Религиозные версии мироздания



Современные религии не отрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи и, тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки - изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии, и, быть может, философии. Главное, чтобы, увлекшись земными заботами, человечество не забывало, что оно не автономно, что над ним существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.

Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. В развитых монотеистических религиях (т.е. религиях, признающих одного верховного всемогущего Бога) существует два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Катафатическое богословие позволяет говорить о Боге и давать ему на человеческом языке характеристики в превосходных степенях: Бог вездесущ, всемогущ, всеблаг и т.д. Апофатическое богословие считает, что Бога можно познать только сердцем, только в откровении, и человеческий язык не в силах -выразить божественных качеств, ибо они разительно отличаются от человеческих[3] .

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевс не создает земного мира и тем более Космоса, не создает их и Будда в буддизме. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. В отличие от Зевса, подчиненного слепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственному усмотрению, хотя мог бы непрерывно пребывать в состоянии нирваны - запредельного высшего блаженства, которое не является ни бытием, ни небытием. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог.

Христианский Бог - очень сложная для понимания фигура (впрочем, на это можно возразить, что религия не требует понимания умом, а требует эмоционального переживания). Он - личный абсолют. То есть это - безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время - это личность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное Ты, навстречу которому открывается душа. Кроме ипостасей Отца и Сына, Бог обладает еще и третьим проявлением - Духа Святого. Все три лица неразделимы.

Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы. В то же время Бог, создавая людей, наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать, следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Это одно из противоречий христианских религиозных представлений: человек и свободен и предопределен. Богу в христианстве противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом: он первым извратил дарованную Богом свободу и создал сферу зла. Но Дьявол - только обезьяна Бога, он сам не выступает созидательным началом и может лишь переманивать на свою сторону заблудшие души. Таким образом, в христианской картине мира отношение добра и зла несимметрично: Бог всегда сильнее, он - заведомый победитель. Он вечен и все ему подвластно.[4]

Разнятся в религиозных картинах мира и представления о времени. Для политеизма древних греков мифологическое время выступает прежде всего как циклическое, история не имеет направленности. Некогда из первозданного Хаоса появился Космос, и с тех пор мир живет космическими природными циклами, связанными с земледельческими работами. Правда, в некоторых античных источниках мы встречаем мнение о том, что нынешнее человечество оставило позади Золотой век и нынче пребывает в веке Железном, однако такое видение скорее исключение, чем правило.

Буддизм рассказывает нам о периодах космического времени, которые носят название "кальпы". Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происходит сгорание Вселенной. Причиной гибели мира всякий раз становятся накопленные грехи живых существ.

Мифологическое время всякой религии - судьбоносные дни и часы - находит свое выражение в религиозных праздниках. Тогда обычное время превращается для верующего в сакральное. Всякий торжественный праздничный обряд - это символическое воспроизведение священного события, расположенного в мифологическом времени. Если мы празднуем Рождество Христово, то символически рождение Христа происходит снова и снова, а верующий выступает в этом случае как лицо, лично причастное к великому и прекрасному событию.

Для христианства мировое время оказывается выстроенным линейно. История - это путь, который имеет свое начало, череду важных промежуточных этапов-событий и венчается концом. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа - те вехи пути, которые уже миновали. Грешное человечество направляется к следующей вехе - второму пришествию и Страшному суду, после которых все в корне изменится, в том числе исчезнет нынешнее человеческое время: последовательность убегающих дней, заставляющих людей стариться и умирать.

Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Человек принадлежит к низшим ступеням мира форм, он подчинен закону кармы - причин и следствий. Всякий раз конкретная форма распадается, тело умирает, но причины, созданные поведением человека при жизни, определяют, где и кем ему снова родиться. Поскольку земная жизнь - это сплошное страдание, постольку высшая цель для человека - прекратить цепь перерождений, которая тянется в дурную бесконечность. Мудрец желает стать просветленным, тем, кто способен отказаться от желаний, порождающих страдания, и перейти в состояние нирваны - вечного блаженного покоя, при котором личность растворяется во Вселенской пустоте. Потеря личности, индивидуальности, обладающей желаниями - важнейшая цель человека. От индивидуальности - все зло. В буддизме избавиться от "я" и побороть страсти, привязывающие к земле, человеку помогают бодхисаттвы - существа, которые уже могли бы быть буддами, но задержались для того, чтобы помочь всем страдающим обрести истинный путь.

Христианство, как никакая другая религия рассматривает бытие человека в качестве трагического и разорванного. Дело в том, что человек создан по образу и подобию божьему, но грех Адама и Евы выбросил человечество из райских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенства и смерти. Человек грешен.. Но всех людей ждет впереди Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Воскрешенные Господом в теле (а душа и тело для христианства едины), одни обретут вечное блаженство, другие - вечные муки. Поэтому тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен следовать всем нравственным поучениям христианской церкви, твердо верить в основные положения христианства, молиться Христу, вести праведный и добродетельный образ жизни, не поддаваясь искушениям плоти и гордыни. Таковы религиозные картины мира, тесно связанные с религиозным мировоззрением.

 

Философия религии стоит в ряду главных философских дисциплин, являя собой особый тип философствования. Её следует понимать, прежде всего, как ту "часть" философии вообще, которая обращена в своих познавательных усилиях к религии.

Это обращение может быть двояким. Религия для философии выступает:

а) либо как предмет отношения;

б) либо как предмет исследования.

Философия, имеющая и выражающая то или иное отношение к религии, есть философия религии в широком смысле слова; она представляет собой совокупность явных и неявных философских установок по отношению к религии; это общая позиция, занятая философией в отношении религии. Определённая позиция по отношению к религии обнаруживается практически в любой философской доктрине. Философия как таковая всегда проявляла и проявляет интерес к религии; более того, представляется, что философия вообще не может не быть в одном из своих аспектов именно философией религии: философия неизбежно содержит в себе отношение к религии. Для такого положения дел (то есть для того факта, что философия всегда так или иначе относит себя к религии) существенными являются два условия.

Таким образом, философия вообще всегда является и (в том числе и) философией религии, однако, как видим, лишь в довольно общем смысле, только в связи со своей "природой", чуть ли не принудительно. Философия есть специфическое отношение ко всему сущему, значит - и к религии, следовательно, философия так или иначе с необходимостью является философией религии.

Развитие экономических, политических и культурных отношений между разными странами и народами способствовало возникновению мировых религий. На сегодняшний день это буддизм, христианство и ислам. Идея, которая ставит интересы и ценности человека выше, чем интересы государства, то есть космополитизм, помогла трем религиям выйти за пределы национального характера и распространиться по всему миру. В основе трех убеждений лежит вера в вездесущего, единого и всеведущего Бога, соединяющая в одно целое все особенности и свойства богов политеизма.

Рождение каждой из трех религий происходило в определенном этносе и в конкретной исторической среде, что способствовало появлению их характерных особенностей. В данном реферате мы и рассмотрим происхождение и философию всех трех религий.

1. Буддизм

Одной из трех мировых религий является буддизм. Ее приверженцы в основном населяют Страны Юго-Восточной, Центральной и Южной Азии, хотя и на других континентах так же имеются последователи, однако уже в меньшей степени. В России буддизм проповедуют в Калмыкии, Туве и Бурятии.

Как известно, буддизм так же является одной из самых древних религий, христианство возникло на пять веков позже, а ислам уступает ему, по хронологии, двенадцать столетий. На общественную жизнь и культуру жителей регионов Азии буддизм имел влияние не меньше, чем христианство на Америку и Европу.

Возникновение буддизма проходило в VI - V веках до нашей эры на территории Индостана. Спустя некоторое время он охватил страны Азии, однако в Индостане он потерял свое значение и фактически исчез.

Началом буддизма служит легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гуатамы. По легенде Гуатама в тридцать лет покинул семью и на протяжении семи лет он искал путь избавления человека от страданий, после чего он находит истинный жизненный путь и становится Буддой. Основой учения являются четыре истины, по которым страдание и человек неразрывно связаны друг с другом; реальный мир представляет собой сансара (замкнутый круг, состоящий из рождения, смерти и новых рождений), а его сущность есть страдание. Спастись от страданий можно только тогда, когда постигаешь нирвану (наивысшего состояния духа человека). Достичь нирвану может только тот, кто победил желания, то есть праведник.

Религия возникает в качестве оппозиции кастовому строю. В центре учения является равенство всех людей перед страданиями и правах на спасение. Основные позиции буддизма были изложены в буддийском каноне Трипитака, состоящая из трех частей: Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхарма-питака. Первая говорит о правилах поведения монахов и их порядках. Вторая об изречениях Будды и его эпизодах жизни. Третья ведет поучения на абстрактные и философские темы.

В буддизме каждая личность представляет собой скопление изменяющихся форм. Высказывания Будды говорят, что личность состоит из пяти элементов: желаний, телесности, ощущений, познаний и представлений. Обретение покоя души имеет огромное значение в учении о спасении души. По религии душа распадается на отдельные компоненты (сканды) для того, чтобы воплотилась та же личность, но только в новом рождении, необходимо, чтобы компоненты были соединены точно так же, как это было прежде. Разрыв замкнутого круга перевоплощений, то есть выход из сансары, обретение вечного покоя - это важная часть трактовки спасения в буддизме. По религии душа - это сознание, содержащее в себе весь духовный мир человека, распадающееся и соединяющееся в процессе индивидуальных перерождений, стремящееся к покою в нирване.

Совокупность всех помыслов и поступков в ранних перерождениях принято называть кармой. Так у человека есть право выбора, по средствам которого имеет путь к спасению.

2. Христианство

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") изначально представляла собой одну из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Родственные с иудаизмом корни очень важны для понимания истоков христианской веры. Ветхий Завет - первая часть Библии, имеет одинаковую знаковость как у иудеев так и у христиан. Новый Завет - исключительно христианское писание, играющее главную роль. Глобальное распространение произошло из-за упадка ценностей античной цивилизации, находившейся в глубоком кризисе. Люди перестали верить в общественное устройство, придуманное Римлянами, и новая идеология, гласившая о пути внутреннего спасения, вселяла в них уверенность. Уникальностью Христианства был универсализм. Религия уже в начале своего развития ставила в основу идею молиться не только за себя, но и за весь мир. Была провозглашена идея равенства всех верующих перед Богом, что означало полное отсутствие национальных и языков границ. Следующей стала идея непогрешимости “церкви”, которой сам Христос передал Святой Дух через апостолов. С IV века начинаются сборы высшего духовенства на вселенские соборы, на которых формировались каноны, нормы, правила богослужения и методы борьбы с ересями. В 325 году в Никее состоялся первый вселенский собор, принявший символом веры - свод главных догматов, являющийся основой вероучения. Все существа, предметы и происшествия - свободный акт Божьей воли. Человек же является носителем “образа и подобия” Бога.

Вскоре вследствие исторических событий произошло разделение Христианства на три вероисповедания - Православие, Католицизм и Протестантство.

Православие являлось восточной ветвью, основы которой были сформированы в Византии. Основой вероучения является Библия и решения семи вселенских соборов, которые позже были сформулированы в двенадцати частях. В дальнейшем большую роль в развитии сыграло учение Блаженного Августина. Широкое принятие христианства на Руси было обусловлено интенсивным освоением северных земель в конце XVIII века. Культ Троицы, который поднял Сергий Радонежский, стал социальной идеей. В 1448 году, после победы в Куликовской битве, независимый собор русских архиереев возвел на кафедру Митрополита Московского и всея Руси Епископа Рязанского Иону. Это было начало автокефалии Русской Церкви. Большое внимание уделяется праздникам и постам перед ними. Четыре многодневных поста в русском православии: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Католицизм признает основы религии, но имеет некоторые особенности: постановления всех вселенских соборов и послания и постановления папы считаются Священным Приданием, строгая централизация, сокровищница “сверхдолжных” дел, учение о чистилище, непогрешимость папы, различное понимание семи таинств, безбрачие обязательно для всех, центром культа является храм. На втором Ватиканско соборе началось обновление, называемое процессом аджорнаменто, Важнейшим решением был отказ от ведения службы только на латинском языке.

Протестантство выдвигает свои догмы: возможна непосредственная связь человека с Богом, человек обретает Божественную благодать без посредников, спасение происходит только через веру в искупительную жертву Иисуса Христа, священство для всех верующих одинаково, признаются крещение и причастие, неподчинение папе, Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

3. Ислам

Третья мировая религия - ислам, или мусульманство. Сильно распространенная вера, насчитывающая примерно девятьсот миллионов приверженцев, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти полностью исповедуют ислам, ирано-язычные и тюрко-язычные -- в подавляющем большинстве. Большое количество мусульман присутствует среди северо-индийских народов. В целом, почти всё население Индонезии исповедует ислам.

Зарождение ислама произошло в Аравии и, в отличие от других, оно почти полностью подкреплено письменными источниками. Мухаммед - божий пророк, проживавший в Мекке, получил от Бога “истины”, которые занёс в Коран. Коран - священная книга мусульман. Вторая священная книга - Сунна. философия мировой религия космополитизм

Догматика ислама довольно проста. Мусульманин должен осознавать и верить, есть только один бог - Аллах; Мухаммед - посланник-пророк; до него были другие пророки - Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед главнейший; добрые духи - ангелы; злые духи - джинны. В последний день мира, когда мертвые восстанут из своих могил, всем будет воздано за сотворённое; праведные, чтящие бога, попадут в раю, грешные и неверные будут мучиться в геенне огненной; существует предопределение сотворённое божеством, ибо каждому существу изначально назначена судьба самим Аллахом. Главная догма - полное и безоговорочное подчинение воле Аллаха.

Обрядовые и практические заповеди ислама заключаются в пятикратной ежедневной молитве в назначенные часы и омовением перед ней и в любых других ситуациях, закят для поддержания бедных, ежегодный пост в течение всего месяца, паломничество в Мекку, священный город, которое правоверный мусульманин должен совершить хотя бы раз в жизни. Существует понятие джихад - священная война за веру. В Коране есть предписание, в котором сказано, что надо воевать со всеми “кому ниспослано писание”, коими являются иудеи и христиане. Этика не имеет в себе невыполнимых предписаний, которые например есть в христианстве. В семейной морали главенствующее место занимает мужчина, а женщина создана, чтобы его ублажать, но не коим образом не поощряется слишком жёсткое отношение. Мужчина имеет не только большое количество привилегий, но и так же не менее большее количество обязанностей. Все абсолютно равны перед Богом, но различия в достатке и прочих материальных благах объясняются волей Аллаха и не могут быть оспорены.

Заключение

Рассматривая три самых охватывающих мир религии, можно заметить, что все они основаны на явлении человеку Божественного существа, которое оповещает людей о том, что надо делать, чтобы получить вечный покой и избежать наказания. Конечно, между Буддизмом, Христианством и Исламом есть очень существенные различия в постах, праздниках, церемониях, убеждениях и таинствах, но суть у всех примерно одна и та же. Религия пытается наставить человека на путь истинный, дать ему надежду, научить добру, отучить от зла, привить терпимость, научить терпению и всем остальным возможным хорошим качествам. Если вдуматься, то по большому счёту нет разницы, во что верить, ведь если человек доверится любой из религий и будет делать всё так, как изложено в Божественных писаниях, то он попадёт в рай, обретёт вечное спокойствие, впадёт в нирвану. Людям необходима вера, с ней легче идти вперёд, объясняя неудачи своим духовным несовершенством и восхваляя Бога в случае удачи и успеха. Приятно думать, что когда ты делаешь свои дела, рядом есть что-то, что может тебе помочь в преодолении своих трудностей.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!