Психокоррекция особенностей «жертвы»



Лекция «Психология потерпевшего»

Психологический портрет жертвы. Определение понятия «жертва»

Определение понятия «жертва»

Любой человек может попасть в положение, именуемое «жертвой». Это случается в ситуации, когда ему предъявлены такие требования, которым он не соответствует. В результате такого несоответствия человек не может совладать с ситуацией, преобразовать ее, чтобы отстоять, защитить себя. Обстоятельства, другой человек либо группа людей подавляют его, его «Я», в связи с чем он и является жертвой либо в прямом, либо в переносном значении слова. В первом случае он является потерпевшим в правовом смысле, во втором — жертвой обстоятельств либо, если такая особенность типично свойственна ему, человеком с психологией «жертвы». Итак, выражение «психология жертвы» отражает своеобразный психологический тип человека, склад человека-личности.

Прежде всего следует отметить, что человеку с психологией «жертвы» довольно трудно осознать, что он именно такой. Кроме того, именно в себе увидеть причины того, что к нему во взаимодействии пристраиваются люди с психологией «преследователя», «пиночника». Они используют его в своих целях, отыгрываются на нем, стремятся сделать ему больно, приносят ему страдания.

Незнание себя всегда снижает способность к осознанному самоуправлению, а также к изменению — самокоррекции, развитию. Во-первых, результат неадекватного понимания себя связан с недоразвитой рефлексией. Во-вторых, он связан также с защитными механизмами психики человека, в результате чего из сознания в бессознательное вытесняется травмирующая человека информация. В-третьих, если механизмы привычного самоуправления, лежащие в основе психологии «жертвы», складываются в детстве, когда большая часть работы психики осуществляется не сознательно, а бессознательно, они изначально бессознательны, что требует специальных усилий, приемов, даже помощи психолога для их осознания.

Самооценка у «жертвы» неадекватна: занижена или неустойчива. Неустойчивость связана с тем, что «жертва» чрезмерно зависит от оценки других людей, с которыми она чаще всего находится в симбиотических отношениях.

Такого рода отношения приводят человека к потере границы «Я», своей автономности, суверенности. В связи с этим человек с психологией «жертвы» проявляет зависимость от других, склонен попадать под влияние.

Вышесказанное дает основание рассматривать психологический портрет «жертвы» через противопоставление феноменов личностной силы и слабости, зрелой и незрелой личности, субъектности и виктимности.

Виктимность — субъектность

Виктимное поведение в юридическом смысле — это легкомысленное, аморальное или противоправное поведение людей, ставшее причиной превращения их в жертву преступления или жертву других обстоятельств. Следует помнить, что характеристика с использованием термина «причина» может снимать ответственность за совершенное деяние с преступника.

Последний, если его субъектность не нарушена, способен сам принимать решение, даже если обстоятельства влияют на него. В более широком, психолого-юридическом плане, виктимность может также определяться чертами и характеристиками человека, создающими условия для провокации преступления. Величина виктимности может изменяться. Ее рост называется виктимизацией, снижение — девиктимизацией. Значимость виктимности для права выражается в выделении виктимологии как одного из направлений криминологии, изучающих личность потерпевшего, его связи и взаимоотношения с преступником, особенность поведения жертвы в ситуации, инкриминируемой преступнику. Таким образом, в целом явление виктимности связано не только с индивидуальными особенностями человека и особыми способами его поведения, но также с местом, временем, характером ситуации.

Некоторые исследователи выделяют два типа виктимности: личностную и ролевую, не учитывая, что ролевые характеристики относятся к личностным. Роль — социальная функция, например, роль ребенка, студента, начальника и пр. То есть речь должна идти не о личностном и ролевом типе, а об индивидуальных и социально-психологических предпосылках для виктимности. Так, например, роли отверженных или преследуемых: «изгоя», «козла отпущения» — образуются в малой группе благодаря сложившимся реальным отношениям, а также как благодаря, так и вопреки индивидуальным особенностям. Дело в том, что за счет такого социально-психологического феномена, как «групповое давление», силы группы и одного члена, особенно в условиях замкнутого пространства, значимости группы, становятся несоизмеримыми.

       Кроме того, группа обычно поддерживает формального или неформального лидера. Если ему характерна определенная позиция, например, доминировать и преследовать члена группы, то легко возникают явления подражания или «психического заражения», в котором опять большая часть группы оказывается в оппозиции к «жертве». Тот член группы, у кого хватит субъектности, силы характера, нравственности, эмотивности и т. п., чтобы выразить поддержку «изгою», может не только отрезвить и выправить межличностные отношения, но и попасть вместе с изгоем в одну группу.

Противопоставлена виктимности человека как объектности его личности — его субъектность. Человек как субъект характеризуется тем, что он может положиться на себя, способен проявлять себя, реализовывая свое «Я». Самореализующуюся личность в психологии принято называть самоактуализирующейся личностью. А. Маслоу, разрабатывая проблему самоактуализации личности, отмечал, что такой человек независим, уверен в себе, свободен. Он центрирован на проблеме, цели, долге, задаче жизни. Он способен адекватно воспринимать мир, себя, других людей, он учитывает не только индивидуальный, но и общественный интерес. Его поведение естественно, межличностные отношения глубоки, отношения к другим людям доброжелательны и толерантны.

Однако по А. Маслоу проявлять самоактулизацию — непростое дело, не всегда и не всем это удается. Самоактуализирующаяся личность должна обладать мужеством, чтобы беспристрастно видеть себя со стороны и правильно оценивать, чтобы принять себя такой, какая она есть, чтобы, несмотря на внешние препятствия, проявлять свою сущность. Человек с психологией «жертвы» не способен самоактуализироваться: он либо позволить себе этого не может, либо сознательно или бессознательно запрещает себе «такую роскошь», например, уступая дорогу другим как более достойным.

Инфантильная личность — зрелая личность?

В этой дихотомии понятий подчеркнута близкая рассматриваемому содержанию противоположная суть. Итак, что касается обсуждаемых характеристик, начнем рассмотрение со зрелости личности, как она понималась в советской психологии. П. М. Якобсон наделил зрелую личность такими характеристиками:

-устойчивое мировоззрение;

-эмоциональная чувствительность;

-высокая интеллектуальная активность в постановке и решении жизненных проблем;

-проявление творчества в разнообразных сферах жизни;

-правильное понимание своего места в обществе, зрелость ценностей и целей;

-умение реализовать свои способности (свой потенциал) в соответствующих действиях;

-стремление к самопознанию, самосовершенствованию.

Итак, прежде всего под зрелостью понимается все преобразования в целом: и сформированность, и развитость, взрослость, рационализм, интеллектуализация человека по сравнению со слабостью, беспомощностью, неопытностью и эмоциональностью его как ребенка.

Незрелость социального существа — личности — характеризуется прежде всего повышенной эмоциональностью, проявлением в жизни принципа удовольствия. Такой человек вместо того, чтобы обдумывать возникающие проблемы, искать выход из затруднительного положения, начинает эмоционально переживать, что вводит его в страдательную позицию. В связи с этим такая личность и именуется инфантильной.

Психокоррекция особенностей «жертвы»

При психологической помощи людям с психологией «жертвы» корректирующие подходы часто строятся на основе усиления рефлексивной позиции, осознании клиентом непродуктивной ориентации. Однако осознание своей неадекватности не всегда автоматически порождает самосозидание.  Такие осознанные характеристики «Я-образа»: слабость, никчемность, некомпетентность.

Эффективными режиссерами-постановщиками собственной жизни являются личности-интерналы в области успеха, считающие исходящими от себя успешные действия. Это люди, убежденные в своей эффективности, проявляющие устойчивую позитивную самооценку. «Жертвы» характеризуются противоположным качеством — экстер-нальностью, считая, что их жизнь, счастье, успешность в руках внешних сил, например, людей, обстоятельств, судьбы. Они же — беспомощны перед жизнью. Экстернальная личность считает, что не управляет значимыми событиями в своей жизни. Как следствие, такой человек не» стремится взять ответственность за то, что с ним происходит.

В связи с этим психолог-консультант или тренер создает специальные условия в работе с таким типом людей, способствуя не только развитию их интернальности, но также гибкости использования обеих позиций. Крайне выраженным интерналом быть тяжело и непродуктивно, также, как непродуктивно быть по жизни выраженным экстерналом. Однако не стоит отказываться от ситуативной экстернальности, стоит:

-время от времени заключать, мол, «не мой сегодня день», «жизнь полосатая», «и это пройдет»;

-иногда отложить дела в надежде, что все само собой образуется, ведь утро вечера мудренее, в паузе силы будут восстановлены, и процесс нахождения решения произойдет не в спешке;

-принимать помощь других людей при привычке надрываться в одиночестве.

Для преодоления психологии «жертвы» важно позитивное отношение человека к себе. Оно основывается не только на мужестве и убеждении, но и на вере в себя, доверии к миру, жизни, себе. А в целом на принятии существования мира и жизни, себя самого в этом мире. Принятие себя связано с любовью себя. Согласно Э. Фромму «любовь к себе — важное чувство, проявляемое в 2 видах: условная (когда любят за что-то) и безусловная (когда любят по факту существования). Истоки этого чувства находятся в детстве. Условную любовь ребенок «зарабатывает» своим поведением, поступками, стремясь быть хорошим, а безусловная — порождается подобной же  любовью, которой в детстве одаривает ребенка мать и другие значимые взрослые, принятием его как собственной значимости.»

Безусловная любовь наполняет человека чувством самоценности - собственной значимости, которое впоследствии дает ему возможность ощущать в себе опору в виде внутренней силы. Любовь других значима в жизни человека любого возраста, но в детстве она является для него первым внешним подтверждением факта существования его ценного уникального «Я». Ведь когда любят, принимают полностью, выделяют положительные характеристики. Любовь — это подтверждение ценности чего бы то ни было: себя, другого человека, явлений окружающей действительности, мира в целом.

В любви сила ощущается внутренне от наполняющих чувств и внешне от производимого на другого человека эффекта. Отсутствие такой любви формирует повышенную критичность (которую может выдержать только интеллектуально развитая и позитивно преобразующаяся личность) либо комплекс неполноценности.

Личностная сила

Остановимся подробнее на содержании понятия «личностная сила». Личностная сила — это самоощущение и мнение о себе, которые возникают в результате позитивного соотношения возможностей человека и требований жизненной ситуации или жизни в целом. В целом понятие «сила» связано с энергией, действием, преодолением, противодействием. Получается, личностная сила — это сила индивидуальности человека.

Сила индивидуальности человека — не только системное, но и комплексное качество, включающее в себя внутренние и внешние компоненты. Ее внутренними компонентами являются: S в целом

-способность к субъектному самоуправлению, в которое включены жизненные ценности, конструктивные установки, продуктивные переживания;

S в частности

-любовь к себе,

-цель в жизни и устремления,

-высокая и устойчивая самооценка,

-интеллект,

-компетентность,

-вера в себя и «конечное спасение»,

-свойства темперамента,

-физическая сила и выносливость,

-здоровье.

Внешними компонентами личностной силы могут быть:

 - помощь, поддержка других людей, любовь;

-социальный статус человека;

-его физические параметры и красота;

-вещи и предметы, которыми человек пользуется (от одежды и украшений до оружия);

-капитал, имущество, которым он владеет.

Если сравнивать и оценивать внешние и внутренние компоненты личностной силы, то внутренние являются более устойчивым образованием, так как находятся всегда «под рукой» и могут быть без промедления использованы.

Личностная сила может быть, как константным индивидуально-психологическим образованием, так и ситуативным. Человек может проявлять избирательную уязвимость, когда ситуации определенного рода выбивают его из колеи. Например, некоторые смелые и мужественные мужчины панически боятся змей или пауков, теряются от женских слез и пр.

Если выражением «личностной силы» становится самостоятельность, уверенность в себе, решительность, компетентность, устойчивость к воздействию, свобода самоактуализации, смелость, правдивость, уравновешенность, способность к продуктивной деятельности и сотрудничеству, то при «слабости» такое проявление затруднено или невозможно.

Для многих людей с психологией «жертвы» при психологической работе с ними откровением является вывод: «Я думала о себе, что я добрая, а я слабая, я просто не могу сказать нет».

Человек с психологией «жертвы» не может проявлять себя в полной мере субъектом жизнедеятельности. Субъект, таким образом, характеризуется качествами, объединенными понятием «личностная сила», а «виктимная» личность, наоборот, слабостью.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!