ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТОНИКА, СТРУКТУРА И ПРОСТРАНТСВО



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра дизайна и искусствоведения

 

 

АРХИТЕКТОНИКА И СТРУКТУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ

 

Учебно-методическое пособие

К лабораторным и самостоятельным работам для направления подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриат)

 

 

Уфа

УГНТУ

2018

 

Учебно-методическое пособие составлено с учетом федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 11 августа 2016 г. № 1004.

В пособие сформулированы и рассмотрены основные задания, требования и рекомендации по выполнению лабораторных и самостоятельных работ.

Предназначено для подготовки бакалавров очной, очно-заочной и заочной формы обучения направлений подготовки 54.03.01 Дизайн.

 

 

Составитель Гиматдинова А.А., ст. преподаватель

 

 

Рецензент: Потеряев П.Г. член СХ России, доцент каф. «Дизайн и искусствоведение»

Николаев В.К. член СХ России, доцент каф. «Дизайн и искусствоведение»

              

 

 

© ФГБОУ ВО «Уфимский государственный

нефтяной технический университет», 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Общие свойства архитектоники ………………….…………………... 5
2. Понятия архитектоника, структура и пространство…………………. 6
3. Классы бумаг………………………………………………………… 8
4. Инструменты и принадлежности…………………………………….. 10
5. Перечень лекционных тем……………………………………………. 11
6. Рекомендации по выполнению лабораторных и самостоятельных работ 6.1. Рекомендации по работе с материал……………………………. 12
6.2. Рекомендации по этапам сборки форм…………………………. 12
7. Перечень тем для лабораторных и самостоятельных работ…………….. 13
8. Примерные образцы к лабораторным и самостоятельным работам 8.1 Простые объемно- пространственные геометрические тела Сечения и разрезы объемно- пространственных геометрических тел 14
8.2 Пересечение объемно- пространственных геометрических тел 14
8.3 Развитие объемно- пространственных геометрических тел в симметрии и асимметрии……………………………………………… 14
8.4 Принцип формообразования объемно-пространственных структур на основе плоского листа. Плоскость, линии, пространство…………………………………………………………. 14
8.5 Принцип, анализ формообразования объемно-пространственных структур на основе плоскости, формы и пространства……………………………………………………………. 15
8.6 Создание объемно-пространственной структуры на основе изученных принципах ………………………………………………… 15
8.7 Объемно-пространственной структура по созданию творческой идей …………………………………………………………………… 15
Заключение…………………………………………………………………….. 16
Список рекомендуемой литературы………………………………………… 17
Список использованных источников………………………………………… 18

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебно–методическое пособие «Архитектоника и структуры в пространстве» направлено на изучение структур системы формообразования, выявление закономерностей её целостности и гармоничности с помощью теоретического анализа и практических приемов на лабораторных и самостоятельных занятиях.

«Архитектоника и структуры в пространстве» непрерывно связан с дисциплинами пропедевтика, технический рисунок и академический рисунок. Комплексный метод помогает обучающемуся реализовать графические изображения в объёмно-пространственные объекты. Изученный материал может быть использован в дисциплинах основы производственного мастерства, академической скульптуре или проектирование.

Задачей архитектоники объёмных форм является: развитие творческого мышления и воображения, ориентированного на экспериментирующее творчество, приобретение практических навыков в создании трехмерных структур и формирование компетенций с учетом федерального государственного образовательного стандарта для данного направления.

Задания лабораторных занятий способствуют развитию трехмерного, объёмно-пространственного и образно-ассоциативного мышления, эстетических качеств «целостного видения» форм и вырабатывание навыка точного ручного труда. В качестве одобрения является демонстрация творческих поисков и выявление нестандартного авторского решения, развитие новых, динамичных способностей студента, пригодных в будущей профессиональной деятельности.

Пособие «Архитектоника и структуры в пространстве» включает перечень тем для лабораторных и самостоятельных работ, рекомендации по их выполнению, список рекомендуемой литературы и использованных источников, а также приведены примерные образцы тематических заданий.

 

ОБЩИЕ СВОЙСТВА АРХИТЕКТОНИКИ

В широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. В общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. Термин имеет и другие понятия: как соразмерное расположение частей в одном стройном целом, общий план построения, присущий композиции, конструктивной системе или структуре.

Качество архитектоники объекта зависит от четырех основных характеристик: совершенства самого содержания, совершенства формы, взаимосвязи формы и содержания, эстетичности формы. Главная закономерность архитектоники состоит во всестороннем единстве формы и содержания.

Архитектоника выявляется в распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. Архитектоническая связь элементов формы является основным выразительным средством. Тем самым формируя главное впечатление о восприятии объекта (что сохраняет своё значение даже в случае объектов живой природы, также имеющих свою видимую архитектонику). Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (или, иначе говоря, составляет образ объекта). Архитектоника представляет собой эстетическое воплощение несущей формы конструкции и материала, отражением культурно-исторического представления объекта, тем самым является символом целостности формы.[1]

Объём тела <<…>> определяется его формой и линейными размерами. В изобразительном искусстве объёмом называется иллюзорная передача пространственных характеристик изображаемого предмета художественными методами. [4]

Фо́рма от лат. forma означает «внешний вид». Форма предмета— взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. [5]

ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТОНИКА, СТРУКТУРА И ПРОСТРАНТСВО

 

В настоящее время значение архитектоники расширилось до применения к различным областям: от творения созданных природой к сфере культуры и искусств до информационно- инженерных областей. Данное пособие ориентируется на закономерности развития таких категорий как объём и форма в среде.

Архитектоника (тектоника) (греч. architektonike (tekto-nike) — строительное искусство)— 1) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей [1].

Архитектоника понимается как всесторонняя материальная и информационно-эстетическая взаимосвязь внутреннего содержания и формы в различных объектах, прежде всего произведения дизайна и архитектуры. Оно могло охватить художественное воплощение назначения функционирования пространственной организации, конструктивно-технологической основы во внешнем облике промышленных изделий, архитектурных сооружений и художественных произведениях. И произведение считалось архитектоничным, если оно было совершенным по назначению, работе, строению, прочности, надежности и привлекательным по форме.

В своём основном значении, структура есть внутреннее устройство чего-либо. Внутреннее устройство связано с категориями целого и его частей. Выявление связей, изучение взаимодействия и соподчиненности составных частей различных по своей природе объектов позволяет выявить аналогии в их организации и изучать структуры абстрактно без связи с реальными объектами.

Пространство — форма сосуществования материальных объектов и процессов, характеризующая структурность и протяженность материальных систем. Универсальные свойства пространства — протяженность, единство прерывности и непрерывности.

Приведенные ниже определения пространства, данные представителями разных архитектурных школ и направлений, доказывают, насколько сложно и многогранно это понятие. Для Ле Корбюзье «Овладение пространством — это первое движение всего живого, людей и животных, растений и облаков, это основное проявление равновесия и прочности». Этот строго рациональный взгляд на пространство соседствует у Корбюзье со значительно более эмоциональной оценкой: «Архитектура, скульптура и живопись находятся в особой зависимости от пространства, ибо все эти искусства по необходимости оперируют им... пробуждение эстетической эмоции есть особая функция пространства».

Наиболее эмоционален в своих оценках Луис Кан: «Пространство имеет над нами власть и создает настроение». «Я верю в то, что архитектура — разумный способ организации пространства. Она должна быть создана так, чтобы конструкция и пространство проявлялись в ней самой. Выбор конструкции должен учитывать организацию света». И еще раз он пишет о живительной для пространства силе света, о звуковых ассоциациях, вызываемых пространством: «Я испытывал сплав различных чувств. Слышать звук — это значит видеть наполненное им пространство. Пространство имеет свою тональность, и я воображаю, как я создаю композицию высокого, сводчатого или покрытого куполом пространства, придавая ему характер звука, перемежающегося с тоном пространства— узкого и высокого, льющего серебром свет в темноту. Архитектурные пространства, озаренные светом, вызывают во мне желание написать нечто вроде музыки» [146].

Классификация пространств по характеру восприятия потребителем строится на основании шести концепций пространства, предложенных X. Норбергом-Шульцем:

- прагматическое пространство физического развития;

- перцептивное пространство сиюминутной ориентации;

- экзистенциальное (бытийное) пространство;

- познавательное пространство физического мира;

- экспрессивное пространство художественных представлений;

- абстрактное пространство чистых логических построений [1].

 

КЛАССЫ БУМАГ

Все виды бумаги можно разделить на десять классов:

1) Печатная бумага. Этот вид наиболее распространен. Он предназначен для печатания издательской и изобразительной продукции различными методами. К этому классу можно отнести газетную бумагу, типографскую, офсетную, бумагу для глубокой печати, а также иллюстрационную, картографическую, обложечную и этикеточную.

2) Декоративная бумага. Это вид представляет собой бумагу, имеющую окрашенную гладкую или же крепированную поверхность, а также поверхность, которая имитирует бархат, кожу, полотно или мрамор. Сюда можно отнести аэрографную, бархатную бумагу, крепированную, мраморную и другие виды бумаги, которые применяют для отделки различных книжных переплетов и для оформления книжно-журнальной продукции.

3) Писчая бумага или бумага для черчения, машинописи, рисования, то есть писчая цветная бумага, обычная писчая, тетрадная, почтовая бумага, машинописная, копировальная, чертежная, ротаторная, а также бумага ватман, калька бумажная, прозрачная чертежная бумага и рисовальная бумага.

4) Электротехническая бумага. Сюда можно отнести электроизоляционную бумагу, телефонную, конденсаторную бумагу, кабельную, полупроводящую кабельную бумагу, микалентная и прочую.

5) Упаковочная и оберточная бумага. К этому классу относится бумага для упаковки продуктов на автоматических аппаратах, упаковочная бумага для сахара, бумага для чая, фруктов, бумага для стеклянной тары, а также текстильной продукции, мешочная бумага, для спичечных коробок, жиронепроницаемая упаковочная бумага, светонепроницаемая бумага для кинофотоматериалов, оберточная бумага, растительный пергамент, под-пергамент, пергамин и т.д.

6) Светочувствительная бумага. Сюда можно отнести такую бумагу, как светочувствительную, диапозитивную светочувствительную и фотографическую, а также бумажную диапозитивную светочувствительную кальку.

7) Папиросная и сигаретная бумага, то есть бумага для изготовления папирос и сигарет. Это курительная бумага, мундштучная, сигаретная и папиросная.

8) Впитывающая бумага. К этому классу относят впитывающую бумагу для хроматографии, бумагу промокательную, фильтровальную бумагу различного назначения и т.д.

9) Промышленно-техническая бумага различного назначения для ртутно-цинковых элементов, для химических источников тока, а также каландровая бумага, патронная, бумага шпагатная, водорастворимая бумага, перфокарточная, термореактивная бумага, теплочувствительная, бумага для электрографии, гуммированная бумага для переводных изображений и другие виды.

10) Бумага-основа. Сюда можно отнести бумагу, которую используют в качестве основы для изготовления многих других видов бумаг, различных бумажных изделий и фибры с помощью соответствующих обработок, различных пропиток и покрытий. Это бумага-основа, основа термореактивной, копировальной, мелованной, парафинированной бумаги, пергамента, фотокальки, фотобумаги, абразивной бумаги, а также основа для переводной фольги, для облицовочного материала, упаковочной бумаги для молочных продуктов, гигиенических салфеток, клееной ленты, склеенного картона и т.д. [4]

 

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

 

На первоначальном этапе используется бумага формата А4 для ксерокопирования. Она доступна по цене, легко формирует навыки ручного труда и незатруднительна в технологии сборки объёмных форм. Затем заменяют на чертежную бумагу – ватман. Её поверхность плотнее и устойчивее для формирования объёмно-пространственных форм.

Специальную деревянную доску, линолеум или пластиковый планшет для сохранения рабочего стола и удобства закрепления материала.

Карандаши Н, 2Н. Они должны иметь заточку острую или лопатку. Минимальная длина общей заточки 25мм и грифель 8мм.

Стирательная резинка (ластик). Для удаления основных или вспомогательных линий на чертеже Ластик используют мягкий, можно ластик- клячка.

Металлическая линейка 15, 30, 50 см и желательно с резиновой подложкой на нижней поверхности, чтобы не скользила по материалу. В результате эксплуатации инструмент не подвержен изменения при воздействии карандаша или резака, скальпеля.

Циркуль предназначен для проведения окружностей разного типа, измерения размеров и откладывания их на чертеже.

Ножницы универсальные, малые, прямые, острые предназначены для разрезания материала.

Канцелярский или столярный резак 9, 18 мм, нож, резак- скальпель. Они меньше деформируют материал и создают четкие, ровные срезы.

Пинцет применяется для сборки мелких элементов.

Клей ПВА быстро высыхает, не отставляет следов на материале. В качестве замены можно применить клей прозрачный или прозрачный гель момент.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ

 

1. Общие сведения об архитектонике и структуре в пространстве

2. Формообразование в среде

3. Гармонизация объемно-пространственных структур

4. Симметрия и асимметрия

5. Комбинаторные формообразования

6. Бионическое формообразование

7. Формообразование в живой природе

8. Изменение малых форм 

9. Принципы формирования современных объемно-пространственных структур

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!