекомендации для результативной миссионерской деятельности в СМИ , которые направлены прежде всего на противостояние очернению образа РПЦ в информационном пространстве посредством вбросов искаженных сведений и скандально подаваемых фактов. Для этого необходимо быстро реагировать на происходящие в обществе события и давать им своевременную христианскую оценку в целях формирования общественного мнения. В Интернете для этого следует задействовать широкую группу мирян, выполняющих миссионерское поручение через участие в интернет-форумах, диспутах, в теле- и радиопередачах, церковных конференциях, благотворительных акциях и иных формах общественной деятельности. Святейший Патриарх Кирилл особо выделил необходимость создание групп православных пользователей в соцсетях:

Можно наблюдать, как сайт или группа в социальной сети становятся важным элементом приходской жизни, помогают превращать случайных «захожан» в верных прихожан .

Одна из крупнейших социальных сетей русскоязычного сегмента Интернета (Рунета)«ВКонтакте» имеет несколько сообществ с православной тематикой. Крупнейшее из них — «Верую. Православие» включает в себя более миллиона подписчиков, что является очень неплохим результатом, хотя на самые популярные паблики подписано в среднем 8–9 миллионов человек. К сожалению, большая часть из этих групп посвящена низкопробному юмору .

Особенности миссии в сети Интернет напрямую связаны с характерными свойствами коммуникации в виртуальном пространстве:

1. Общедоступность как основной принцип Интернета. Каждая право- славная страница является миссионерской априори, в большей или меньшей степени, вне зависимости от того, официальная ли это страница епархии или блог рядового мирянина.

2. Независимость от расстояний и времени. Пользователь, находясь в определенной точке пространства, имеет возможность просматривать любые страницы или общаться одновременно с представителями различных культур, которых может быть неограниченное множество в определенную единицу времени, активно или пассивно участвующих в коммуникативном процессе.

3. Быстрота распространения информации и быстрая степень обратной связи. Каждое слово, произнесенное в Сети, получает (или не получает) мгно- венные отклики, которые можно проанализировать и понять, как именно относятся люди к твоему информационному посылу.

4. Относительно небольшие финансовые вложения без ограничения в выборе наполнения ресурса (творческая свобода) с предоставлением не- ограниченного времени на подбор материалов.

5. Возможность широко использовать внушительный мультимедийный потенциал современных интерактивных сервисов.

6. Возможность не только вести живой диалог с нецерковными людьми, но и общаться и духовно возрастать со своими единоверцами.

Интернет-миссия, безусловно, сталкивается и с определенными труд- ностями :

1. «Рядом», т. е. по другим адресам, но столь же доступным для читателя, находятся неприемлемые вещи — порнография, оккультистские сайты и т. д.

2. Электронное сообщество, как правило, имеет свой язык, которым при- ходится если не пользоваться, то, по крайней мере, владеть.

3. Для всех участников требуется владение определенными техническими средствами — компьютером и (при создании сайта) соответствующим про- граммным обеспечением.

4. Не всегда есть возможность наладить обратную связь с адресатом про- поведи и понимать его конкретные потребности, наблюдать за процессом воцерковления (в идеале).

По данным православных каталогов «Христианство.ру» и «Искомое.ру» совокупная аудитория религиозных сайтов в русском сегменте Интернета невелика. Это связано с тем, что интересы большинства пользователей лежат далеко за пределами религиозной сферы. Также причина невысокого чита- тельского интереса к православным сайтам заключается в низком уровне их оформления, непродуманной структуре и редкой актуализации.

Большинство официальных интернет-узлов составляют странички приходов, епархиальные и монастырские сайты. Однако посещаемость большинства из них, ничтожно мала — от 2 до 15 человек в сутки, в то время как основная масса читателей группируется вокруг таких крупных порталов, как

«Православие и мир» и «Православие.ру», отвечающих самым разнообразным запросам читателей. Однако аудитория таких порталов хоть и велика, но отличается статичностью.

Значительная часть сайтов православных приходов из-за своего мрачного, топорного и непрофессионального оформления часто производит отталкивающее впечатление, что является скорее антимиссией. Структураих, как правило, непродуманна, расписание богослужений и контакты — наиболее востребованную пользователями информацию — бывает трудно найти, отсутствует поиск по сайту. Публикуемый материал ограничивается зачастую фоторепортажами с праздников воскресной школы, отчетами о строительной и хозяйственной деятельности прихода, публикацией проповеди священника на праздники.

В последнее время все же можно наблюдать медленный переход от ко- личества к качеству. Малые сайты поглощаются более крупными порталами, занимая в них статус раздела, а первоначальное место сайта, не будучи опла- ченным в течение года или двух, аннулируется.

Для многих наших современников Интернет стал прежде всего источником новостей, которые не читают, а бегло просматривают, поэтому нам необходимо разрабатывать максимально информационные, оперативные и объективные сайты, соблюдая некоторые правила оформления и подачи информации, сайт должен быть хорошо структурирован, обладать простым и легким дизайном, информация должна публиковаться небольшими порциями, иметь выделен- ные ключевые слова, графически оформленные подзаголовки. Поднять посе- щаемость ресурса помогут и система обмена сайтов баннерами и ссылками, а также трансляция новостей посредством RSS-технологии.

Для того чтобы православная миссия в Интернете была эффективной, необходимо, чтобы она была быстрой, доступной, своевременно и активно реагировала на события, происходящие в российском обществе, внося свой вклад на формирование общественного мнения, основанного на своевременной христианской оценке того или иного события.

Православному интернету нужно быть интересным, острым, дискуссионным, не поучающим, в некотором смысле даже вызывающим, использующим совре- менные массовые формы, но наполняющим их церковным содержанием .

Миссионер, работающий в информационном пространстве, должен хо- рошо себе представлять, кто составляет его аудиторию, чем она интересуется, что думает, как общается.

Интернет быстро развивается, и есть все основания полагать, что коли- чественная и качественная активность православных «сетевых миссионеров» в ближайшие годы возрастет за счет притока как мирян, так и священнослу- жителей. Миряне, безусловно, преобладают и будут преобладать, т. к. их коли- чественно больше и они более свободны. Несмотря на широкое присутствие священства в Сети, миссионеров в узком смысле среди них крайне мало.

Прогресс не стоит на месте, но как бы в будущем ни возрастало влияние виртуального мира на нашу жизнь, необходимо помнить, что Церковь живет в реальном мире, в котором молится, совершает Литургию, пастырски окорм- ляет своих членов и проявляет заботу, попечение и любовь. Наша задача от- крыть этот прекрасный мир для далеких от православия людей.

Миссия в прессе

Говоря о миссии в СМИ можно отметить, что за последние годы в православной журналистике наблюдается бурный рост. Зарождаются новые издания. Современные журналы очень разные, но все они тяготеют к широкоформатным иллюстрированным изданиям. Мы оказались в парадоксальной ситуации. У Русской Православной Церкви более 800 информационных проектов различного уровня. Тысячи людей вовлечены в информационную деятельность Церкви, но при этом результат очень и очень посредственный. Более того, талантливые и удачные решения, небольшие победы зачастую перекрываются деструктивными проектами. Как ни странно, у хороших, интересных, по-настоящему церковных СМИ система распространения работает на порядок хуже, чем у изданий сомнительных, псевдоцерковных.

     Вместе с тем, следует отметить, что большая часть православных СМИ осталась в рамках форматов, предложенных основателями в середине девяностых. Из общей массы выделяются «Нескучный сад», которому удалось расширить формат, и не похожий ни на что «Виноград», но остальные идут по более-менее проторенной дороге. Журналы различаются по степени «воцерковленности» их аудиторий. Например, «Нескучный сад» обращен к, вероятно, более воцерковленной аудитории, чем журнал «Фома».

     В целом, сегодня можно выделить четыре типа изданий: епархиальные, «нишевые», культурно-просветительные и концептуально православные издания. Последние – это журналы, которые не заявляют себя православными, но делаются православными людьми в рамках своих представлений о должном. Пока их почти нет, но именно это последнее направление, возможно, является наиболее перспективным.

Сейчас все СМИ, освещающие деятельность РПЦ, можно разделить на три категории, учитывая региональный и федеральный уровень: светская пресса, интересующаяся жизнью РПЦ, частные православные издания и собственные информационные ресурсы РПЦ, получившие гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской православной церкви». На данный момент существует 150 православных СМИ с этим грифом.

Наиболее известные СМИ из этого списка: журнал «Альфа и Омега», журнал «Московские епархиальные ведомости», журнал «Фома», газета «Церковный вестник», «Журнал Московской Патриархии».

Особого упоминания заслуживает журнал «Фома». Впервые журнал вышел в свет в 1995 г. и успешно издается более 15 лет. «Фома» – ежемесячное культурно-просветительское и информационно-аналитическое религиоведческое некоммерческое издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся». Основная тематика: рассказ о христианстве и его роли в культурной и общественной жизни. Журнал не ставит перед собой цели навязывать ту или иную точку зрения. Авторы проекта – позитивно относящиеся к православию общественные деятели и журналисты, которых волнует и интересует смысл и значение церковности в жизни современного человека, решение острых мировых и национальных проблем, развитие культуры и искусства. Журнал не является официальным органом Русской православной церкви. Вместе с тем деятельность «Фомы» одобрена Московским Патриархатом. В своих публикациях журнал принципиально избегает обсуждения текущей ситуации в светской политике, отдавая предпочтение культурным и общественным процессам. Издание адресовано всем заинтересованным читателям, независимо от их вероисповедания, отношения к вере и политических взглядов2. Журнал «Фома», как и другие православные печатные издания, помимо своего сайта также имеет и страничку в «ВКонтакте», которую читают почти 8 тыс. 500 подписчиков. Есть также сайт http://predanie.ru/, где собран большой архив видеозаписей православных передач, репортажей о церкви, а также аудиоверсии книг о духовной жизни.

Частные православные издания, напротив, значительно отличаются от официальных церковных СМИ. К подобным СМИ можно отнести такие газеты и журналы, как «Православная беседа», «Русь державная», «Русский дом», «Десятина», «Православная Москва», «Татьянин день», «Православный Санкт-Петербург» и многие другие. Обычно издателями частных православных СМИ выступают инициативные группы православных мирян, благотворительные и общественные фонды, приходские общины. Эти СМИ борются за читателей, привлекая их интересными злободневными темами. На их страницах можно найти материалы о сектах, наркомании, игромании, алкоголизме, венерических заболеваниях, а также рассуждения о виртуальной любви и раннем материнстве, современном искусстве и кино, интервью со знаменитостями, яркие и интересные фотографии (например, журнал «Православная беседа» наполнен крупными цветными фотографиями). Связывает эти материалы то, что в них отражается православная точка зрения на затрагиваемые вопросы. Невоцерковленными людьми, далекими от церкви, эти СМИ не востребованы, так как в текстах данных изданий постоянно проскальзывают нотки нравоучений и призывы к изменению своего образа жизни, что раздражает современного человека, который в свою очередь сам видит огромное количество недостатков у РПЦ. В этих СМИ, так же как и в официальных церковных изданиях, никогда не встретишь критики РПЦ в свой собственный адрес. Частную православную прессу можно купить в обычных газетных ларьках. Тиражи ее в среднем от 5 до 25 тыс. экз. в зависимости от территории распространения. Журналы для привлечения большей аудитории часто печатаются на глянцевой бумаге и в полном цвете.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!