Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Тема занятия: В.В. Маяковский Сведения из биографии .Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.

 

Цели занятия.

 

Обучающие (образовательные):

иметь представление:

  1. о раннем творчестве В.В.Маяковского;
  2. о новаторском характере творчества поэта;
  3. о влиянии футуризма на творчество В.В.Маяковского.

Развивающие (формирующие ключевые компетенции):

  1. Развивать навыки выразительного чтения и связной речи.
  2. Формировать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения содержания и формы.

Воспитательные:

Прививать:

  1. интерес к поэзии;
  2. чувство уважения к поэту.

 

Вид занятия: комбинированное занятие.

Метод обучения: словесный, наглядный.

 

 

Ход занятия.

Организационный момент:

- Записывайте число, тему нашего занятия «В.В. Маяковский Сведения из биографии .Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.».

 

Лекция:

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный лирик, «грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе 20 века.

- Футуризме, его эстетическая программа

Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только ругательно: табор дикарей, шайка хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский. Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».

 

Запись в тетрадь

- Запишем в тетрадь определение и особенности литературного течения «футуризм», ознакомимся с основными представителями течения в разных странах .

 

Футури́зм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910—1920 годов.

 Особенности течения:

  • анархичность, нигилистичность мировоззрения;
  • попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, эксперименты в области ритма, рифмы;
  • поиски раскрепощённого слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
  • культ техники, городов;
  • пафос эпатажа.

 

Лекция:

 

Предлагаю ознакомиться с основными моментами биографии поэта, его жизненными переживаниями для того, чтобы глубже понять настроение его творчества, образ лирического героя.


Маяковский Владимир Владимирович (7 (19) июля 1893 — 14 апреля 1930) — выдающийся поэт, драматург, футурист, художник-график, редактор журналов «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».

Маяковский родился в селе Багдады в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906), служившего лесничим в Эриванской губернии, с 1889 в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна (1867—1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. После смерти отца в 1906 г. Маяковский с матерью и сестрами переехали в Москву. В 1906 г. в Москве он поступил в пятую гимназию (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Пастернака Шурой. Прервал обучение в 1908 году и занялся революционной деятельностью.

В 1908 году вступил в РСДРП, трижды арестовывался. Стихи начал писать в 1909 году в одиночной камере Бутырской тюрьмы. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Познакомившись с Давидом Бурлюком, вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу». В 1913 г. обращается к драматургии, трагедия «Владимир Маяковский», автор поставил пьесу и исполнил заглавную роль.

В 1914—1915 гг. работает над поэмой «Облако в штанах».

Летом 1915 г. знакомство с Л. Ю. и О. М. Бриками. Поэма «Флейта-позвоночник». Антивоенная лирика: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон» (1915). 1917 г. «Революция. Поэтохроника».

Снимался в фильмах по собственным сценариям. 1918 г. «Мистерия Буфф» поставлена к годовщине революции.

Лидер объединений левых художников — комфуты, МАФ, Леф, Реф.

1918-19 г газета «Искусство коммуны». Пропаганда мировой революции и революции духа. Переезд из Петрограда в Москву. Поэма «150 000 000» — тема мировой революции.

В 1919-21 гг. организовал выпуск «Окон РОСТА». Годы гражданской войны будет считать лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!» благополучного 1927 года ностальгические главы.

В 1922-23 гг. в ряде произведений продолжает настаивать на необходимости мировой революции и революции духа — «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь на генуэзской конференции» и др.

В 1925 отправляется в самое длительное свое путешествие — за океан: посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник «Испания. — Океан. — Гавана. — Мексика. — Америка».) и очерк «Мое открытие Америки».

В 1922-26 гг. активно сотрудничал в «Известиях», в 1926-29 гг. — в «Комсомольской правде». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике Б.Пастернака, В.Катаева, М.Светлова. В 1923 году организовал группу Леф (Левый фронт), толстый журнал «Леф» (в 1923-25 гг. вышло семь номеров). Активно печатались Н.Асеев, Б.Пастернак, О.Брик, Б.Арватов, Н.Чужак, С.Третьяков, М.Левидов, В.Шкловский и др. Пропагандировал лефовские теории производственного искусства, социального заказа, литературы факта. Творческие всплески 1923 года — гениальные поэмы «Про это» и «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского». 1927-28 гг. — тонкий журнал «Новый леф». 24 номера. Летом 1928 года — разочарование в Лефе и уход из организации и журнала.

Сатирические пьесы «Клоп» (1928), «Баня» (1929) поставлены Мейерхольдом. В 1929 году организовал группу «Реф», но уже в феврале 1930 ушёл из неё, вступив в РАПП.

14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский выстрелил себе в сердце из револьвера. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12. Очевидно, это было самоубийство. Однако, вопреки посмертной просьбе самого поэта «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил», продолжаются спекуляции вокруг его смерти. Часто высказывается версия об убийстве, однако дополнительные экспертизы и расследования каких-либо неоспоримых доказательств этой версии не обнаружили.

Запись в тетрадь

- Запишите в тетрадь основные моменты биографии Владимира Владимировича (в форме хронологической таблицы).

Лекция:

 

Итак, страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте.


Маяковскому с женщинами и везло, и не везло одновременно. Он увлекался, влюблялся, однако полной взаимности чаще всего не встречал. Биографы поэта в один голос называют его самой большой любовью Лилю Брик. Именно ей поэт писал: «Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь». Именно ее он называл «Солнышко Самое Светлое».

26 октября 1921 года Маяковский писал: "Дорогой мой милый мой любимый мой обожаемый мой Лисик! Курьерам письма приходится сдавать распечатанными, поэтому ужасно неприятно чтоб посторонние читали что-нибудь нежное. Пользуюсь Винокуровской оказией, что б написать тебе настоящее письмо. Я скучаю, я тоскую по тебе — но как — я места себе не нахожу (сегодня особенно!) и думаю только о тебе. Я никуда не хожу, я слоняюсь из угла в угол, смотрю в твой пустой шкаф — целую твои карточки и твои кисячие подписи. Реву часто, реву и сейчас. Мне так — так не хочется, чтоб ты меня забыла! Ничего не может быть тоскливее жизни без тебя. Не забывай меня, я тебя люблю в миллион раз больше чем все остальные взятые вместе. Мне никого не интересно видеть ни с кем не хочется говорить кроме тебя. Радостнейший день в моей жизни будет — твой приезд. Люби меня детанька. Береги себя детик отдыхай — напиши не нужно ли чего? Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую и Целую Твой

 

Теперь вы готовы к тому, чтобы обратиться к творчеству поэта, почувствовать его настроение, прочитать между строк и понять, какие переживания открывает для нас лирический герой его стихотворений.

Начало было скандальным. Он вызывал на себя потоки брани и ругательств.     В стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна – то, что отпугивало современную ему критику, неспособную ее объяснить.
 Чтобы открыть для себя новаторский поэтический мир В.В.Маяковского, необходимо проанализировать стихотворения. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы?»

 

Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочел я зовы новых губ. А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб? 1913 г. - Противопоставление себя окружающему миру; - Неприятие серенького, обывательского мирка; - Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру; - Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир; - Устремленность в будущее; - Цель жизни – создать новое искусство, найти новые изобразительные средства, которые соответствовали новому времени

Ответить на вопросы:
-
Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского? Что необычного, нового вы для себя отметили в этом стихотворении?

- Как вы понимаете смысл названия?

- Какие средства выразительности использует поэт?

 

Несовершенство мироустройства, несоответствие мечты и действительности порождали недоуменные вопросы. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!», которое Маяковский прочел 19 октября 1913 года на открытии кабаре «Розовый фонарь» в присутствии весьма благопристойной публики. Двадцатилетний Маяковский, автор двух Десятов стихотворений, вышел на эстраду уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, хмуровато исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, и в пространстве зала прозвучал дрожащий от напряжения необыкновенного тембра бас:

            «Нате!»

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

 

За столиками воцарилась тишина, затем в зале зашикали, кто-то неуверенно свистнул. Зал вдруг взорвался, послышались оглушительные свистки, истерический крик «Долой!».

Ответить на вопросы:

- Каким вы увидели и ощутили здесь поэта?
- Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии?

 -В чем смысл противопоставления лирического героя и толпы?

 -Почему лирический герой называет себя «грубым гунном», есть ли для этого основания в стихотворении?

-А оправдана ли «грубость» поэта? Как вы понимаете строки: «Все вы на бабочку поэтиного сердца| взгромоздились, грязные, в калошах и без калош»?

- Каким видит себя лирический герой, только ли «грубым гунном»? Чем можно объяснить противоречия в самохарактеристике лирического героя?

- В чем, по вашему мнению, заключается своеобразие лирического героя данного стихотворения?

 

Запись в тетрадь

 

 

 Особенности и новизна раннего творчества поэта


1. Несходство с классическими поэтическими произведениями (нет песенной музыкальности, стихи созвучны размеренному, чеканному шагу);

 

2. Особая форма записи стихотворений – лесенкой (связь с живописью):

 

Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы —
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!

3. Повествование всегда предстает в виде серии зарисовок, которые сменяют друг друга:

 

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

4. Основные темы: любовь и одиночество, трагизм жизни, злободневные темы;

 

5. Проявляется хулиганский вызов обывательскому существованию, грубая лексика, подчеркнуто фамильярное и презрительное обращение к аудитории:

 

Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие нажраться лучше как,-

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..

 

6. За враждебностью скрыты глубокие переживания, острое ощущение катастрофичности бытия, поэт ищет подходящий фон для своего героя, необычный и чистый:

 

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?

 

 

7. Любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично:


Поэт сонеты поет Тиане,
а я —
весь из мяса,
человек весь —
тело твое просто прошу,
как просят христиане —
«хлеб наш насущный
даждь нам днесь».

8. Особое отношение Маяковский демонстрирует и по отношению к Богу, снижение образа Бога ярко проявилось в поэме «Облако в штанах»:

Я думал, ты - всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик;
Ты видишь - я наклоняюсь, достаю из-за голенища
Сапожный ножик.

Крылатые прохвосты! Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою,
Отсюда - до Аляски!


Лекция

 

Маяковский пришел в русскую поэзию под флагом футуризма, не одухотворенного высокой идеей, но рожденного на русской почве. Преодолевая условности футуризма, он вмешивается в ход жизни, разрушая представления о поэте как небожителе, затворнике, в тоске ожидающем вдохновения. В среде футуристов, где он нашел единомышленников, Маяковский не мог удовлетвориться ролью ниспровергателя авторитетов в искусстве прошлого, ролью экспериментатора, героя литературных скандалов. Он ощущал в себе мощь трибуна, чье слово обращено к массам. Футуризм Маяковского не ограничен созданием форм. Он включает в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоценности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского – опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества».

Итоги занятия.

- Сдать письменный материал по лекции (выполнить задания и сделать записи в тетради)

 

 Домашнее задание.
- К следующему занятию выберите стихотворение В.В.Маяковского, выучите наизусть, сделайте видеозапись вашего чтения и отправьте запись в личные сообщения мне «Вконтакте» или на электронную почту elena.gnitiy@mail.ru

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!