Латинские медицинские деонтологические выражения



Крылатые латинские фразы

1. Cognosce te ipsum! – Познай самого себя (по преданию, эта надпись была начертана на фронтоне знаменитого храма Аполлона в Дельфах. Её авторство приписывается одному из семи греческих мудрецов Фалесу; это выражение было любимым изречением Сократа).

2. Cogĭto, ergo sum – Я мыслю, следовательно, я существую. Французский философ, математик и физик Рене Декарт (1596-1650), или Картезий (отсюда термин «картезианская философия»), считал это положение основой новой философии, свободной от веры и всецело основанной на деятельности разума («Начала философии»). По его мнению, познание истины начинается с критики, т. е. универсального (относящегося ко всему) сомнения. Другими словами, ничего нельзя заведомо принимать на веру, кроме очевидности самосознания сомневающегося во всём человека.

3. Festīnā lente! – Спеши медленно (эту пословицу любил повторять император Октавиан Август, I в. до н. э.-I в. н. э.) // «Тише едешь – дальше будешь», «Поспешай медленно», «Поспешишь – людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Дело верши, да не спеши», «Кто берёт махом, кончает прахом».

4. Errāre humānum est  – Человеку свойственно ошибаться (римский оратор Сенека Старший, I в. до н. э.- I в. н. э.).

5.  Edĭmus, ut vivāmus, non vivĭmus, ut edāmus – Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть. Основа – приведённые у Диогена Лаэртского (II-III вв. н. э.) слова Сократа (V в. до н. э.) о том, что другие люди живут, чтобы есть, он же ест, чтобы жить.

6. Per risum multum potĕris cognoscĕre stultum – По чрезмерному смеху ты сможешь узнать глупца

// «Смех без причины – признак дурачины», «Кто всегда одинаково весел, тот, по-моему, просто глуп» (В. Маяковский).

6. Per aspĕra ad astra – Через тернии к звёздам (девиз штата Канзас). Призыв идти

7. вперёд к намеченной цели, преодолевая все препятствия на пути

8. Non progrĕdi est regrĕdi – Не идти вперёд значит идти назад

9. Te homĭnem esse memento – Помни, что ты человек

Другими словами, чего бы ты ни достиг, не зазнавайся; помни, что над тобой есть высшие силы, что ничего не вечно – ни ты сам, ни слава, ни успех, ни богатство

Nemo sapiens, nisi patiens – Никто не мудр, если не терпелив

// «Терпение – мать учения», «Начало ума – терпение».

11. Debes, ergo potesТы должен, значит можешь. Пословица, отражающая отношение римлян к обязательствам.

 12. Nil admirāriНичему не (следует) удивляться. Гораций (Квинт Гораций Флакк, I в. до н. э.) говорит, что счастье заключается в достижении душевного покоя, а для этого нужно оставаться невозмутимым в любой ситуации.

13. Memento moriПомни о смерти. Первоисточником считается рассказ Геродота (V в. до н. э.) о египетском обычае во время пиршества обносить вокруг гостей изображение покойника. Во Франции, начиная с 1664 г., выражение служило формулой приветствия у монахов ордена траппúстов. Так они напоминали друг другу о краткости земной жизни, которую нужно прожить достойно, зная о предстоящем Божьем суде // «Жить надейся, а умирать готовься», «Бойся не бойся, а гроб теши».

 

14. Quo vadis ?Куда идешь?Согласно церковному преданию, во время гонений на христиан в Риме при императоре Нероне (65 г. н. э.) апостол Пётр решил покинуть Рим. Выйдя из города, он вдруг увидел перед собой человека, направляющегося в Рим. Признав в страннике Иисусу и испытав сильные угрызения совести, Пётр спросил Его: «Куда идёшь, Господи», – на что Христос ответил, что идёт в Рим, чтобы снова быть распятым и умереть за народ, лишённый своего пастыря. Пётр вернулся в Рим и был казнён вместе с пленённым в Иерусалиме апостолом Павлом. Он считал, что не достоин умереть так же, как Иисус, и потому был распят головой вниз.

15.Sic transit gloria mundi! – Так проходит мирская слава! (в основе – трактат немецкого философа-мистика Фомы Кемпийского, XV в.). Обычно о чём-либо утраченном (красоте, славе, силе, величии, авторитете). Начиная приблизительно с 1409-го г. эти слова произносят во время церемонии возведения в сан нового римского папы, сжигая перед ним клочок ткани в знак непрочности и тленности всего земного, в том числе получаемых им власти и славы.

16. Labor omnia vincitТруд побеждает всё (девиз американского штата Оклахóма). Публий Вергилий Марон (I в. до н. э.) говорит, что Юпитер нарочно укрыл от людей многие блага (например, огонь) и не обучил полезным навыкам, чтобы они сами путём размышления и опыта могли постичь окружающий мир и благоустроить свою жизнь // «Терпение и труд всё перетрут».

17. Nemo judex in propria causa – Никто не [может быть] судьёй в собственном деле.

18. Plenus venter non studet libenter – Полный желудок учится неохотно // «Сытое брюхо к учению глухо».

19. Fortes fortūna juvat! – Дерзающим судьба помогает.

20. Homĭnis est errāre, insipientis perseverāre – Человеку свойственно ошибаться, глупцу – упорствовать (в своих ошибках) // «Упрямство – достоинство ослов», «Тот больше ошибается, кто в своих бедах не кается», «Полбеды – человек отстал, две беды – догонять не хочет».

21. Amīcus mihi Plato, sed magis amīca verĭtas – Платон мне друг, но истина дороже (Аристотель, IV в. до н. э., «Никомахова этика») // «Варвара мне тётка, а правда сестра».

22. Aurea mediocrĭtas – «Золотая середина». (Гораций, римский поэт 1 в. до н. э.)Об исключающем крайности и риск решении или о чуждом излишеств образе жизни // «Серёдка всему делу корень», «Вперёд людей не забегай, да от людей не отставай». 

23. Sapienti sat – Умному достаточно [сказанного] // «Умный поймёт с полуслова».

24. Post hoc non est propter hoc – После этого [не значит] из-за этого. Другими словами, то, что одно событие последовало за другим, ещё не указывает на причинно-следственную связь между ними.

25. Hostium munĕra non munĕra – Дары врагов – не дары.

26. Sub specie aeternitātis – С точки зрения вечности (мысль нидерландского философа XVII -го в. Бенедикта Спинозы). Спиноза говорит о том, что нашему разуму свойственно созерцать вещи с тоски зрения вечности, т. к. постигая предметы, разум представляет их содержащимися в Боге и вытекающими из необходимости Божественной природы. В более приземлённом понимании созерцать вещи с точки зрения вечностизначитсопоставлять их с такими глобальными категориями и ценностями, как, например, жизнь и смерть.

27. Pigritia mater vitiōrum – Праздность – мать пороков.

28. Amicitia vitam ornat – Дружба украшает жизнь.

29. Asĭnus asinōrum in saecǔla saeculōrum – Осёл из ослов во веки веков // «Глуп, как пробка», «Глуп, как пень».

30.Litterārum radīces amārae, fructus dulces – Корни наук горькие, плоды сладкие. Приписывается Аристотелю (IV в. до н. э.) // «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен», «Без мýки нет науки». 

Латинские медицинские деонтологические выражения


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!